о взыскании надбавки за несение боевого дежурства



Мотивированное решение изготовлено 21 января 2011 года

Дело № 2-15/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Хворостовской Л.А

при секретаре Краснояровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белёнова Алексея Андреевича к ФИО1 о взыскании дополнительной премии по результатам работы, денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании дополнительной премии по результатам работы за 2009 и 2010 гг., денежной компенсации за задержку выплаты денежных средств.

В обоснование иска и в судебном заседании истец указал, что работал в ФИО1 с 01.06.2002 по 27.10.2010 года в должности <данные>. Уволен в связи с сокращением штата работников по п.2 ст.81 ТК РФ.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" ( утратившим силу в связи с изданием Приказа МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010), с 1 января 2009 года были установлены дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала воинских частей МО РФ.

Указанным приказом был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка выплата премии гражданскому персоналу воинских частей должна производиться ежеквартально.

За период работы в войсковой части он добросовестно исполнял свои должностные обязанности, неоднократно поощрялся командование воинской части, претензий к его работе у ответчика не имелось. Однако, несмотря на это, ежеквартальная премия за период с 01.01.2009 года до момента его увольнения (27.10.2010 года) ему не выплачивалась.

При обращении к работодателю с заявлением о выплате указанной премии, получил отказ со ссылкой на то, что денежные средства на выплату дополнительной премии гражданскому персоналу ФИО1 в 2009 и 2010 гг. не выделялись.

Отказ ответчика считает незаконным, нарушающим его права. При этом пояснил, что гражданскому персоналу ФИО1 дополнительная премия за спорный период не выплачивалась, однако ему достоверно известно о том, что данные выплаты производились военнослужащим ФИО1, гражданскому персоналу головной военной организации (ФИО2), дислоцирующейся в ..., в размерах <данные> рублей. Информация о выплатах дополнительных премий гражданскому персоналу воинских частей Министерства Обороны РФ также имеется в интернете.

В связи с чем, просит обязать ответчика – ФИО1 установить и выплатить ему ежеквартальную дополнительную премию в следующих размерах: с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года по <данные> руб. за квартал, а всего <данные> рублей; с 01.01.2010 года по 27.10.2010 года по <данные> руб. за квартал, а всего <данные> рублей; за 27 дней 4-го квартала 2010 года - <данные> рублей. Также просит взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за несвоевременную выплату денежных средств в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в 2009 -2010 гг., за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Представитель ответчика – ФИО1 по доверенности Сидоров А.А. в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном мнении по иску. Указал, что положениями коллективного договора и трудового договора, заключенного с истцом, выплата дополнительной премии гражданскому персоналу за счет экономии фонда заработной платы от сокращения численности работников в ФИО1 не предусмотрена.

Оспариваемая выплата была предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 2009 года № 115, утратившим силу в связи с принятием Приказа МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010, и производилась в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащим и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала, за счет общей численности Вооруженных Сил РФ. Размер фонда на конкретную воинскую часть определялся по указанию довольствующего органа. Целевых денежных средств на выплату дополнительной премии гражданскому персоналу в ФИО1 за период с 2009 года по 2010 год (включительно) в войсковую часть не поступало.

Денежные средства, распределяемые на основании Приказа Минобороны РФ № 115 для выплаты военнослужащим, поступали по иному коду бюджетной классификации расходов, на статью, предназначенную для выплаты денежного довольствия, а не по статье, предусматривающей начисление и выплату заработной платы. Дополнительная премия в ФИО1 не выплачивалась никому из работников, в связи с не поступлением для ее выплаты денежных средств.

Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме за необоснованностью заявленных требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, истец в период с 01.06.2002 года по 27.10.2010 года работал в ФИО1 в должности <данные>, относился к категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 115 от 2009 года за счет экономии бюджетных средств, высвободившейся в результате сокращения численности личного состава, в декабре 2009 года, а также в 2010 году были выделены лимиты бюджетных обязательств на выплату военнослужащим ФИО1 дополнительной премии.

При этом, гражданскому персоналу ФИО1 выплата дополнительной премии не была произведена, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на получение справедливой и в полном объеме заработной платы, поскольку в 2009-2010 г.г. добросовестно исполнял свои обязанности, претензий к его работе не имелось.

Однако суд полагает позицию истца ошибочной, основанной на неверном толковании законодательства по следующим основаниям.

В силу положений ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст.135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными и нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Указом Президента РФ от 09.04.1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» Правительству РФ поручено внести предложения по совершенствованию оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

П.9 Указа Президента РФ от 06.03.1998 г. № 265, Правительству РФ в развитие нормативных предписаний вышеназванного Указа поручено определить состав территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и установить предельную численность работников этих органов.

Постановлением Правительства РФ от 20.07.1998 г. № 797 утвержден состав названных органов, органы военного управления Министерства обороны РФ в состав этих органов включены не были.

В целях обеспечения социальной защиты работников военных округов, флотов и других органов военного управления и установления условий оплаты труда в соответствии с выполняемыми данными органами военного управления функциями Правительство РФ 30.12.2000 г. приняло Постановление № 1027, в котором выше перечисленные органы названы отдельными органами федеральных органов исполнительной власти, выполняющими задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, и гражданскому персоналу отдельных органов установлены должностные оклады и другие условия оплаты труда на уровне оплаты труда, установленной Указом Президента от 06.03.1998 г. № 265 для федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» в целях обеспечения социальных гарантий и упорядочения условий оплаты труда работников отдельных органов Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ… установлены размеры должностных окладов работников отдельных органов.

В пункте 7 Постановления указано, что оно распространяется на работников отдельных органов, кроме работников, должностной оклад которых устанавливается в соответствии с другими нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ Министром обороны РФ 02.03.2001 г. издан Приказ № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ», в котором утверждены размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, согласованные с Министерством труда и социального развития РФ.

В целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач издан Указ Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».

Во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» издан приказ Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» (утративший силу в соответствии с п.3 Приказа МО РФ от 26 июля 2010 года № 1010).

Таким образом, действие Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 и, как следствие, Приказа Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 в части, касающейся гражданского персонала, распространяется лишь на работников отдельных федеральных органов исполнительной власти, определенных Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90.

Вместе с тем, как следует из трудовой книжки истца, он являлся работником ФИО1, то есть бюджетного учреждения. Система оплаты труда гражданского персонала ФИО1 с 01.12.2008 г. по настоящее время осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583», изданного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Указанная система оплаты труда предусматривает самостоятельную систему премирования, выплату единовременного вознаграждения по итогам года и т.д.

Таким образом, принимая во внимание, что оплата труда истца производилась по приказу Министра обороны № 555 от 10.11.2008 г., действие Приказа Министра обороны РФ от 28.03.2009 г. № 115 на него, как работника федерального бюджетного учреждения, не распространяется.

Помимо этого, из пункта 7 Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1459 усматривается, что руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Приказом Министра обороны № 115 от 28.03.2009 г. был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Порядок). Кроме того, приказ устанавливал порядок и условия их выплаты.

В соответствии с пунктами 1-3 Порядка, дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала (материальное стимулирование) выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов бюджетных обязательств утверждаются командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Истребование дополнительных средств на выплату заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Как усматривается из пунктов 5 и 6 Порядка, объемы бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, устанавливаются командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации - на основании приказов соответствующих командиров (начальников).

Критерии вышеуказанной выплаты устанавливаются руководителем бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части применительно к задачам, выполняемым организацией, ее структурными подразделениями, по конкретным профессиям и должностям по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников. Размеры выплаты конкретному работнику определяются по результатам его деятельности и в пределах объемов фондов оплаты труда лиц гражданского персонала и максимальными размерами не ограничиваются.

Следовательно, конкретные размеры материального стимулирования, как и категории гражданского персонала, подлежащего премированию, периодичность производства данных выплат, определяются непосредственно Министром обороны РФ по представлению заместителя Министерства Обороны РФ по финансово-экономической работе.

Из пояснений представителя ФИО1 и представленных доказательств следует, что дополнительные выплаты в 2009 и 2010 гг. в соответствии с положениями Приказа МО РФ №115 производились военнослужащим ФИО1 за счет выделенных лимитов бюджетных обязательств, с указанием общей суммы по коду бюджетной классификации на дополнительные выплаты военнослужащим ФИО1, о чем были доведены соответствующие телеграммы из вышестоящей ФИО2, копии которых имеются в материалах дела.

Из сообщения ФИО2 (вышестоящей воинской части, дислоцирующейся в ...) также следует, что денежные средства для поощрения гражданского персонала ФИО1 в соответствии с Приказом Министра Обороны РФ 2009 г. № 115 и в последующем в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 2010 года № 1010, не планировались и не выделялись.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания за истцом права на получение дополнительных премий за счет лимитов бюджетных средств и взыскания недополученных денежных средств.

При этом суд также учитывает, что спорная выплата носит стимулирующий характер, не входила в годовой фонд оплаты труда гражданского персонала ФИО1 в 2009 и 2010 гг., не предусмотрена коллективным договором ФИО1.

Оснований не доверять документам, подписанным и заверенным командиром ФИО1 и ВРИО командира ФИО2, у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме за необоснованностью.

Данный спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Белёнова Алексея Андреевича к ФИО1 о взыскании дополнительной премии по результатам работы, денежной компенсации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Л.А.Хворостовская

СПРАВКА: по состоянию на 31.01.2011г. решение не вступило в законную силу.