о признании права на льготы по коммунальным платежам



Дело № 2-8/2011 Мотивированное решение изготовлено 15.02.2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Сажневой Н.Л.

При секретаре Яковлевой Г.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Галины Петровны к Отделу соцзащиты населения администрации ЗАТО г.Североморск о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

Установил:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику указав, что является работником МУП «Фармация», при этом более десяти лет проживала и работала в п. Росляково Мурманской области, в аптеке № 37, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой формы № 9.

В сентябре месяце 2010 года, она получила из Отдела социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Североморск мотивированный отказ от 14.09.2010. в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику сельской местности. Ответчик свой отказ мотивировал ст. 1 Закона Мурманской области от 27.12.2004 №561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа Мурманской области», согласно которой меры социальной поддержки представляются только работникам государственных областных или муниципальных учреждений. В связи с тем, что она работает в муниципальном унитарном предприятии, а не учреждении, с 01.04.2010г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения ей не положены.

С указанным она не согласна, считает, что нарушаются её права.

В соответствии с Конституцией РФ, права и свободы, социальное обеспечение граждан - гарантируется государством. Так, согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом, согласно ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ», согласно которой, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.3, ст.3 закона Мурманской области №561-01-ЗМО, меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются пенсионерам, проработавшим в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет, проживающим там либо в другом сельском населенном пункте или поселке городского типа Мурманской области, при условии, что момент выхода на пенсию им были предоставлены данные меры социальной поддержки.

Как следует из обстоятельств послуживших обращением в суд, указанные льготы, до момента отказа, предоставлялись ей и были признаны законными. По общему правилу гражданского производства закон обратной силы не имеет, то есть не распространяет правоотношения возникшие до вступления его в законную силу, более того, в соответствии Законом Мурманской области от 27.12. 2004г. №561-01-3MO (в редакции Закона Мурманской области от 31.03. 2010г. №1217-01-3MO), действие данного закона в указанной редакции распространяется на правоотношения возникшие с 01.04.2010 года.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика - начальник ООПРОКГ Зинченко Ю.В.исковые требования не признал, представил возражения, в которых указал, что, ОСЗН администрации ЗАТО г. Североморск в предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Соколовой Г. П. не отказывал и предоставлял их по 31.03.2010 г.

В соответствии с Законом Мурманской области от 27.12.2004г. №561-01- ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» и постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 13.07.2005 г. №416 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования ЗАТО г.Североморск» специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования,. ..связи, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа ЗАТО г.Североморск, в муниципальных учреждениях предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде освобождения от платы за жилое помещение и коммунальные услуги. К медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных учреждений здравоохранения, имевшим право на данные меры социальной поддержки постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 13.07.2005 г. №416 были отнесены фармацевтические работники муниципального унитарного предприятия «Фармация».

С 01.04.2010 г. в соответствии с Законом Мурманской области от 31.03.2010 г. №1217-01-3MO были внесены изменения в Закон Мурманской области от 27.12.2004 г. №561-01-3MO. Меры социальной поддержки в виде освобождения от платы за жилое помещение и коммунальные услуги заменены на ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ежемесячная жилищно-коммунальная выплата).

В соответствии с п.6 ст.4 Закона Мурманской области от 27.12.2004 г. №561-01-3MO правила предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам муниципальных учреждений устанавливаются органами местного самоуправления.

Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 24.05.2010 г. №431 было отменено ранее действовавшее постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 13.07.2005 г. №416 и установлены Правила предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты отдельным категориям граждан, работающим (работавшим) в муниципальных учреждениях и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования ЗАТО г. Североморск.

Поскольку МУП «Фармация», где в настоящее время работает Соколова Г.П., не является муниципальным учреждением, ей не может быть предоставлена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата.

Третье лицо- Управление финансов администрации ЗАТО г.Североморска исковые требования также не признало, представило отзыв, в котором указало, что меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, определены Законом Мурманской области от 27.12.2004 года № 561-01-ЗМО с изменениями в последней редакции от 27.12.2010 года № 1294-01-3МО. В соответствии с настоящим Законом, в части компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, право на льготы имеют специалисты социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи, работающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях.

Вышеназванные льготы для других категорий специалистов, в том числе и для работников коммерческих организаций (МУП «Фармация»), законом не предусмотрены. Следовательно, предоставление таких льгот работникам МУП «Фармация» является нарушением законодательства.

Источником предоставления вышеназванных льгот сельской местности, является субсидия из областного бюджета, т.к. социальная поддержка граждан является полномочием субъекта. Выплаты за счет средств местного бюджета (бюджета ЗАТО) производиться не могут по следующим причинам: согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы социальной поддержки населения и социальной помощи отдельным категориям граждан, не относятся к вопросам местного значения и средства на эти цели в бюджете ЗАТО не предусмотрены. Бюджет ЗАТО г. Североморск является дотационным (70% доходов составляют межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета) и оказание таких льгот не представляется возможным. Кроме того, расходы по предоставлению льгот ЖКУ из местного бюджета, являются нарушением Бюджетного Кодекса, что недопустимо для муниципальных органов.

Кроме того, в судебном заседании представитель третьего лица – заместитель начальника Управления финансов Шкода Е.А. дополнительно пояснила, что до 2005 года бюджет ЗАТО формировался централизованно в соответствии с Законом РФ «О ЗАТО», все поступающие налоги оставались в бюджете ЗАТО. В связи с изменениями в Бюджетном кодексе, с 2005 года органы местного самоуправления не имеют права выделять средства для предоставления мер социальной поддержки населения. Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был установлен переходной период до 2009 года, для перехода на новые отношения. В случае нарушения бюджетного законодательства, органам местного самоуправления ЗАТО могут приостановить поступление дотаций из областного бюджета. До апреля 2010 года у органов местного самоуправления была возможность предоставлять льготы работникам МУП «Фармация», однако с отменой постановления администрации № 416 и приведением бюджета ЗАТО в соответствии с законом, в настоящее время у администрации нет возможности и права выделять средства на нецелевые расходы. В связи с указанным просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено что Соколова Г.П. 01.03.1979 года была принята на должность <данные> аптеки №37 п. Росляково -1 по переводу из аптеки № 1 г.Североморска, где проработала до 01.06.2002 г. ( с 03.12.1992 года МПП «Фармация». С 01.06.2002г. переведена на должность <данные> аптечного пункта «Здравушка» аптеки № 31 МПП «Фармация» ЗАТО г.Североморск, 23.06.2003г.МПП «Фармация» переименовано в МУП «Фармация» ЗАТО г.Североморск, указанное подтверждается записями в трудовой книжке.

Согласно представленной справке ф.9 Соколова Г.П. зарегистрирована и проживает с 16.05.1986 года по адресу: ...

Из пояснений сторон следует, что до 2004 года истица пользовалась льготой в соответствии со ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года.

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ" в статью 63 Основ внесены изменения, в частности п.9, которым были предусмотрены льготы, утратил силу. Вместе с тем законодателем установлено, что с 01января 2005 года меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Законом Мурманской области от 27.12.2004 г. №561-01- ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" (с изменениями и дополнениями) установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются отдельным категориям граждан, являющимся специалистами социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях, а также пенсионерам из их числа, проживающим по месту жительства или месту пребывания в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Мурманской области и проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент увольнения (за исключением увольнения за виновные действия) указанные лица имели право на трудовую пенсию и им были предоставлены предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме в соответствующих размерах.

Согласно ст.4 Закона ежемесячные жилищно-коммунальные выплаты являются расходными обязательством Мурманской области, финансируемым за счет средств областного бюджета.

Согласно п.6 этой же статьи Правила предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам муниципальных учреждений, указанных в подпунктах 1-5,8, п.2 ст.3 и лицам, указанным в п.9 п.2 ст.3 настоящего Закона, устанавливаются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В соответствии со ст.5.1 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета, представляемых местным бюджетам

При этом п. 4 указанной статьи предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом соответствующего муниципального образования.

Уставом муниципального образования «ЗАТО г.Североморск», принятом решением городского Совета ЗАТО Североморск от 22.12.2005г. № 100 указанные расходы не предусмотрены (ст.57.4,ст.57.5 Устава).

Предоставление мер социальной поддержки работникам, не относящимся к специалистам государственных областных или муниципальных учреждений, Закон Мурманской области №561-01- ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа"не предусматривает.

Также закон не регулирует вопрос о предоставлении с 1 января 2005 года мер социальной поддержки пенсионерам и специалистам, которые работали и работают в других организациях системы здравоохранения, не относящихся к государственным или муниципальным учреждениям, но, которые ранее льготы получали.

МУП «Фармация», где в настоящее время работает Соколова Г.П. не относится к муниципальным учреждениям здравоохранения.

Согласно ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Решением городского Совета ЗАТО Североморск от 29.03.2005 г. № 22 было утверждено Положение о социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа. Пункт первый Постановления предусматривал что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования ЗАТО Североморск и являющимися специалистами социально-культурной сферы, здравоохранения, образования, работающим в муниципальных учреждениях.

Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 13.07.2005г. №416 был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования ЗАТО г.Североморск, которым были дополнительно предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг специалистам муниципального унитарного предприятия «Фармация», работающим в сельской местности.

Предоставление указанных льгот работникам МУП «Фармация» было возможно лишь за счет средств местного бюджета в связи с тем, согласно ст.5 Закона РФ «О закрытых территориальных образованиях» в доходы бюджета закрытого административно - территориального образования зачислялись все налоги и другие поступления с его территории;

В связи с изменениями в межбюджетных отношениях с 2006 года все межбюджетные трансферты на социальную поддержку населения поступают из областного бюджета в виде субсидий и субвенций. Льготы специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, в том числе работникам МУП «Фармация», работающим в п.г.т. Росляково, стали предоставляться за счет средств, поступающих из областного бюджета, что законом предусмотрено не было.

С 01.04.2010 г. в соответствии с Законом Мурманской области от 31.03.2010 г. №1217-01-3MO были внесены изменения в Закон Мурманской области от 27.12.2004 г. №561-01-3MO. Меры социальной поддержки в виде освобождения от платы за жилое помещение и коммунальные услуги заменены на ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ежемесячная жилищно-коммунальная выплата).

Решением Совета депутатов ЗАТО Североморск от 18.12.2007г. № 342 было признано утратившим силу Решение Совета депутатов ЗАТО Североморск от 29.03.2005г. № 22, утвердившим Положение о социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа. Вместе с тем, само Положение действовало до отмены Постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 13.07.2005г. № 416, в связи с принятием администрацией ЗАТО г. Североморск Постановления от 24.05.2010 г. № 431, которым утверждены новые Правила предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты отдельным категориям граждан, работающим (работавшим) в муниципальных учреждениях в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования ЗАТО г. Североморск, в число которых работники МУП «Фармация» не включены.. Данные правила приняты в соответствии с Законом Мурманской области №561-01-3MO.

Производить выплаты гражданам не входящим в число специалистов указанных в Законе Мурманской области от 27.12.2004 г. №561- 01-ЗМО и постановлении администрации ЗАТО г. Североморск от 24.05.2010 г. № 431 Отдел по опеке и попечительству, работе с отдельными категориями граждан администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск права не имеет, в связи с чем исковые требования истицы удовлетворению не подлежат.

Суд рассматривает данный спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статей 56, 57 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Соколовой Г.П. к Отделу соцзащиты населения администрации ЗАТО г.Североморск о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг –отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Председательствующий