Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2011 года Дело № 2-396/2011 Решение Именем РОССИЙСКОЙ Федерации 04 апреля 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Хворостовской Л.А. При секретаре Краснояровой Е.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дядиной Валентины Ивановны к филиалу № 8 ФГУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области», ФГУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области» о выдаче заключения о причинной связи заболевания, приведшего к смерти застрахованного лица, Установил: Дядина В.И. обратилась в суд с иском к филиалу № 8 ФГУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области» о выдаче заключения о причинной связи заболевания, приведшего к смерти застрахованного лица. Определением Североморского городского суда Мурманской области от 17.03.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области». В обоснование заявленных требований, а также в судебном заседании истица указала, что ее супруг ФИО1, Дата г.р., проходил военную службу в войсковой части 63976 в период с 13.07.1978 года по 16.11.2009 года. 16 ноября 2009 года был уволен и исключен из списков личного состава части. Дата года умер вследствие обострения имеющегося у него заболевания "данные", полученного в период прохождения военной службы. Заключением Военно-врачебной комиссии подтверждено, что заболевание мужа, приведшее к смерти, получено им в период прохождения военной службы (протокол № 8 от 01.04.2010 года). С целью получения страхового возмещения в связи со смертью мужа, она обратилась в военный комиссариат г.Североморска, который направил ее заявление о выплате страховых сумм с соответствующими документами в Российскую государственную страховую компанию. Однако в выплате страхового возмещения ОАО «Росгосстрах» ей отказало со ссылкой на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 года № 855 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих» помимо представленных документов требуется заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причинной связи заболевания, полученного мужем в период прохождения военной службы, со смертью. Поскольку в силу ст.7 ФЗ от 28.03.1998 года № 52 учреждения медико-социальной экспертизы по месту службы застрахованного лица, обязаны оказывать содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения, она обратилась с заявлением в филиал № 8 бюро МСЭ о выдаче указанного заключения, однако ей было отказано со ссылкой на то, что бюро МСЭ работает с инвалидами, занимается определением инвалидности, в том числе определяет причину смерти инвалида. Поскольку ФИО1 инвалидом не являлся, МСЭ отказало в выдаче данного заключения. Полагая данный отказ неправомерным и нарушающим ее права, просит суд обязать филиал №8 Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области выдать заключение о причинной связи заболевания, полученного ФИО1 в период прохождения военной службы, и приведшего к смерти. Представитель ответчика – Филиала №8 ФГУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором иск не признал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование своих возражений указал, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности; определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. Аналогичная норма по заключению причинной связи заболевания содержится в подпункте «ж» п.5 «Порядка организации и деятельности ФГУ МСЭ», утвержденного приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.11.2009 года № 906н. ФИО1., Дата года рождения, по протоколам заседаний и архивным данным бюро освидетельствование не проходил, инвалидом не признавался. В связи с чем, бюро МСЭ №8 общего профиля не имеет возможности выдать заключение о причинной связи заболевания, полученного ФИО1 в период прохождения военной службы, и приведшего к смерти, поскольку имеющимися нормативными документами не определена функция бюро медико-социальной экспертизы о выдаче указанного заключения. Представители соответчика – ФГУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области» по доверенности Баранников С.Е. и Бессонова Н.Ю. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д.38-39), полагают требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 года №855 «О мерах реализации ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих»…» (в редакции 2008 г.) установлено, что копия заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причинной связи увечья лица, входит в перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию, в случае его смерти до истечения одного года после увольнения с военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученные в период прохождения военной службы. Однако, в силу ст.8 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ») на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются обязанности, в том числе связанные с определением причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. Аналогичные нормы содержатся и в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 года № 906н, устанавливающем порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы ( п.п. «ж» п.5; п.п. «и» п.6). При этом ФИО1 на медико-социальную экспертизу не представлялся и инвалидом не являлся. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ, определение причины смерти гражданина не являющегося инвалидом, лежит вне сферы деятельности учреждений медико-социальной экспертизы. Просили в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица - Отдела военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной по доверенности Кононова Е.И. в судебном заседании требования истицы поддержала, указав, что в соответствии с абз.1 ст.4 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются: смерть застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии» или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. В связи с тем, что "данные" ФИО1., проходил военную службу в войсковой части 63976 в период с 13 июля 1978 года по 16 ноября 2009 года и умер Дата года вследствие заболевания «"данные"», полученного в период прохождения военной службы (заключение ВВК ФГУ «1469 ВМКГ СФ» от 01.04.2010 года №89/887), 13 сентября 2010 года соответствующие документы были оформлены и направлены в адрес Российской государственной страховой компании. Однако ОАО «Росгострах» отказал истице в выплате страхового возмещения, указав, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29 июля 1998 года №855 для решения вопроса о выплате страховых сумм необходимо дополнительно в их адрес представить перечень документов, в том числе заключение учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о причинной связи заболевания, приведшего к смерти застрахованного лица. В ноябре 2010 года Дядина В.И. обратилась в филиал №8 Главного бюро МСЭ по Мурманской области с заявлением о выдаче указанного заключения, предоставив медицинские документы ФИО1. Однако филиал № 8 бюро МСЭ отказал истице в выдаче заключения со ссылкой на п.5 Постановления Правительства РФ №805 от 16.12.2004 года «О порядке организации деятельности федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы», согласно которого органы медико-социальной экспертизы определяют причину смерти только в отношении граждан, имевших на день смерти инвалидность. Документы, повторно направленные в адрес Российской государственной страховой компании с ответом МСЭ также были возвращены, поскольку без заключения МСЭ страховая организация рассмотреть вопрос о выплате Дядиной В.И. страховых сумм по обязательному государственному страхованию отказывается. В целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ, просит суд удовлетворить требования истицы, обязать филиал №8 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области» вынести заключение о причинной связи заболевания, приведшего к смерти "данные" ФИО1 Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО «Российская государственная страховая компания», представитель которой в суд не явился, мнение по иску не представил. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п. 2 ст.1 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ жизнь и здоровье военнослужащих подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы по день окончания военной службы. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. Исходя из положений абз.2 статьи 4 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. Согласно подпункту «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 года № 123, на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий и заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 раздела 7 вышеназванного Положения. В соответствии с п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между гибелью (смертью), увечьем (заболеванием) военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы решается судом с учетом заключения военно - врачебной комиссии, а в необходимых случаях и заключения соответствующих экспертов. Как следует из материалов дела, что ФИО1, Дата года рождения, – муж Дядиной В.И., проходил военную службу в звании "данные" в Вооруженных Силах Российской Федерации с 13 июля 1978 года. Согласно выписке из приказа Командующего СФ № 60-ПМ от 26.10.2009 года "данные" ФИО1 уволен с военной службы с зачислением в отставку. Приказом командира войсковой части 63976 № 1240 от 10.11.2009 года ФИО1 16.11.2009 года исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат городов Североморск и Островной до переезда к новому месту жительства. Дата года ФИО1 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.6). Смерть ФИО1 наступила до истечения одного года после увольнения с военной службы. Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФГУ «1469 ВМКГ СФ» от 01.04.2010 года заболевание "данные" ФИО1., Дата г.рождения, «"данные"», приведшее его к смерти 14.12.2009 года, получено в период военной службы. Таким образом, причинно-следственная связь между заболеванием, приведшим к смерти ФИО1., и исполнением им обязанностей военной службы установлена военно-врачебной комиссией. Истица просит обязать филиал № 8 Главного бюро МСЭ по Мурманской области выдать ей заключение о причинной связи заболевания, ставшего причиной смерти мужа, с прохождением им военной службы, ссылаясь на то, что ОАО «Росгострах» отказало ей в выплате страхового возмещения в связи с непредставлением указанного заключения МСЭ. Однако требования истицы суд находит необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года под медико-социальной экспертизой понимается определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В силу статьи 8 указанного федерального закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона N 181-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: -установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; - разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; - изучение уровня и причин инвалидности населения; -участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; - определение степени утраты профессиональной трудоспособности; - определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. Аналогичные нормы содержались в п.5 и п.6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.11.2009 года № 906н, утратившего силу с 02.02.2010 года. Таким образом, действующими нормативными правовыми актами на учреждения медико-социальной экспертизы не возложена обязанность по выдаче заключений о причинной связи между заболеванием, ставшим причиной смерти застрахованного лица, и прохождением им военной службы. В связи с чем, доводы истицы о неправомерности действий филиала № 8 бюро МСЭ, связанных с отказом в выдаче заключения о причинной связи заболевания, приведшего к смерти застрахованного лица ФИО1, с прохождением военной службы, являются необоснованными. С учетом изложенного, суд отказывает истице в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При наличии спора со страховой компанией по выплате страхового возмещения истица вправе разрешить данный спор в ином судебном порядке. Дело суд рассматривает на основании представленных сторонами доказательств в соответствии с требованиями ст.ст.56, 57 ГПК РФ и в соответствии со ст.196 ГПК РФ в пределах заявленных исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Дядиной Валентине Ивановне в удовлетворении исковых требований к филиалу № 8 ФГУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области», ФГУ «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области» о выдаче заключения о причинной связи заболевания, приведшего к смерти застрахованного лица – отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Л.А.Хворостовская СПРАВКА: решение обжаловалось, определением судебной коллегии Мурманского облсуда оставлено без изменения.