Мотивированное решение изготовлено 14.06.2011 Дело № 2-930/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июня 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Роговой Т.В., При секретаре Бухаловой О.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойко Игоря Евгеньевича к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (в лице отдела № 4 г.Североморск) о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, УСТАНОВИЛ: Истец Бойко И.Е. обратился в суд с иском к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ в лице отдела № 4 г.Североморск (далее по тексту – ФГУ «Западрегионжилье») о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма и отмене решения об отказе в предоставлении распределённого жилого помещения. В обоснование иска указал, что с 1979 года по 2002 год обучался и проходил действительную военную службу в учреждениях и войсковых частях Министерства обороны РФ, имеет общую выслугу военной службы в календарном исчислении 23 года 01 месяц 01 день. Уволен с военной службы и исключён из списков в/ч 15138 приказом командира части от 04.09.2002 № 257 в связи с организационно-штатными мероприятиями. В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он и члены его семьи имеют право на льготы, о чём истцу выдано соответствующее удостоверение № 48/71/547 от 15.08.2002. С 30.01.1997 по рапорту истца в жилищную комиссию в/ч 15138 и согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии в/ч 15138, жилищными органами МО РФ Северного флота он включён в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания по договору социального найма на территории Российской Федерации. Однако, в связи с сокращением в 2009 году войсковой части 15138 подлинник рапорта и протокол заседания жилищной комиссии не сохранились. Ввиду передачи, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455, полномочий по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации к уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации - Департаменту жилищного обеспечения, в конце 2010 года, в порядке, установленном Указаниями Министра обороны РФ от 04.06.2010 № 205/2/373, истец включён в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в избранном месте жительства, информация из которого размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением по нормам, установленным статьей 15.1. Федерального закона РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ, Департаментом жилищных отношений МО РФ истцу 22.12.2010 распределено жилое помещение № 122 по адресу: адрес. В связи с чем, в соответствии с требованиями пункта 13 приказа МО РФ от 30.09.2010 № 1280 и Указаний Министра обороны РФ от 04.06.2010 № 205/2/373, истец направил в Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ (г. Москва) документы, необходимые для проверки обоснованности признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства и предоставления жилья по договору социального найма. Однако, 20.05.2011 им получено решение от 20.05.2011 № 08-45/066 об отказе в предоставлении ранее распределенного жилого помещения за подписью начальника отдела № 4 (г. Североморск) ФГУ «Западрегионжилье», в связи с обеспеченностью истца и членов его семьи жилым помещением по установленным в г. Североморск нормам (со ссылкой на положения ст. 51 ЖК РФ). Полагая, что названное решение нарушает его права и противоречит закону, указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 15 ранее действовавшего Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», в феврале 1998 года он был обеспечен (на состав семьи) по месту прохождения военной службы жилым помещением по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет муниципального жилищного фонда ЗАТО г. Североморск, переданного в пользование Министерству обороны Российской Федерации, путём обмена ранее занимаемого жилого помещения меньшей площадью в доме муниципального жилищного фонда ЗАТО г. Североморск, на занимаемое другим военнослужащим жилое помещение большей площадью, с уведомлением о данном обмене начальника ГУ 1973 ОМИС и командира войсковой части 15138, в которой он проходил военную службу. Ввиду того, что на момент обмена жилыми помещениями общая продолжительность военной службы истца (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) составила более пяти лет, следовательно, что он не мог быть обеспечен служебным жилым помещением на весь оставшийся срок прохождения военной службы. В связи с чем, жилое помещение адрес, общей площадью 61,4 кв.м., было предоставлено на общих основаниях по договору социального найма. В дальнейшем истцом, как нанимателем жилого помещения, не совершались никакие действия в отношении занимаемого жилого помещения, свидетельствующие об отказе в переезде на постоянное проживание по избранному месту жительства. Кроме того, указал, что право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы закреплено в пункте 3 статьи 6 и положениях ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих». В настоящее время Министерством обороны РФ осуществляется обеспечение жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения на территории Российской Федерации в порядке, установленном Инструкцией, утверждённой приказом Министра Обороны РФ от 30.09.2010 № 1280. В соответствии с пунктом 3 вышеназванной Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Данный пункт ведомственного приказа не позволяет руководству ФГУ "Западрегионжилье» вынести решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербург, в связи с тем, что занимаемое по последнему месту службы жилое помещение по адресу: адрес не относится к категории «служебное». Вместе с тем, в соответствии с указаниями Министра обороны РФ от 04.06.2010 № 205/2/373, истец оформил обязательство о сдаче занимаемой квартиры от 25.01.2011. В настоящее время общая площадь занимаемого в г.Североморске жилого помещения составляет 61,4 кв.м., в ней зарегистрированы постоянно и проживают 4 человека, обеспеченность составляет 15,35 кв.м. на каждого члена семьи, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную Решением Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 27.07.2006 года № 123. Однако, согласно пункта 1 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (утвержденных постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998) усматривается, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, а также военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. Кроме того, согласно п.п. «и» п. 7 Правил одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы. В соответствии с вышеизложенным, истец полагает, что избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для предоставления ему и членам его семьи иного жилого помещения по договору социального найма, вне зависимости от обеспечения жилым помещением по последнему месту службы, при условии сдачи ранее занимаемой квартиры. Считает, что при вышеизложенных обстоятельствах, отделом № 4 (г. Североморск) ФГУ «Западрегионжилье» должно быть вынесено решение о предоставлении ранее распределенного жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства. Просил суд признать за ним право на получение жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма и обязать начальника отдела № 4 (г. Североморск) ФГУ «Западрегионжилье» вынести решение о предоставлении ранее распределенного жилого помещения Номер по адресу адрес Также просил отменить решение начальника отдела № 4 (г. Североморск) об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 20.05.2011 № 08-45/066. В судебном заседании Бойко И.Е. в целом иск поддержал по доводам, приведенным в исковом заявлении, уточнил (конкретизировал) свои исковые требования и просил суд признать неправомерным отказ ФГУ «Западрегионжилье» (в лице отдела № 4 г.Североморск) в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной трехкомнатной квартиры Номер общей площадью 72,23 кв.м., на 3 этаже по адресу: адрес и признать за ним право на получение указанного жилого помещения по договору социального найма на состав семьи четыре человека. Дополнительно пояснил, что после увольнения с военной службы продолжал проживать и работать в г.Североморске – до решения вопроса об обеспечении его жильем по избранному месту жительства в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих», так как знал, что в 1997 году был принят на учет в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета (далее по тексту – АСУ). В иных населенных пунктах на учет в органах местного самоуправления для получения жилья не вставал, Государственный жилищный сертификат не получал, в собственности жилых помещений не имеет – в том числе на территории г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Все документы, подтверждающие данные обстоятельства, представлены в Департамент жилищного обеспечения МО РФ для подтверждения права на получения жилья по избранному месту жительства, то есть проверка в данной части проведена компетентным органом. С учета из вышеназванной автоматизированной системы (АСУ) не снимался, так как от намерений избрать иное место жительства и выехать из г.Североморск, он не отказался. ФИО1., являющийся руководителем 4 отдела и представляющий интересы ответчика – ФГУ "Западрегионжилье» телефонограммой просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные возражения по иску, в которых полагал заявленные требования необоснованными по следующим основаниям. Статьей 51 Жилищного Кодекса РФ установлены категории граждан, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» порядок предоставления социальных гарантий по обеспечению жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляемый МО РФ, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, определяется Правительством Российской Федерации. Однако, постановление Правительства РФ, определяющее данный порядок не принято. В настоящее время Министерством обороны РФ осуществляется обеспечение жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения на территории Российской Федерации в порядке, установленном Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280. Названный приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ 27.10.2010 за № 18841. В соответствии с пунктом 3 вышеназванной Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Как установлено из справки формы 9 от 20.01.2011 № 97, выданной муниципальным автономным учреждением «Паспортно-учетная служба», представленной в учетном деле гражданина Бойко И.Е., он и члены его семьи пользуются и владеют жилым помещением адрес общая площадь которого составляет 61,4 кв.м. В ней зарегистрированы постоянно и проживают 4 человека, обеспеченность составляет 15,35 кв.м. на каждого члена семьи Бойко И.Е., что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную Решением Совета депутатов МО ЗАТО г. Североморск от 27.07.2006 № 123 – 12 квадратных метров на человека. На основании вышеизложенного, ввиду того, что Бойко И.Е. не входит ни в одну из категорий, установленных статьей 51 ЖК РФ, просит суд в удовлетворении искового заявления отказать в полном объёме. Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, Бойко Игорь Евгеньевич проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ (СССР, СНГ) с 05.08.1979 по 06.09.2002, имеет общую выслугу военной службы 32 года 01 мес. 18 дней, а в календарном исчислении 23 года 01 месяц 01 день; личный номер Н-069167, что подтверждается справкой Военного комиссариата Мурманской области (л.д. 20). В соответствии с приказом Командующего Северным флотом от 10.08.2002, он уволен с военной службы и исключен из списков войсковой части 15138 приказом командира части от 04.09.2002 № 257 – в связи с организационно-штатными мероприятиями – по подп. «а» пункта 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Управлением кадров СФ 15.08.2002 Бойко И.Е. выдано удостоверение № 48/71/547 на право пользования льготами, предусмотренными законодательством о статусе военнослужащих (л.д. 12, 18, 19). С 30.01.1997 на основании рапорта в жилищную комиссию в/ч 15138 и согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии в/ч 15138 жилищными органами МО РФ Северного флота Бойко И.Е. включён в автоматизированную систему учета военнослужащих (АСУ), нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания по договору социального найма на территории Российской Федерации, а затем – в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в избранном месте жительства. Изложенное подтверждается справкой в/ч 40105 и выпиской из Единого реестра данных по жилью для военнослужащих с Интернет-сайта Министерства Обороны РФ (л.д. 14, 17). В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455, Инструкцией Министра обороны РФ от 04.06.2010 № 205/2/373 полномочия по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ. Департаментом жилищных отношений МО РФ истцу распределено жилое помещение адрес, о чем 12.01.2011 Бойко И.Е. вручено извещение № 0022693 от 22.12.2010 (л.д. 13). Также истцу предложено в тридцатидневный срок направить в уполномоченный орган документы, указанные в п. 13 Инструкции, утвержденной Приказом Министра Обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 и инструкции Министра обороны РФ от 04.06.2010 № 205/2/373. Данное требование Бойко И.Е. выполнил, направив 04.02.2011 в Департамент жилищного обеспечения МО РФ соответствующее заявление и необходимые документы, копии которых представлены в материалы дела (л.д. 15-42). Согласно указанию заместителя Министра Обороны РФ от 08.04.2011 № 205/2/210 обеспечение предоставления военнослужащим, которым распределены жилые помещения, необходимых документов возложено на региональные управления жилищного обеспечения (РУЖО) Министерства обороны РФ по закрепленным за ними территориям (л.д. 58-60). В рамках предоставленных полномочий, на основании Положения о территориально обособленном отделе – 4 отделе (г.Североморск) ФГУ «Западрегионжилье» (л.д. 49-57) и доверенности (л.д. 61) начальником 4 отдела 20.05.2011 принято решение об отказе Бойко И.Е. в предоставлении распределенного на состав семьи из 4 человек жилого помещения по договору социального найма – в виде отдельной трехкомнатной квартиры адрес, - в связи с обеспеченностью жилым помещением по установленным в г.Североморске нормам - ст. 51 ЖК РФ (л.д. 16). В обоснование решения указано, что занимаемое Бойко И.Е. жилое помещение по адресу: гадрес не относится к категории служебного; общая площадь квартиры составляет 61,4 кв.м., обеспеченность на каждого члена семьи составляет 15,35 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную решением № 123 от 27.02.2006 Совета депутатов ЗАТО г.Североморск. Иных оснований для отказа в предоставлении жилого помещения по избранному истцом месту жительства ответчик не привел. Однако, суд находит позицию ответчика не обоснованной, ошибочной на неверном толковании закона. Статьей 51 Жилищного Кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Однако, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Аналогичное по своему правовому смыслу решение предусматривалось и ст. 29 ЖК РСФСР, действующего в период прохождения истцом военной службы и увольнения из рядов ВС РФ. Так, в пункте 3 статьи 6 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 1998 года закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 15 названного закона, для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту прохождения военной службы. При этом, пунктом 14 статьи 15 названного Федерального Закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях – по месту прохождения военной службы, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания – по избранному им месту постоянного жительства. Кроме того, из пункта 1 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (утвержденных постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998) усматривается, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, а также военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. В пункте 2 названных выше Правил учета военнослужащих определено, что эти Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы. Как усматривается из п.п. «и» п. 7 Правил одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его и членов его семьи нуждающимся в жилом помещении. Ссылки ответчика на то, что Бойко И.Е. и члены его семьи обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по договору социального найма, общая площадь которого превышает учетную норму, установленную в ЗАТО Североморск, а поэтому в соответствии со ст. 51 ЖК РФ не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, суд находит ошибочной, поскольку г.Североморск для постоянного места жительства истец не избирал. Кроме того, подобная позиция противоречит требованиям п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (во взаимосвязи с положениями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ), предусматривающим специальное основание признания нуждающимися в жилом помещении военнослужащих, увольняемых с военной службы по одному из указанных в Законе оснований, имеющих общую продолжительность военной службы более 10 лет и избравших после увольнения с военной службы постоянное место жительства, отличное от места военной службы. При этом, суд также принимает во внимание, что жилое помещение по адресу: адрес, получено истцом путем обмена в порядке улучшения жилищных условий (по месту прохождения службы и в период прохождения военной службы) - в феврале 1998 года, а не в порядке избрания им нового места жительства (после увольнения с военной службы), что подтверждается копией обменного ордера и справками формы № 9 по адрес (с прежнего места жительства) и по адрес (л.д. 26, 27, 34). На момент постановки на учет в АСУ в 1997 году Бойко И.Е. был признан нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства, что ответчиком не оспаривается. Подтвердил он свое намерение и в дальнейшем – путем обращения в Департамент жилищного обеспечения МО РФ заявлением от 04.02.2011 (л.д. 15). В период обмена жилыми помещениями, в результате которых истец улучшил свои жилищные условия в период прохождения военной службы в г.Североморске, действовал Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 1993 года, согласно которого военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и при увольнении в запас или отставку имели право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации (ч. 4 ст. 6). Законом также предусматривалось обеспечение военнослужащих на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) служебными жилыми помещениями или общежитиями, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилыми помещениями на общих основаниях (ч. 1 ст. 15). Аналогичные права декларированы и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 1998 года (нормы которого приведены выше). Также, частью 1 ст. 15 закона предусматривалось право военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями, на улучшение жилищных условий в период прохождения военной службы с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных названным законом и жилищным законодательством. Кроме того, Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 1993 года содержал условие, согласно которого жилые помещения в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, в которых прописаны и проживают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, закреплялись в постоянное пользование за Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в войсках которых военнослужащие проходят военную службу. При освобождении указанные жилые помещения подлежали заселению также военнослужащими и их семьями (ч. 5 ст. 15). Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей подлежали включению в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства - в целях обеспечения жильем (ч. 6 ст. 15). Таким образом, на момент получения истцом квартиры по адрес (в период прохождения военной службы) законодатель не предусматривал дополнительных условий для реализации военнослужащим права на выбор постоянного места жительства применительно к обеспеченности жильем по месту прохождения военной службы. На основании вышеизложенного, а также с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения военнослужащих, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия свого поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд полагает, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства на основании договора социального найма. Вывод суда также не противоречит правовой позиции, изложенной в п. 22 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ» от 14.02.2000 № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Поскольку для решения вопроса об обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - г. Санкт-Петербург - Бойко И.Е. представил в ФГУ «Западрегионжилье» (через Департамент жилищного обеспечения МО РФ) все справки и иные необходимые документы об отсутствии у него и членов его семьи в собственности жилого помещения по избранному им постоянному месту жительства после увольнения с военной службы, а иных оснований (кроме ссылок на положения ст. 51 ЖК РФ) ответчик не привел, то суд полагает решение 4 отдела ФГУ «Западрегионжилье» от 20.05.2011 неправомерным и признает за Бойко Игорем Евгеньевичем право на предоставление ранее распределенного жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной трехкомнатной квартиры № 122 общей площадью 72,23 кв.м., на 3 этаже по адресу: адрес Таким образом, суд удовлетворяет иск полностью. Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ, и в пределах заявленных исковых требований. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Бойко И.Е. – удовлетворить. Признать неправомерным отказ ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны (в лице отдела № 4 г.Североморск) в предоставлении Бойко Игорю Евгеньевичу жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной трехкомнатной квартиры Номер общей площадью 72,23 кв.м., на 3 этаже по адресу: адрес Признать за Бойко Игорем Евгеньевичем право на получение указанного жилого помещения по договору социального найма на состав семьи четыре человека. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Т.В. Роговая СПРАВКА: решение не обжаловалось.