Дело № 2-2481/2010 Мотивированное решение изготовлено 15.12.2010г.
Решение
Именем Российской Федерации
10 декабря 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Сажневой Н.Л.,
при секретаре Яковлевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФИО2, связанных с отказом в регистрации его и членов его семьи (супруги и несовершеннолетних детей) при ФИО3 – по месту прохождения военной службы.
В обоснование заявления указал, что проходит службу по контракту в ФИО3. По прибытии к новому месту службы в ... собрал необходимые документы и через командование ФИО3 обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации его и членов семьи по месту жительства при ФИО3.
На указанное заявление 02.11.2010 дан ответ за подписью начальника ФИО2 об отказе в совершении регистрационных действий со ссылкой на положения п. 70 Административного регламента, (введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208), в который внесены изменения, согласно которых при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
ФИО3, где он проходит службу, не имеет в своем адресе улицы и номеров домов, все предыдущие годы регистрация военнослужащих осуществлялась по адресу: ....
В пункте 4 Положения о филиале - ФИО3 ФИО4 указано место нахождение и почтовый адрес ФИО3: ....
В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Полагает, что возврат документов, является фактическим отказом в регистрации его и членов его семьи по месту жительства при ФИО3 и противоречит Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, право места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которых военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
При этом, отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лишает его и членов его семьи возможности получить полис медицинского страхования и бесплатную медицинскую помощь, ИНН, страховое свидетельство, трудоустройства и т.п.
Просил признать незаконным действия миграционной службы, обязать ФИО2 зарегистрировать его и членов его семьи – супругу ФИО5, сына ФИО6 и дочь ФИО7 - по месту жительства по адресу: ....
В судебном заседании ФИО1 свое заявление поддержал и дополнительно пояснил, что он и члены его семьи ранее проживали в ... в служебном жилом помещении, которое сдали по акту, в связи с переводом заявителя к новому месту службы в .... С регистрационного учета по прежнему месту жительства вся семья снята 15.09.2010г. В настоящее время регистрации на территории РФ не имеют. Указал, что в ФИО3 свободного служебного жилья не имеется, а также не имеется жилого фонда в виде общежитий для временного проживания и регистрации. Просил заявление удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании требования заявителя (супруга) поддержала.
Заинтересованное лицо – ФИО2 в письменном мнении на заявление указал, что действия должностных лиц отдела соответствовали требованиям закона – п. 3 ст. 5 ФЗ РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 3 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», п. 23 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ…», а также п. 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ», а именно – военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
Адрес места жительства определяет норма п.п. 2 п. 2 ст. 4 ФКЗ от 28.06.2004 года «О референдуме в Российской Федерации», как адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
В силу п. 70 вышеназванного регламента при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
При поступлении материалов на регистрацию, оформленных в установленном порядке, регистрация заявителя и членов семьи военнослужащего будет осуществлена.
ФИО3, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в письменном отзыве поддержало заявление ФИО1 – в связи с отсутствием у воинской части иного адреса, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев документы, представленные ФИО1 для регистрации по месту жительства, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО1 проходит военную службы по контракту в ФИО3 (...) с 13 сентября 2010 года.
В связи с прибытием к месту службы в ЗАТО г.Североморск с членами семьи (супругой и двумя детьми) ФИО1 18.10.2010 года через командование ФИО3, обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации его и членов семьи по месту жительства при ФИО3 в ..., представив все необходимые для этого документы. Однако, письмом от 02.11.2010 года за подписью начальника ФИО2 документы были возвращены, со ссылкой на необходимость указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364).
Суд полагает, что фактически орган миграционного учета отказал заявителю в регистрации ему и членам его семьи по месту жительства, так как ФИО3, где ФИО1 проходит службу, не имеет почтового адреса (улицы и номера дома), а указать его ни заявитель, ни ФИО3 не могут.
Действия миграционного органа по возврату документов суд полагает нарушающими права и законные интересы заявителя и членов его семьи.
Так, частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации, при этом регистрация носит заявительный характер.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил, указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208 (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Пункт 78 Административного регламента устанавливает, что сведения на несовершеннолетних граждан, прибывших с родителями к месту жительства, вносятся в поквартирные карточки по форме 10 (приложение № 10 к регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме № 11 (приложение № 11 к регламенту). На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме № 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства.
Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, в спорной ситуации ссылки ФИО2 на положения Административного регламента суд находит несостоятельными.
При этом, общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Федеральный закон по отношению к Административному регламенту имеет большее юридическое значение.
Из п.4 представленного Положения о филиале, ФИО3 является филиалом ФИО4 и имеет место нахождения и почтовый адрес:.... В адресе данной воинской части улицы и номера дома не имеется, в связи с чем, заявитель не имеет реальной возможности его указать. До марта 2010г., военнослужащие и члены их семей, до получения жилых помещений, регистрировались по месту жительства при войсковых частях по месту прохождения службы, без указания улицы и номера дома.
Таким образом, у ФИО2 не имелось законных оснований для возврата документов, представленных на регистрацию заявителя и членов его семьи, а фактически - отказа в регистрации с требованием об указании адреса воинской части без ссылки на ее номер.
Кроме того, в сложившейся ситуации, в отсутствие регистрации по месту жительства нарушаются права заявителя и членов его семьи на реализацию прав и свобод, в частности, на получение различных социальных выплат, оказания услуг, получение бесплатной медицинской помощи, устройство в школу, трудоустройство, поскольку обращения в указанные учреждения обусловлены административно-территориальным делением.
Также суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Суд учитывает также, что, вынужденное проживание заявителя и членов его семьи без регистрации, влечёт негативные последствия, т.к. отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также въезд на территорию ЗАТО и проживание в нем без регистрации, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ и ст. 20.19 КоАП.
Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту жительства, нарушает права заявителя и членов его семьи, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».
С учетом выводов суда, иные доводы ФИО2 на существо принимаемого судом решения не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании действий ФИО2 - удовлетворить.
Обязать ФИО2 зарегистрировать военнослужащего ФИО1, Дата года рождения, уроженца ..., а также членов его семьи – супругу ФИО5, Дата года рождения, уроженку ..., ФИО6, Дата года рождения, уроженца ..., ФИО7, Дата г.рождения, уроженку ..., по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.Л. Сажнева
СПРАВКА: по состоянию на 22.12.2010г. решение не вступило в законную силу.