взыскание задолженности по налогам



Дело № 2-1875/2010 Мотивированное решение изготовлено 17.12.2010г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Сажневой Н.Л.

При секретаре Яковлевой Г.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Зимину Владимиру Витальевичу о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам

УСТАНОВИЛ:

Налоговый орган обратился в суд с иском к ответчику о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.

В обоснование иска и в судебных заседаниях представители истца пояснили, что Зимин В.В. является учредителем и генеральным директором ФИО2 (далее - ФИО2, Общество, юридическое лицо) ИНН/КПП/ Номер, которое 21.04.2005г. поставлено на налоговый учет. Зиминым В.В., как учредителем и генеральным директором Общества, 05.12.2007г. принято решение о ликвидации юридического лица (утверждена ликвидационная комиссия в лице Зимина В.В.).

По состоянию на 02.04.2010г. задолженность ФИО2 по уплате налогов и сборов (пени, штрафов) составила 2 671 076 руб. 26 коп, в том числе недоимка в размере -1 603 132 руб. 53 коп.

Согласно пп.4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пени и штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации её имущества.

Пункт 4 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), содержит норму, согласно которой юридическое лицо (за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации), ликвидируется также в соответствии со ст.65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). При этом, если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть, ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ («Несостоятельность (банкротство) юридического лица»): в соответствии с положениями Закона о банкротстве, в котором устанавливаются основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов.

Согласно ст.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002г. должник обязан обратиться с заявлением о признании должника банкротом, если при проведении ликвидации юридического лица будет установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества)

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п.3 ст.62 ГК РФ). обязан

В ст.224 Закона о банкротстве также устанавливается, что, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Иными словами в таком случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. После принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

При этом, Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных п.1 ст.9 Закона о банкротстве, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств.

05.12.2007г. учредитель - генеральный директор ФИО2 Зимин Владимир Витальевич принял решение о ликвидации данной организации и утверждении ликвидационной комиссии в составе самого Зимина В.В. (представлено в ФИО1 06.12.2007г.)

06.11.2008г. в ФИО1 было представлено Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ФИО2 (по форме Р 15003). Однако, в нарушение названных требований закона ликвидационной комиссией ФИО2 в лице Зимина В.В. обращения с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в Арбитражный суд Мурманской области по настоящее время не направил.

В соответствии со ст.226 Закона о банкротстве неподача ликвидационной комиссией (ликвидатором) в арбитражный суд заявления о признании юридического лица банкротом после установления невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

ФИО2 на данный момент находится в стадии ликвидации (что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц), которая без признания её банкротом завершена быть не может.

Согласно п.2 ст.226 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение данного требований несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

Таким образом, своим бездействием ликвидатор ФИО2 Зимин Владимир Витальевич не исполнил свою обязанность, предусмотренную п.2 ст.224 и должен нести субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования об уплате обязательных платежей в соответствующем размере.

В силу ч.2 и 1 Положения о Федеральной налоговой службе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с ч.2 п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» уполномоченные органы вправе самостоятельно обращаться с требованиями, в том числе к ликвидационным комиссиям, о привлечении их к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица- должника.

Таким образом, ФИО1 вправе предъявить требование в порядке п.2 ст.226 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к гражданину, являющемуся председателем ликвидационной комиссии юридического лица ФИО2, а именно к генеральному директору организации Зимину Владимиру Витальевичу.

Кроме того, истец указал, что 25.05.2010 г. ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании задолженности в сумме 2 671 076, 26 руб. в порядке субсидиарной ответственности к Зимину В.В.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 02.08.2010 г. по делу Номер производство по делу было прекращено за неподведомственностью спора арбитражному суду, в связи с отсутствием закона, который относил бы подобные требования, предъявляемые к физическому лицу, к подведомственности арбитражного суда. Таким образом, полагают, что требования о взыскании с Зимина В.В. в порядке субсидиарной ответственности имеющейся задолженности в силу положений ст. 22 ГПК РФ подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

На основании изложенного просит взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Зимина Владимира Витальевича (учредителя и ликвидатора ФИО2) в доход федерального бюджета сумму неудовлетворенных требований кредитора по уплате обязательных платежей в размере 2 671 076,26 руб.

Ответчик Зимин В.В. дважды извещавшийся о дате и времени судебного заседания по месту жительства ( регистрации) и месту регистрации Общества, в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке заочного производства, против чего представители истца не возражали. Кроме того, для защиты прав и интересов ответчика, суд, в порядке ст.50 ГПК РФ, назначил ему представителя.

В судебном заседании представитель ответчика адвокат Петрова Л.А. против удовлетворения исковых требований возражала, указала, что ответчиком было принято решение о ликвидации организации, но истцом не указан срок действия ликвидационной комиссии. В соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве) обязанность ликвидатора в предусмотренный законом срок обратиться в Арбитражный суд. При нарушении обязанности, лицо, которое должно было обратиться в суд, несет субсидиарную ответственность по обязательствам, которые возникли после истечения срока о признании банкротом.

Согласно ст.63 ГК РФ предусмотрен порядок ликвидации организации, согласно которого требования кредиторов могут быть предъявлены требования в течение двух месяцев с момента опубликования сведений о ликвидации. Налоговая инспекция является кредитором и должна была предъявить требования в течение двух месяцев после того, как Зимин принял решение о ликвидации Общества. Полагала, что истцом пропущен срок для взыскания задолженности. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно п.2.ст.61 юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В судебном заседании установлено ФИО2 21.04.2005г. поставлено на налоговый учет в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Единственным учредителем и генеральным директором, общества является Зимин В.В., что предусмотрено Уставом общества.

Зиминым В.В., как единственным учредителем общества и его генеральным директором, 05.12.2007г. принято решение о ликвидации юридического лица и утверждена ликвидационная комиссия в лице Зимина В.В. Данное решение было представлено в ФИО1 06.12.2007г. В связи с указанным в ЕГРЮЛ 13.12.2007г. внесены сведения о принятии учредителем решения о ликвидации юридического лица.

На основании Решения и.о начальника ФИО1 о проведении выездной налоговой проверки от 24.12.2007г. в ФИО2 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка в период с 24.12.2007г. по 22.02.2008г. по результатам которой были установлены налоговые нарушения, отраженные в Акте от 21 апреля 2008г. № 61. Проверкой был охвачен весь период деятельности общества с 21.04.2005г по 30.11.2007г. В Акте отражены также пояснения ФИО2 по установленным налоговым нарушениям.

По результатам выездной проверки начальником ФИО1 принято Решение №10065 от 03.06.2008г. о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения ( в связи с ликвидацией). В частности в решении указано, что ФИО2 подлежит уплатить в бюджет в срок, указанный в требовании, суммы неуплаченных (не полностью уплаченных ) налогов, пени, налоговых санкций на общую сумму 2206371,18 руб. Направленное инспекцией в адрес налогоплательщика требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 01.07.2008г в добровольном порядке исполнено не было.

Принятые в порядке ст. ст. 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации решения о взыскании налога, пени и штрафа за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика также исполнены не были в связи с отсутствием у налогоплательщика денежных средств и имущества.

В связи с указанным ФИО1 направила постановление № 1178 от 30.07.2008г. для принудительного исполнения в межрайонный специализированный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по МО, где 04 августа судебным приставом –исполнителем вынесено постановление Номер о возбуждении исполнительного производства(л.д.111).

06.11.2008г. в ФИО1 от ФИО2 поступило Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р 15003.

Постановлением судебного пристава -исполнителя от 25.11.2008г. исполнительное производство Номер окончено в связи с невозможностью взыскания.

Таким образом, предпринятыми налоговым органом и отделом федеральной службы судебных приставов мерами задолженность по решению ФИО1 от 30.06.2008 N10065 взыскать не удалось ввиду отсутствия денежных средств и имущества.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 Кодекса.

Кодексом не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения его в стадии ликвидации.

Пунктом 1 статьи 49 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В соответствии с пунктами 1, 4, 7, 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 указанного Кодекса. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Согласно ст.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.

Согласно п.2 и п.3 Закона заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Согласно п.2 ст.10 этого же закона нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что по данным бухгалтерского учета общество в момент составления промежуточного ликвидационного баланса имело задолженность по налогам и сборам, а также присутствовали обстоятельства предусмотренные ст.9 и п. 1 ст. 224 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)", ликвидация общества в добровольном порядке произведена быть не могла и Зимин, как учредитель и генеральный директор общества обязан был подать в Арбитражный суд заявление о банкротстве, однако, этого не сделал.

Положения ч. 1 ст. 226 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией при нарушении требований, установленных п. 2 ст. 224 названного Закона, согласно которым при недостаточности стоимости имущества ликвидируемого предприятия для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Согласно ч.2 этой же статьи собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

В силу ч.2 и 1 Положения о Федеральной налоговой службе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с ч.2 п.7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» уполномоченные органы вправе самостоятельно обращаться с требованиями, в том числе к ликвидационным комиссиям, о привлечении их к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица- должника.

Ссылка представителя ответчика на пропуск срока предъявления требований о взыскании задолженности судом не принимается.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

При этом право на взыскание задолженности в порядке субсидиарной ответственности возникает только после отказа основного должника удовлетворить требования кредитора (статья 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.1996 N 6/8).

ФИО1 стало известно о невозможности взыскания задолженности с основного должника по исполнительным документам из постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 25.11.2008г.

С иском о взыскании основного долга с субсидиарного должника истец обратился 12октября 2010г., то есть в пределах срока исковой давности.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.198, 233 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Взыскать с Зимина Владимира Витальевича,Дата г.рождения, в порядке субсидиарной ответственности, как учредителя и ликвидатора ФИО2, в доход федерального бюджета задолженность по налогам, пени и штрафам в общей сумме - 2671076,26 руб.

Взыскать с Зимина Владимира Витальевича госпошлину в доход государства в сумме 21555,38 руб.

Ответчик вправе подать в Североморский городской суд заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Мурманский облсуд через Североморский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Н.Л. Сажнева.