Дело № 2-37/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2011 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Роговой Т.В.
при секретаре Бухаловой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баринова Игоря Олеговича к ФИО1 о признании права на приватизацию жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Баринов И.О. обратился в суд с иском к ФИО1 о признании за ним права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: ..., признании отказа в приватизации квартиры недействительным и понуждении ответчика к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность.
В обоснование иска указал, что на основании договора социального найма жилого помещения от 29.11.2010 года, заключенного между ним и ФИО1, он является нанимателем однокомнатной квартиры Номер, общей площадью <данные> кв.м, жилой – <данные> кв.м., расположенной по вышеуказанному адресу. В квартире проживает один.
15.12.2010 года, приняв решение приватизировать указанную квартиру, обратился в ФИО1 с соответствующим заявлением, на что получила отказ со ссылкой на Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 и п.п.«г» п.1 ст.114 Конституции РФ.
Полагает, что, поскольку занимаемая им квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», отказ ответчика является неправомерным и нарушает его право на приватизацию жилья.
Просил признать за ним право на приватизацию квартиры Номер, расположенной по адресу: ..., признать отказ в приватизации квартиры недействительным, обязать ответчика заключить договор на бесплатную передачу жилого помещения в его собственность.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца (по доверенности) Баринова В.А. заявленные требования поддержала, обосновала по доводам, приведенным в исковом заявлении, уточнила и дополнительно пояснила, что ее сын Баринов И.О. работал в ФИО1 с 18.06.2010 года по 03.12.2010 года по бессрочному трудовому договору <данные>, проживал на жилой площади родителей по адресу: .... В связи с отсутствием собственного жилья, обратился в ФИО1 с ходатайством о предоставлении жилья. Ходатайство было рассмотрено положительно, с разрешения Командующего Северного Флота Баринову И.О. предоставлено жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, - как работнику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Договор найма жилого помещения заключен 29.11.2010 года за № 41 – бессрочно.
При увольнении Баринова И.О. из ФИО1 (по собственному желанию), его выселения ответчик не требовал, а в декабре 2010 года ему выдана справка ФИО1 о том, что договор от 29.11.2010 года следует считать договором социального найма жилого помещения, который является бессрочным. Оплату за жилое помещение истец вносит как наниматель.
Отказ в приватизации квартиры ответчик мотивировал необходимостью получения согласия на это собственника жилого помещения. Однако, с позицией ответчика представитель истица не согласна, полагая, что она противоречит положениям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Кроме того, квартира не является служебной.
Просила признать за истцом право на участие в приватизации спорной квартиры, обязать ответчика заключить с ним договор на бесплатную передачу квартиры в собственность.
Ответчик ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении выразил несогласие с иском по следующим основаниям.
Так, указал, что квартира Номер, расположенная по адресу: ..., относится к государственному имуществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2002, и является федеральной собственностью.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, законом не предусмотрены основания и условия приватизации данного жилого помещения.
В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 имущество Вооруженных Сил – это объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Объекты государственной собственности, указанные в названном приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятии, относятся исключительно к федеральной собственности.
Кроме того, согласно п.2 Постановления Правительства РФ № 1131 от 06.10.1999 перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов РФ по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.
Считает, что спорное жилое помещение в настоящее время не подлежит безвозмездной передаче в собственность граждан и просит в удовлетворении иска отказать.
ФИО2, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, требование суда о представлении в письменном виде мотивированного мнения по иску не исполнил, представителя в суд не направил, возражений по иску не заявил. При таких обстоятельствах суд рассматривает спор на основании представленных в дело доказательств.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Баринову И.О. в связи с трудовыми отношениями на основании договора найма жилого помещения № 41 от 29.11.2010 года предоставлена (на одного человека) однокомнатная квартира Номер, общей площадью <данные> кв.м. (с балконом – <данные> кв.м.), жилой – <данные> кв.м., расположенная в жилом доме Номер, принадлежащем муниципальному образованию ЗАТО г.Североморск, по .... Баринов И.О. зарегистрирован в указанном жилом помещении постоянно по найму. Владельцем квартиры является ФИО1. Изложенное подтверждается: копией договора найма жилого помещения от 29.11.2010 года; справкой формы № 9 от 16.12.2010 года; списком распределения жилого помещения, утвержденным начальником гарнизона г.Североморск от 23.11.2010; докладом Начальника инженерного обеспечения, расквартирования и обустройства СФ на имя Командующего СФ; выпиской из протокола № 12 (КЭУ/ж1578) от 22.11.2010 года по рассмотрению вопросов обеспечения жилыми помещениями; копией приказа о приеме Баринова И.О. на работу и копией его трудовой книжки (л.д. 9-10, 12, 35-45).
Указанная квартира приобретена ФИО1 на основании договора дарения от 10.07.2001 года (от физического лица), право оперативного управления на жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП, о чем ответчику выдано соответствующее свидетельство серии 51-АА Номер от 18.06.2002 года (л.д.17, 33-34).
Согласно Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ № 1508-р от 08.04.2004 года и приложением к нему, выписке из реестра федерального имущества от 21.05.2009 года № 202/42, квартира Номер по адресу: ... находится в собственности Российской Федерации, внесена в реестр федерального имущества, правообладателем является ответчик ФИО1, квартира закреплена за ответчиком на праве оперативного управления ( л.д. 30, 31-32, 46).
Как следует из пояснений представителя истца, копии договора найма жилого помещения от 29.11.2010 года, срок действия договора – не определен, в том числе – не ограничен периодом трудовых отношений с работником. После увольнения Баринова И.О. из ФИО1, договор найма жилого помещения с ним не расторгался. Кроме того, 16.12.2010 года ответчиком выдана справка Номер о том, что договор найма жилого помещения № 41 от 29.11.2010 года, заключенный с Бариновым И.О., считать договором социального найма жилого помещения, договор является бессрочным, так как в соответствии со ст.19 п.2 ЖК РФ данная квартира относится к Государственному жилищному фонду и в соответствии со ст.19 п.3 ЖК РФ по цели использования относится к жилищному фонду социального использования.
На обращение истца по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения ответчик сообщил, что для передачи квартиры в собственность необходимо разрешение собственника, поскольку спорная квартира является федеральной собственностью, принадлежит ФИО1 на праве оперативного управления, в соответствии с п.п.«г» п.1 ст.114 Конституции РФ и п.15 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ.
Данное мнение ответчик поддержал и при разрешении спора.
Вместе с тем, суд находит позицию ФИО1 основанной на ошибочном толковании закона.
В соответствии с Положением о ФИО1 от 2000 года ответчик является юридическим лицом, создан для обеспечения всеми видами квартирного довольствия воинских частей, одной из его основных задач является учет военнослужащих, рабочих и служащих Вооруженных Сил РФ в гарнизоне Североморск, нуждающихся в жилой площади; имущество ФИО1 находится у него в оперативном управлении. Таким образом, ФИО1 является органом военного управления в соответствии со структурой Министерства обороны РФ.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.2 раздела II Приложения № 1 к указанному выше Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 имущество Вооруженных Сил, как объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, относится исключительно к объектам федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ (п.15 Постановления).
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ, наделено Министерство обороны РФ, которое осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочия собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (п.«а»); осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.«е»); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п.«ж»).
Приватизация государственного имущества (имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. федерального имущества) в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» осуществляется путем возмездного отчуждения в собственность физических и юридических лиц (статья 1).
Вместе с тем, согласно ст.3 действие названного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации закреплены Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Целью названного Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, определен частью первой ст.4 Закона, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Таким образом, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определен исчерпывающий перечень объектов, не подлежащих приватизации исходя из обстоятельств, обусловливающих особенности правового режима жилья, исключающие возможность передачи его в частную собственность.
В силу части второй ст.4 Закона согласие собственника для принятия решения о приватизации требуется лишь при приватизации служебных жилых помещений и находящихся в сельской местности стационарных учреждений социальной защиты населения.
Кроме того, при оценке доводов ответчика суд также принимает во внимание, что согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд составляет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц);
2) государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
Аналогичное по содержанию правовое регулирование предусматривалось и статьей 5 Жилищного кодекса РСФСР (действующего до 01.03.2005).
Кроме того, в силу п.3 ст.19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования; 2) специализированный жилищный фонд; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования.
Определяя статус жилого помещения по ..., а также основания предоставления жилья, суд исходит из положений статей 19, 60-69 Жилищного кодекса РФ и полагает, что квартира предоставлена истцу по договору социального найма во владение и пользование для проживания в нем на неопределенный срок, что ответчиком не оспаривается.
При этом суд учитывает, что в установленном порядке спорной квартире не придан статус специализированного жилого помещения, квартира не переведена в жилищный фонд коммерческого использования, не относится к индивидуальному жилищному фонду (так как находится в собственности не юридического лица, а Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что в рассматриваемом случае согласие собственника имущества на его приватизацию не требуется.
Кроме того, необходимость получения согласия собственника государственного жилищного фонда на приватизацию жилого помещения (как полагает ответчик) фактически означало бы законодательное закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
При разрешении спора суд также принимает во внимание, что спорная квартира находится в жилом доме, принадлежащем муниципальному образованию ЗАТО г.Североморск – в лице Администрации (т.е. в муниципальном жилом фонде, что подтверждается справкой формы № 9); истец вносит плату за проживание и пользование жилым помещением на общих основаниях, а именно на условиях социального найма (о чем пояснила в судебном заседании его представитель).
Из представленных в дело доказательств усматривается, что условия для однократной бесплатной передачи жилья в собственность Баринова И.О. - соблюдены, так как ранее правом на приватизацию он воспользовался будучи в несовершеннолетнем возрасте (что подтверждается справкой ГУПТИ Номер от 16.12.2010 года), а силу статьи 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Доказательств наличия иных препятствий для осуществления приватизации жилого помещения ответчик не привел.
Следовательно, истец, зарегистрированный и проживающий в спорном жилом помещении, вправе приобрести его в собственность в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст.6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" суд возлагает обязанность по заключению договора приватизации на ФИО1, в связи с тем, что квартира Номер в ... закреплена за данным учреждением на праве оперативного управления до настоящего времени.
На основании вышеизложенного суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
Иные доводы ответчика, с учетом выводов суда, на существо спора не влияют.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Баринова Игоря Олеговича - удовлетворить.
Признать за Бариновым Игорем Олеговичем право на приватизацию жилого помещения – квартиры Номер, расположенной в ....
Обязать ФИО1 заключить с Бариновым Игорем Олеговичем договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения – квартиры Номер, общей площадью <данные> кв.м, в том числе жилой площадью <данные> кв.м, расположенной в ....
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней.
Председательствующий Т.В. Роговая
Справка: по состоянию на 19.01.2010 года решение не вступило в законную силу