о производстве капитального ремонта и создании условий содержания в ИВС



Дело № 2-752/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Койпиш В.В.

при секретаре Логиновой М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора г.Североморска к ОВД в ЗАТО г. Североморск, УВД по Мурманской области о производстве капитального ремонта и создании условий содержании в изоляторе временного содержания,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г.Североморск, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОВД в ЗАТО г. Североморск, УВД по Мурманской области о производстве капитального ремонта и создании условий пребывания в изоляторе временного содержания (далее по тексту – ИВС). Просит обязать ОВД в ЗАТО г. Североморск в срок 01 декабря 2011 года обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС ОВД в ЗАТО г. Североморск права на ежедневную прогулку (п. 11 ст. 17 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров (ст. 22 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры (п. 16.1 СП 12-95), установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками (и.п. 17.11. 17,12, 17.15 СП 12-95); до выполнения ОВД в ЗАТО г. Североморск указанных требований приостановить деятельность изолятора временного содержания.

В судебном заседании в обоснование заявленных требований старший помощник прокурора Анисимова Н.С. исковые требования поддержала, указав, что прокуратурой г. Североморска проведена проверка соблюдения законодательства при содержании следственно - арестованных лиц в изоляторах временного содержания органов внутренних дел с привлечением специалистов в области санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности.

На территории ЗАТО г. Североморска ИВС расположен на первом этаже жилого дома, расположенного в здании ОВД г. Североморска по адресу: адрес.

Проверка показала, что в ОВД в ЗАТО г. Североморск имеют место нарушения прав граждан, содержащихся в ИВС.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а так же лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

На основании ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Проверка показала, что в ИВС ОВД в ЗАТО Североморск отсутствует прогулочный дворик и содержащиеся под стражей лица не имеют возможности выходить на прогулку. Отсутствие прогулочного дворика ущемляет конституционные права на охрану и здоровье граждан (подозреваемых и обвиняемых) и противоречит требованиям п. 11 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований в ИВС расположены 4 камеры, рассчитанные на содержание 20 человек. Камера № 1 - на 6 человек (10,32 кв.м), камера № 2 - на 6 человек (10,85кв.м), камера № 3 - на 6 человек (12,21 кв.м), камера № 4 - на 2 человека (5,33 кв.м).

В нарушение п. 16.1 Свода правил 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» (далее СП 12-95) в ИВС отсутствует комната свиданий, дезкамера.

В силу п. 17.11 СП 12-95 в ИВС размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине.

Пунктом 17.12 и п. 17.15 СП 12-95 предусмотрено, что оконные переплеты в камерах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками. Низ оконных проемов в камерах должен быть на высоте не менее 1,5 м от уровня пола. Однако в камерах ИВС окна отсутствуют.

Проверкой установлено, что в настоящее время деятельность ИВС осуществляется с нарушением Закона. Функционирование ИВС без оконных проемов, с размером камер менее установленных норм, с отсутствием прогулочного дворика, дезкамеры создает угрозу жизни и здоровью содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых, а также работникам ИВС (отсутствие поступления в помещение свежего воздуха, дневного света, отсутствие возможности совершать ежедневные прогулки и т.д.).

В результате установленных нарушений жизни и здоровью указанных лиц не только причиняется в настоящее время, но и может быть причинен существенный вред в последующем, в связи с чем до устранения указанных нарушений в соответствии со ст. 1065 ГК РФ полагала, что деятельность ИВС ОВД в ЗАТО г. Североморск подлежит приостановлению.

Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель УВД по Мурманской области Козерода Д.Н. в судебном заседании полагал УВД по Мурманской области ненадлежащим ответчиком по делу, указав, что ОВД в ЗАТО г. Североморск не финансируется УВД по Мурманской области. В обоснование позиции по иску полагал исковые требования и.о. прокурора о приостановлении деятельности ИВС, не подлежащими удовлетворению, просил учесть социально – экономическую и общественную значимость указанной структуры, указав, что приостановление деятельности отрицательно скажется на работе правоохранительных органов и суда, повлечет необоснованные финансовые затраты федерального бюджета, поскольку потребует доставку лиц, содержащихся в ИВС, из г. Мурманска несколько раз в день, что предполагает закупку спецтранспорта, введение дополнительных должностей сотрудников конвоя.

Представитель ОВД в ЗАТО г. Североморск Карпушкин В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований в части обеспечения до 01 декабря 2011 года условий для реализации лицами, содержащимися в ИВС, прав на ежедневную прогулку, в камерах ИВС площади на одного человека в размере четырех квадратных метров, наличия комнаты свиданий, дезкамеры, установления в камерах ИВС окон, створных оконных переплетов, оборудованных форточками. В части требований о приостановлении деятельности ИВС до проведения ОВД в ЗАТО г. Североморск указанных мероприятий просил отказать. Также просил учесть, что для проведения ИВС в соответствие с установленными требованиями требуется строительство нового здания ИВС. В настоящее время администрацией ЗАТО г. Североморск предоставлен земельный участок под строительство здания ИВС размером 1,5 га, выделено целевое финансирование из федерального бюджета. Полагал исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Представитель администрации ЗАТО г. Североморск в судебное заседание не явился, представлено мнение, полагают исковые требования и.о. прокурора г. Североморска обоснованными, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя,

Заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой г. Североморска проведена проверка соблюдения законодательства при содержании следственно-арестованных лиц в ИВС ОВД в ЗАТО г. Североморск, который расположен на первом этаже жилого дома по адресу: адрес

За период 2006 - 2010 г.г. прокуратурой проводились аналогичные проверки, по результатам которых по выявленным нарушениям Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», приказа МВД РФ № 140дсп-06 вносились представления.

Принятые ОВД ЗАТО Североморск меры по устранению нарушений не позволили в полной мере устранить нарушения и привести ИВС ОВД в ЗАТО Североморск в соответствие с установленными требованиями.

Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года.

Статья 3 Конвенции указывает, что, охраняя здоровье и достоинство человека, запрещается применение в отношении него пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Статьей 21 Конституции РФ установлено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а так же лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В силу положений ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ принципами и нормами международного права, а так же международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемыми обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 7 указанного Федерального закона местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Абзацами 1 и 2 ст. 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Кроме того, в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, могут содержаться подозреваемые и обвиняемые в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

В силу абзаца 3 ст. 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел РФ.

На основании ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии с п. 11 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа.

В соответствии со ст.ст. 16, 17 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее по тексту – Правила).

Пунктами 130-134 Правил определен порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых, в соответствии с которым указанные лица пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.

Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

Судом установлено, что в ИВС ОВД в ЗАТО Североморск отсутствует прогулочный дворик и содержащиеся под стражей лица лишены возможности выходить на прогулку.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Как установлено судом, в ИВС расположены 4 камеры, рассчитанные на содержание 20 человек. Камера № 1 на 6 человек (10,32 кв.м), камера № 2 на 6 человек (10,85кв.м), камера № 3 на 6 человек (12,21 кв.м), камера № 4 на 2 человека (5,33 кв.м).

В нарушение п. 16.1 Свода правил 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» (далее СП 12-95) в ИВС отсутствует комната свиданий, дезкамера.

В силу п. 17.11 СП 12-95 в ИВС размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине.

Пунктом 17.12 и п. 17.15 СП 12-95 предусмотрено, что оконные переплеты в камерах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками. Низ оконных проемов в камерах должен быть на высоте не менее 1,5 м от уровня пола.

В нарушение вышеперечисленных норм в камерах ИВС ОВД в ЗАТО г. Североморск окна отсутствуют.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что не оспаривается представителями ответчиков, условия содержания в ИВС в ОВД в ЗАТО г. Североморск не соответствуют установленным требованиям.

Учитывая изложенное, суд удовлетворят заявленные и.о. прокурора исковые требования в части обязания ОВД в ЗАТО г. Североморск в срок 01 декабря 2011 года обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС ОВД в ЗАТО г. Североморск, права на ежедневную прогулку, обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров, обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры, установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками.

Однако суд не находит оснований для удовлетворения требований в части приостановления деятельности ИВС. При этом суд принимает во внимание, что указанные нарушения не влекут существенное нарушения прав лиц, содержащихся в ИВС, также то обстоятельство, что фактически в ИВС ОВД в ЗАТО г. Североморск время пребывания граждан ограничено, учитывая, что лица содержатся в ИВС ОВД Ленинского района г. Мурманска, их доставка в ИВС ОВД в ЗАТО г. Североморск осуществляется ежедневно по мере необходимости. Также суд принимается во внимание социально – общественное значение деятельности ИВС, а также то, что приостановление деятельности ИВС отрицательно скажется на работе правоохранительных органов и суда, приведет к увеличение сроков расследования и рассмотрения уголовных дел, то есть повлечет грубое нарушение прав лиц, содержащихся в ИВС, на быстрое и своевременное принятие в отношении них процессуальных решений, вынесение приговоров, что является недопустимым.

Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования и.о. прокурора частично.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора г. Североморска удовлетворить частично.

Обязать ОВД в ЗАТО г. Североморск года произвести капитальный ремонт и создать условия содержания в изоляторе временного содержания ОВД в ЗАТО г Североморск, расположенному по адресу: адрес - в соответствии с требованиями законодательства, а именно: обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС в ЗАТО г. Североморск права на ежедневную прогулку (п. 11 ст. 17 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров (ст. 22 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры (п. 16.1 СП 12-95), установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками (и.п. 17.11. 17,12, 17.15 СП 12-95) – в срок 01 декабря 2011 года.

В удовлетворении требований о приостановлении деятельности изолятора временного содержания ОВД в ЗАТО г. Североморск отказать

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий В.В.Койпиш

СПРАВКА: решение обжаловалось, определением судебной коллегии Мурманского облсуда оставлено без изменения.