Дело № 2-275/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2011 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Роговой Т.В.,
при секретаре Буйной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Североморске, УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Североморске, связанных с отказом в регистрации члена семьи (несовершеннолетнего сына) при войсковой части 36138 – по месту прохождения военной службы.
В обоснование заявления, а также в судебном заседании указал, что проходит службу по контракту в войсковой части 36138 с 2002 года. Он и его супруга ФИО2 зарегистрированы по месту жительства при войсковой части 36138 (с 2003 и 2004 г.г. – соответственно) до настоящего времени. С 2009 года состоит в очереди на получение жилья, фактически проживает с семьей в квартире, расположенной по адресу: ... на основании договора коммерческого найма, заключенного сроком на 1 год (до апреля 2011 года). Войсковая часть 36138 свободного жилищного фонда, а также служебного общежития в своем ведении не имеет.
В связи с рождением Дата года сына ФИО3, собрав необходимые документы, через командование в/ч 36138 обратился в Межрайонный отдел управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области в г.Североморске с заявлением о регистрации ребенка по месту жительства при в /ч 36138.
На указанное заявление 15.01.2011 года дан ответ за подписью начальника Межрайонной отдела УФМС об отказе в совершении регистрационных действий со ссылкой на положения п. 70 Административного регламента, (введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208), в который внесены изменения, согласно которых при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Войсковая часть 36138, где он проходит службу, не имеет в своем адресе улицы и номеров домов, все предыдущие годы регистрация военнослужащих осуществлялась по адресу: ....
В пункте 5 Положения о филиале - войсковая часть 36138 федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 09436 указано место нахождение и почтовый адрес войсковой части 36138: ....
В соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Полагает, что возврат документов, является фактическим отказом в регистрации члена его семьи по месту жительства при в/ч 36138 и противоречит Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, право места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которых военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
При этом, отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере от двух тысяч пятисот рублей.
Также указал, что отсутствие регистрации ребенка по месту жительства лишает возможности получить полис медицинского страхования и бесплатную медицинскую помощь, ИНН на ребенка, страховое свидетельство. В настоящее время медицинское обслуживание ребенка производится по временному полису, который необходимо ежемесячно продлевать.
Просил признать незаконными действия миграционной службы, обязать Межрайонный отдел УФМС России по Мурманской области в г.Североморске зарегистрировать сына ФИО3 по месту жительства по адресу: ....
Заинтересованное лицо – Межрайонный отдел УФМС по Мурманской области в г.Североморске – представителя в суд не направил, в письменном мнении на заявление указал, что действия должностных лиц отдела соответствовали требованиям закона – п. 3 ст. 5 ФЗ РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 3 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», п. 23 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ…», а также п. 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ», а именно – военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
Адрес места жительства определяет норма п.п. 2 п. 2 ст. 4 ФКЗ от 28.06.2004 года «О референдуме в Российской Федерации», как адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
В силу п. 70 вышеназванного регламента при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
При поступлении материалов на регистрацию, оформленных в установленном порядке, регистрация несовершеннолетнего сына заявителя будет осуществлена.
Заинтересованное лицо - УФМС по Мурманской области в письменном мнении на заявление указал, что действия должностных лиц Межрайонного отдела соответствовали требованиям закона – п. 3 ст. 5 ФЗ РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 3 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», п. 23 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ…», а также п. 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ», а именно – военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по адресам воинских частей.
Адрес места жительства определяет норма п.п. 2 п. 2 ст. 4 ФКЗ от 28.06.2004 года «О референдуме в Российской Федерации», как адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Ни в одном нормативном акте не оговорено о возможности произвести регистрацию военнослужащих и членов их семей по номеру воинской части.
Минобороны РФ даны соответствующие указания руководителям органов военного управления (письмо от 21.12.2009 года) о порядке регистрации военнослужащих по адресам воинских частей, в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных актов. Директивы и указания Министерства Обороны РФ обязательны для исполнения (п. 3 Указа Президента РФ от 27.07.1998 года № 901).
Руководству воинских частей, совместно с органами местного самоуправления, необходимо произвести регистрацию места нахождения восковой части, что не исполнено. В связи с чем, полагает, что органы миграционного учета ответственность нести не могут за бездействие органов военного управления.
Также полагает, что отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не влияет на получение льгот, социальных выплат и т.п. для военнослужащих и членов их семей (с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998 года № 4-П).
Кроме того, в случае отсутствия жилых помещений для обеспечения военнослужащих по установленным нормам, воинские части арендуют жилые помещения для военнослужащих.
Привело также иные доводы и возражения и в целом просит в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо - ФИО2 заявлением от 14.02.2011 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с уходом за малолетним ребенком.
Заинтересованное лицо - войсковая часть 36138, представителя в суд не направило, о дне и времени проведения судебного заседания извещено.
Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО1 проходит военную службу по контракту в в/ч 36138 (...) с 2002 года. Зарегистрирован по месту жительства при в/ч 36138 с 16.09.2003 года, а его супруга ФИО2 – с 08.10.2004 года, что подтверждается отметками в паспортах супругов ФИО3.
В связи с рождением Дата года в семье сына ФИО3, ФИО1 11.01.2011 года через командование в/ч 36138, обратился в Межрайонный отдел УФМС по Мурманской области в г.Североморске с заявлением о регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства при в/ч 36138 в г.Североморске, представив все необходимые для этого документы. Однако, письмом от 15.01.2011 года за подписью начальника Межрайонного отдела УФМС документы были возвращены, со ссылкой на необходимость указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364).
Суд полагает, что фактически орган миграционного учета отказал заявителю в регистрации члена его семьи по месту жительства, так как в/ч 36138, где ФИО1 проходит службу, не имеет почтового адреса (улицы и номера дома), а указать его ни заявитель, ни в/ч 36138 не могут.
Действия миграционного органа по возврату документов суд полагает нарушающими права и законные интересы заявителя и членов его семьи.
Так, частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации, при этом регистрация носит заявительный характер.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Согласно п.28 Правил, указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пункт 70 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208 (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предусматривает, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Пункт 78 Административного регламента устанавливает, что сведения на несовершеннолетних граждан, прибывших с родителями к месту жительства, вносятся в поквартирные карточки по форме 10 (приложение № 10 к регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме № 11 (приложение № 11 к регламенту). На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме № 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства.
Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем, в спорной ситуации ссылки УФМС на положения Административного регламента суд находит несостоятельными.
При этом, общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Федеральный закон по отношению к Административному регламенту имеет большее юридическое значение.
Из пояснений заявителя, а также представленной в материалы дела справки в/ч 36138 с угловым штампом (л.д.14), следует, что войсковая часть 36138 имеет место нахождения и почтовый адрес: .... В адресе данной воинской части улицы и номера дома не имеется, в связи с чем, заявитель не имеет реальной возможности его указать. Все предыдущие годы, военнослужащие и члены их семей, до получения жилых помещений, регистрировались по месту жительства при войсковых частях по месту прохождения службы, без указания улицы и номера дома.
Таким образом, у Межрайонного отдела УФМС по г. Североморску не имелось законных оснований для возврата документов, представленных на регистрацию несовершеннолетнего ребенка заявителя, а фактически - отказа в регистрации с требованием об указании адреса воинской части без ссылки на ее номер.
Кроме того, в сложившейся ситуации, в отсутствие регистрации по месту жительства нарушаются права заявителя и членов его семьи на реализацию прав и свобод, в частности, на получение различных социальных выплат, оказания услуг, получение бесплатной медицинской помощи, о чем ФИО3 указал в судебном заседании.
Помимо изложенного, суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления, ЗАТО г. Североморска.
Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию и фактический отказ в регистрации по месту жительства, нарушает права заявителя и членов его семьи, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».
С учетом выводов суда, иные доводы УФМС по Мурманской области на существо принимаемого судом решения не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании действий Межрайонного отдела в г.Североморске Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области - удовлетворить.
Обязать Межрайонный отдел УФМС России по Мурманской области в г.Североморске зарегистрировать члена семьи военнослужащего ФИО1 - сына ФИО3, Дата года рождения, уроженца ..., по адресу: ... - в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Т.В.Роговая
Справка: по состоянию на 18.02.2011 года решение не вступило в законную силу