Мотивированное решение изготовлено 01.03.2011 г.
Дело № 2-104/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2011 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Брандиной Н.В.
При секретаре Новоселовой А.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трусова Андрея Николаевича к Квартирно-эксплуатационной службе Северного флота об отмене решения об отказе в обеспечении ГЖС,
УСТАНОВИЛ:
Трусов А.Н. обратился в суд с иском к ответчику об отмене решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата (ГЖС).
В обоснование заявленного требования указал, что 31.12.1997г. приказом Командующего Северным Флотом № 0674 уволен с военной службы с зачислением в запас приказом командира воинской части 2095 от 11.02.1998 года № 106 по части 1 статьи 48 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока военной службы. Проживает вместе с супругой и дочерью в служебной квартире в ..., состоит в компьютерной базе АИС в качестве нуждающегося в получении жилья по переселению.
Сославшись на положения п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Правила, определяющие порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы, привел доводы о том, что вправе быть участником федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с правом предоставления ГЖС за счет средств федерального бюджета.
Однако его заявление от 04.08.2010г. по вопросу включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с целью получения ГЖС, оставлено без удовлетворения, о чем ему было сообщено письмом врио начальника КЭУ СФ от 25.10.2010г. В обоснование отказа приведен довод о том, что заявитель на момент увольнения с военной службы имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении – 13 лет 06 месяцев 12 дней, тогда как в соответствии с пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для уволенных с военной службы по истечении срока контракта, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим его право на обеспечение жильем, просит отменить решение КЭУ/ж/1660 от 25.10.2010г., обязать КЭУ СФ включить его и членов его семьи в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы с правом предоставления государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец и его представитель Лысачек В.Н. полностью поддержали исковые требования по приведенным основаниям.
Ответчик Квартирно-эксплуатационная служба Северного флота в представленном письменном мнении на иск ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Находя исковые требования необоснованными, привел следующие доводы.
Согласно условиям подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы право на участие в названной подпрограмме имеют военнослужащие, увольняемые с военной службы по льготным основаниям (организационно-штатные мероприятия, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, состояние здоровья), при выслуге 10 календарных лет и более и военнослужащие, увольняемые по окончании срока контракта или семейным обстоятельствам при выслуге 20 календарных лет и более.
В соответствии с положениями Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих» на Министерство обороны РФ возложены обязанности по обеспечению жилыми помещениями, в том числе посредством реализации ГЖС, только военнослужащих, подлежащих увольнению, а также уволенных из рядов Вооруженных Сил РФ после 01 января 2005 года.
Истец уволен из рядов ВС РФ в 1998 году по статье «истечение срока военной службы», с выслугой в календарном исчислении 13 лет; в списках очередников на получение жилья в средней полосе РФ по линии МО РФ он не состоял, в связи с чем права на получение жилья (ГЖС) по линии МО РФ не имеет.
Третьи лица Трусова Е.Н., Трусова В.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Заслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом, приказом командующего Северным Флотом по личному составу № 0674 от 31.12.1997г. <данные> Трусов А.Н. уволен в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» с зачислением в запас по статье 48 части 1 (по истечении срока военной службы). В Приказе указано, что календарная выслуга лет в Вооруженных Силах составляет 13 лет 05 мес., в льготном исчислении - 21 год 03 мес. Контракт о прохождении военной службы в кадрах ВС РФ сроком на 3 года с 31.12.1994 года ( л.д. 18).
В соответствии с приказом командира войсковой части 2095 № 106 от 11.02.1999 г. <данные> Трусов А.Н. – <данные> с 07 февраля 1998 года уволен в запас по ст. 48 ч.1 (по истечении срока военной службы) Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», исключен из списков личного состава части, снят со всех видов довольствия и обеспечения (л.д. 20).
04.08.2010 г. Трусов А.Н. обратился с заявлением в КЭУ СФ с просьбой включить его и членов его семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с целью получения ГЖС в ... (л.д. 8).
Как следует из письма КЭУ СФ от 25.10.2010 г. (л.д. 19), законных оснований для предоставления ГЖС Трусову А.Н. не усматривается, поскольку на момент увольнения с военной службы по истечении срока контракта истец имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 13 лет 06 месяцев 12 дней, вместо необходимых в соответствии с п.п. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 - 20 лет.
Полагая исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд основывается на следующем.
В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального Закона РФ № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", в редакции от 22 июля 2002 года № 770, в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Пунктом 3 этого Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим Постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС").
В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы 21 марта 2006 года приняло Постановление № 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Положениями пункта 14 статьи 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ от 27.05.1998г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О статусе военнослужащих» предусмотрено право военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и членов их семей при перемене места жительства получить от федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе государственный жилищный сертификат.
В соответствии с подпунктом "а" п. 5 названых "Правил..." право на участие в подпрограмме имеют те же категории военнослужащих - граждан Российской Федерации, которые упомянуты в указанной выше норме закона.
Помимо этого, Правительство Российской Федерации с учетом в том числе и положений вышеуказанной статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», приняв Постановление № 153, расширило перечень категорий военнослужащих и граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме: это военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти (абзац 4 подпункта "а" пункта 5 Правил).
Как следует из материалов дела, истец с 07 февраля 1998 года уволен из Вооруженных Сил РФ в запас в соответствии ч.1 ст. 48 ранее действовавшего Закона РФ № 4455-1 от 11.02.1993г. «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока военной службы, т.е. уволен по истечении срока контракта, а, следовательно, не подпадает под льготную категорию лиц, указанных в пункте 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и абзаца 2 подпункта «а» п.5 вышеуказанных «Правил. ..».
Ссылки истца на положения пункта 14 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», изложенные им в редакции как «обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с увольнением в запас по истечении срока военной службы» являются необоснованными, поскольку содержание указанного пункта ни в первоначальной, ни в последующих редакциях не содержало такую категорию лиц, как уволенные с военной службы в связи с увольнением в запас по истечении срока военной службы.
Данный пункт содержит указание на увольняемых или уволенных военнослужащих по «льготным» основаниям, таким как: «достижение предельного возраста пребывания на военной службе, состояние здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями», к которым истец не относится.
Для признания Трусова А.Н., уволенного по истечении срока контракта, имеющим право на участие в подпрограмме «Жилище», необходимо наличие одновременно и следующих условий, указанных в пункте 5 Правил, а именно: продолжительность его военной службы в календарном исчислении должна составлять 20 лет и более, а также он должен состоять в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
Согласно справке Военного комиссариата Мурманской области от 09.08.2010г. Трусов А.Н. проходил военную службу с 25.07.1984 г. по 07.02.1999 г., из них в районах Крайнего Севера с 08.08.1989г. по 07.02.1998г. Общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составляет 21 год 10 месяцев 16 дней, в календарном исчислении – 13 лет 06 месяцев 12 дней (л.д. 10), т.е. отсутствует необходимое условие.
При таком положении суд полагает отказ ответчика во включении истца в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» с целью получения ГЖС законным и обоснованным.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Трусову А.Н. в удовлетворении иска.
Иные доводы сторон на существо принимаемого судом решения не влияют, судом во внимание не принимаются.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Трусова Андрея Николаевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.В. Брандина
Справка: по состоянию на 05.03.2011 года решение не вступило в законную силу