об оспаривании действий должностных лиц



Дело № 2-2677/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Новоселовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФИО2, связанных с отказом в регистрации его и членов семьи при ФИО3 – по месту прохождения военной службы.

В обоснование заявления указал, что проходит военную службу по контракту в ФИО3. По прибытии к новому месту военной службы в ... с членами семьи: супругой ФИО4 и дочерью ФИО5, Дата рождения по причине не обеспечения жилым помещением по месту службы через командование ФИО3 обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации по месту жительства при ФИО3 его и членов семьи. На указанное заявление 26.10.2010 года дан ответ за подписью начальника ФИО2 об отказе в совершении регистрационных действий со ссылкой на положения п. 70 Административного регламента, (введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208), в который внесены изменения, согласно которых при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).

ФИО3, где он проходит службу, не имеет в своем адресе улицы и номеров домов. В пункте 5 Положения о филиале - ФИО3 федерального бюджетного учреждения - ФИО6 указано место нахождение и почтовый адрес войсковой части ФИО3: ....

В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.

Полагает, что возврат документов, является фактическим отказом в регистрации ему и членам его семьи по месту жительства при ФИО3 и противоречит Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, право места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которых военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Отказ в регистрации по адресу места проживания его, супруги и ребенка нарушают права их права на свободу передвижения по территории РФ (въезд и выезд с территории ЗАТО г. Североморска осуществляется по регистрации по месту жительства); получение индивидуального налогового номера, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, что будет являться препятствием для получения различных социальных выплат, оказания услуг и т.д.: получение бесплатной медицинской помощи (полис медицинского страхования), устройство в детские ясли, детский сад, школу.

Кроме того, отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере от двух тысяч пятисот рублей.

Въезд на территорию ЗАТО без регистрации и проживание в нем в соответствии со ст.20.19 КоАП РФ также влечет наложение административного штрафа в размере от ста до одной тысячи рублей.

Просил признать незаконными действия миграционной службы, обязать ФИО2 зарегистрировать его, супругу ФИО4 и дочь ФИО5 по месту жительства по адресу: ....

Заявитель Дудкин Ю.В. в судебном заседании свое заявление поддержал, дополнительно пояснил, что прибыл к новому месту службы 03.08.2010 года, до настоящего времени не обеспечен жильем по месту службы, временно снимает жилье на ..., регистрацию иному месту жительства (кроме как при ФИО3) не имеет возможности, так как ФИО3 свободного жилищного фонда не имеет; компенсацию за поднаем жилья – не получает. Указал, что ФИО3 относится к <данные> и не находится в подчинении Северного Флота РФ.

Представитель заинтересованных лиц - ФИО2 (привлеченного к участию в деле) Суфиярова Л.В. в судебном заседании полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

На основании п.23 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию:

«военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей».

Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208 (в редакции Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 г. № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ: «при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контакту и членов их семей, прибывших на новое место военной службы по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование).

При проверке представленных заявителем на регистрацию документов было установлено, что заявитель просит зарегистрировать его и членов семьи по месту прохождения военной службы - ....

В направленном заявителю письме предложено указать адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование) и поручить ответственному за регистрацию при войсковой части оформить листок прибытия и листок статистического учета прибытия в соответствии с Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 (в редакции Приказа ФМС России от 23.12.2009 г. № 364).

Просила в удовлетворении заявления отказать.

Представитель ФИО7, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ФИО8 в представленном письменном мнении на заявление полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ РФ от 25.06.1993 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.3 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.23 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» военнослужащие, до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Адрес места жительства определяет норма п.п. 2 п. 2 ст. 4 ФКЗ от 26.06.2004 № 5-ФКС «О референдуме Российской Федерации» как адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и который содержится в отметке о регистрации гражданина в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Ни в одном нормативном акте не оговорено о возможности произвести регистрацию военнослужащих по номеру войсковой части.

При этом, Министерством Обороны даны соответствующие указания руководителям органов военного управления (письмом от 21.09.2009 года № 20-5/307/1262) о порядке регистрации военнослужащих по адресам воинских частей.

Руководству воинских частей совместно с органами местного самоуправления необходимо произвести регистрацию места нахождения войсковой части, что не исполнено (п. 21 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

В связи с чем, полагает, что претензии военнослужащих могут быть предъявлены лишь к командованию частей, которые не исполняют свои обязанности, а не к органам миграционной службы.

С учетом позиции Конституционного суда, выраженной в Постановлении № 4-П от 02.02.1998 года, регистрация по месту жительства или пребывания как военнослужащих, так и членов их семей, в жилых помещениях никоим образом не влияет на получение субсидий, социальных выплат и льгот.

В целом просила в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованное лицо – ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в е отсутствие, указала, что требования супруга поддерживает.

Заинтересованное лицо – ФИО3 – в письменном отзыве указала, что требования ФИО1 поддерживает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя части.

Заслушав заявителя, представителя ФИО2 и ФИО7 Суфиярову Л.В., исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, ФИО1 проходит военную службу по контракту в ФИО3 (...) с 03.08.2010 года, куда прибыл к новому месту службы из .... Согласно отметке в паспорте ФИО1, а также адресному листку убытия, он 17.08.2010 года снят с регистрационного учета из .... Супруга заявителя ФИО4 согласно отметке в паспорте также снята с регистрационного учета по указанному адресу 17.08.2010 года.

До получения служебного жилья, ФИО1 через командование ФИО3, обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации по месту жительства его и членов семьи при ФИО3 в ... с одновременным снятием с регистрации по прежнему месту жительства, представив все необходимые для этого документы. Однако, письмом от 26.10.2010 года за подписью начальника ФИО2 документы были возвращены, со ссылкой на необходимость указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364).

Суд полагает, что фактически орган миграционного учета отказал заявителю в регистрации его и членов семьи по месту жительства, так как ФИО3, где ФИО1 проходит службу, не имеет почтового адреса (улицы и номера дома), а указать его ни заявитель, ни ФИО3 не могут.

Действия миграционного органа по возврату документов суд полагает нарушающими права и законные интересы ФИО1 и членов его семьи.

Так, частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.

Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации, при этом регистрация носит заявительный характер.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Право военнослужащего на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил, указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208 (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).

Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, в спорной ситуации ссылки ФИО2 на положения Административного регламента суд находит несостоятельными.

При этом, общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Федеральный закон по отношению к Административному регламенту имеет большее юридическое значение.

Из представленного Положения усматривается, что ФИО3 является филиалом федерального бюджетного учреждения – ФИО6, имеет место нахождения и почтовый адрес:.... В адресе данной воинской части улицы и номера дома не имеется, в связи с чем, заявитель не имеет реальной возможности его указать. До 2010 года военнослужащие и члены их семей, до получения жилых помещений, регистрировались по месту жительства при войсковых частях по месту прохождения службы, без указания улицы и номера дома.

Таким образом, у межрайонного отдела ФИО2 не имелось законных оснований для возврата документов, представленных на регистрацию заявителя и членов его семьи, а фактически отказа в регистрации со ссылкой на необходимость указания адреса воинской части без ссылки на ее номер.

Кроме того, в сложившейся ситуации, в отсутствие регистрации по месту жительства нарушаются права заявителя и членов его семьи на реализацию прав и свобод, в частности, на получение различных социальных выплат, оказания услуг, получение бесплатной медицинской помощи, устройство в детские ясли, детский сад, школу, трудоустройство, поскольку обращения в указанные учреждения привязаны к административно-территориальному делению. Кроме того, отказ в регистрации по адресу места пребывания нарушает их право на свободу передвижения по территории РФ (въезд и выезд с территории ЗАТО г. Североморска осуществляется на основании регистрации по месту жительства (пребывания).

Также суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г.Североморска.

Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту жительства, нарушает права заявителя, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявление ФИО1

С учетом выводов суда, иные доводы представителя ФИО2 на существо принимаемого судом решения не влияют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании действий ФИО2 - удовлетворить.

Обязать ФИО2 произвести регистрацию ФИО1, Дата рождении, уроженца ..., ФИО4, Дата года рождения, уроженки ..., ФИО5, Дата года рождения, уроженки ..., по адресу: ... - в порядке, установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Т.В.Роговая

Справка: по состоянию на 30.12.2010 года решение не вступило в законную силу