Дело № 2 - 492/2011
ЗАОЧНОЕ решение
Именем РОССИЙСКОЙ Федерации
14 апреля 2011 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Хворостовской Л.А.
При секретаре Краснояровой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарченко Елены Николаевны к ФБУ-войсковая часть 49324, ФЭУ СФ (войсковая часть 40615), Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения в Мурманской области о взыскании компенсационных выплат за совмещение должностей, исполнение обязанностей временно отсутствующих работников,
Установил:
Захарченко Е.Н. обратилась в суд с иском к ФБУ- войсковая часть 49324, ФЭУ СФ (войсковая часть 40615), Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения в Мурманской области о взыскании компенсационных выплат за совмещение должностей, исполнение обязанностей временно отсутствующих работников.
В обоснование иска указала, что работает в войсковой части 49324 в должности <данные> с 21 сентября 2009 года по настоящее время.
В период со 2 марта 2010 года по 10 марта 2010 года и с 30 июля 2010 года по 19 сентября 2010 года на основании приказов командира в/ч 49324 № 45 от 15.03.2010 года и № 150 от 12.08.2010 года в связи с производственной необходимостью (на период нетрудоспособности <данные> ФИО1. и уходом в очередной отпуск кладовщика ФИО2) на нее были возложены обязанности временно отсутствующих работников, с установлением доплаты в размере должностного оклада из фонда экономии заработной платы. В указанный период она исполняла дополнительную работу, без освобождения от своей основной работы, однако ответчик доплату к заработной плате ей не произвел, ссылаясь на отсутствие фонда экономии заработной платы.
Просила взыскать с ответчика доплату за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников в период с 02 марта 2010 года по 10 марта 2010 года и с 30 июля 2010 года по 19 сентября 2010 года, исходя из размера доплаты, установленного приказами командира части № 45 от 15.03.2010 года и № 150 от 12.08.2010 года. Также просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за нарушение ее трудовых прав, который оценила в 1500 рублей.
В судебном заседании истец Захарченко Е.Н. поддержала исковые требования в части взыскания компенсационной выплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников по вышеизложенным доводам. С представленным ответчиком расчетом задолженности в размере <данные> согласна. От требований в части взыскания морального вреда в сумме 1500 рублей отказалась.
Определением Североморского городского суда от 14.04.2011 года производство по делу в части взыскания морального вреда в сумме 1500 руб. прекращено в связи с отказом истицы от заявленных требований.
Представитель войсковой части 49324 в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя части, при принятии решения полагается на усмотрение суда. Также представил справку, выданную филиалом № 1 УФО МО РФ по Мурманской области о размере недополученной истицей суммы компенсационных выплат за совмещение должностей.
Представитель соответчика – филиала № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области, извещенный о дне и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеется уведомление, в судебное заседание представителя не направил, возражений по иску не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. С учетом положений ст.233 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика в заочном порядке, против чего истец не возражает.
Представитель ФЭУ СФ (войсковая часть 40615) в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил.
Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации является право работника на получение заработной платы в полном размере (ст.2 Трудового кодекса РФ).
В состав заработной платы (оплаты труда работника) входит вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), устанавливаемые работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст.129, 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст.349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших договор о работе в войсковых частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей предусмотрены Приказом Министра обороны РФ № 555 от 10.11.2008 г., изданного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583.
Согласно Приказу Министра обороны РФ № 555 от 10.11.2008 заработная плата гражданского персонала воинских частей состоит из оклада и компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
Наименование, условия и размеры компенсационных выплат, входящие в систему оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, определяются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях".
В указанном Перечне к выплатам компенсационного характера относятся, в том числе, и выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В соответствии с Разъяснением о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 822) выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению № 1.
В других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, выплаты компенсационного характера работникам устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст.149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что Захарченко Е.Н. работает в в/ч 49324 в должности <данные> войсковой части 49324 с 21 сентября 2009 года по настоящее время.
На основании приказов командира в/ч 49324 от 15.03.2010 года № 45 и 12.08.2010 года № 150, Захарченко Е.Н. в период со 2 марта по 10 марта 2010 года исполняла обязанности временно отсутствующего работника – кладовщика ФИО1 на период ее нетрудоспособности, и с 30 июля 2010 года по 19 сентября 2010 года исполняла обязанности кладовщика ФИО2 на период ее нахождения в очередном отпуске (л.д.10-11).
Указанными приказами командира части истице была установлена доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников в размере должностного оклада из фонда экономии заработной платы.
Статьей 60.2 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность возложения на работника наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату.
В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. При этом размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Согласно пункту 3.2.1. коллективного договора войсковой части 49324, за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работы или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, гражданскому персоналу воинской части устанавливается компенсационная выплата из фонда экономии заработной платы. Размер компенсационной выплаты устанавливается в соответствии со ст.151 ТК РФ, но не выше размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности (л.д.13-15).
Принимая приказы о возложении на истицу дополнительной работы по той же должности, что занимала истица, и, устанавливая размер доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников в размере должностного оклада по занимаемой должности, командир войсковой части 49324 действовал в соответствии с действующим законодательством. При этом факт исполнения истицей обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от основной работы, ответчиками не оспаривался.
В силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акта, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Таким образом, суд считает, что истица имеет право на получение компенсационной выплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников в период со 2 марта 2010 года по 10 марта 2010 года и с 30 июля 2010 года по 19 сентября 2010 года в размере должностного оклада, установленном приказами командира в/ч 49324. До настоящего времени работодатель не произвел истице указанные выплаты.
По мнению суда, отсутствие денежных средств на оплату труда истицы в связи с отсутствием фонда экономии, о чем указал представитель ответчика – филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области в представленной справке о задолженности, не может повлечь за собой освобождение ответчика от обязанности оплаты труда работника в связи с выполнением им обязанностей временно отсутствующих работников, поскольку с учетом вышеуказанных норм материального права, положений статей 60.2 и 151 ТК РФ, данная выплата является обязанностью работодателя в силу прямого указания закона об этом.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования Захарченко Е.Н. в полном объеме.
Взыскание денежной суммы суд производит на основании справки, представленной филиалом № 1 УФО МО РФ по Мурманской области, из которой следует, что недополученная истицей компенсационная выплата за спорный период составляет <данные>.(за вычетом НДФЛ). С расчетом задолженности истица согласна, данный расчет судом проверен, сомнений не вызывает.
Взыскание суд производит с довольствующего органа войсковой части 49324 - филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области.
Войсковую часть 49324 и в/ч 40615 суд от ответственности освобождает.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика - Филиала № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Данный спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 198, 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Захарченко Елены Николаевны – удовлетворить.
Взыскать с филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области в пользу Захарченко Елены Николаевны компенсационные выплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников в период со 2 марта по 10 марта 2010 года и с 30 июля по 19 сентября 2010 года в сумме <данные>.
Взыскать с филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
Ответчики вправе подать в Североморский городской суд заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене данного решения, а в случае, если такое заявление подано, – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.А.Хворостовская