Мотивированное решение изготовлено 11.07.2011 г. Дело № 2-1018/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июля 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Брандиной Н.В. При секретаре Новоселовой А.Н., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кибирева Анатолия Тимофеевича к Квартирно-эксплуатационному управлению Северного флота, Командующему Северным флотом о предоставлении жилого помещения, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Кибирев А.Т. обратился в суд с иском к КЭУ СФ, Командующему Северным флотом о предоставлении жилого помещения в связи с увольнением с военной службы, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что 03.12.1993 года в период прохождения военной службы в в/ч ..., дислоцированной в адрес, заключил договор подряда с ... на строительство в адрес индивидуального жилого дома, в соответствии с условиями которого в/ч 49324 перечислила указанной организации в качестве безвозмездной финансовой помощи ... руб. Однако, ни ...», ни впоследствии ...» свои обязательства по строительству не исполнили. Решением Североморского горсуда Мурманской области от 16.08.2002 года договоры на капитальное строительство, заключенные с АОЗТ «Нижегородское подворье» и ТОО «Фирма Пари», были расторгнуты. В соответствии с решением Североморского гарнизонного военного суда от 22.02.2003 года приказом командира в/ч 49324 № 75 от 14.03.2003 года безвозмездная финансовая помощь на строительство жилья была списана, соответствующая запись внесена в личное дело истца, а также восстановлено его право на получение жилья в установленном порядке. Указал, что на основании ходатайства жилищной комиссии ВВС СФ с 12.08.2004 года включен в списки в/ч 63839 очередников ВВС СФ на получение жилья в средней полосе России. Поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000г. № 80 и директивой командующего Северным флотом № Д-27 от 10.06.1998г. Однако до настоящего времени жилое помещение по избранному месту жительства не предоставлено. 11.08.2010 г. Квартирно-эксплуатационное управление Северного флота (далее по тексту – КЭУ СФ) в порядке реализации его права на получение жилого помещения предложило стать участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», от которого он 01.09.2010 г. отказался в силу недостаточности выделяемых денежных средств для приобретения трехкомнатной квартиры в избранном после увольнения месте жительства – в адрес. В последующем 08.05.2011 г. КЭУ СФ поставило его в известность о включении в список граждан, уволенных с военной службы до 2005 года и состоящих на учете по обеспечению жильем из фонда командующего Северного флота, в отношении которых Правительством РФ разрабатывается проект Постановления об обеспечении жильем данной категории граждан, т.е. ранее состоявших на учете в списках очередников на получение жилья по линии Минобороны России согласно Директиве командующего СФ № 27 от 1998 года. Сослался на то, что после увольнения с военной службы - 08.07.1994 г. и до настоящего времени по вине Командующего СФ в нарушение положений ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не обеспечен жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства – в адрес на состав семьи из 4-х человек и вынужден длительное время (17 лет) проживать в неблагоприятных климатических условиях Крайнего Севера. Просил обязать КЭУ СФ выделить из фонда Командующего Северным флотом трехкомнатную квартиру на состав семьи из 4-х человек в адрес, а также взыскать с Командующего Северным флотом денежную компенсацию морального вреда в сумме 500000 руб., ссылаясь в обоснование данного требования на виновное бездействие ответчика в части реализации его (истца) права на обеспечение жилым помещением. В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил свои требования, представив уточненное исковое заявление (л.д. 33-36), отказавшись от требований к КЭУ СФ, в связи с чем производство по делу в этой части определением суда от 06.07.2011 года прекращено. В судебном заседании истец и его представитель Подхалюзин В.А., основываясь на обстоятельствах и доводах, изложенных в исковом заявлении, полностью поддержали исковые требования, просили обязать Командующего Северным флотом выделить из фонда Командующего Северным флотом трехкомнатную квартиру на состав семьи из четырех человек по избранному месту жительства в адрес и взыскать с ответчика компенсацию причиненного морального вреда в сумме 500000 руб. Представитель ответчика Командующего Северным флотом Воробьев Д.В. с иском не согласился. В обоснование возражений в судебных заседаниях и письменных возражениях по иску (л.д. 25-29, 44-51) указал, что согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент увольнения истца, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членов их семей, по избранному постоянному месту жительства осуществлялось в трехмесячный срок органами местного самоуправления. Военнослужащие включались в соответствующие списки органами местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства в год увольнения с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников). Аналогичный порядок обеспечения жильем военнослужащих был сохранен и в Федеральном законе РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, ведение учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства возложено на отделы по учету и распределению жилой площади (жилищные отделы) органов местного самоуправления или специально назначенные должностные лица и военные комиссариаты. Постановка на учет по избранному постоянному месту жительства производится по рапортам, подаваемым военнослужащими по команде в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с ходатайством перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий. Рапорты, ходатайства и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления (пункты 12-14 Правил). При этом сослался на то, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 г. № 5-П пункты 2, 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» были признаны не соответствующими Конституции РФ, предусматривающие обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года только путем выдачи государственных жилищных сертификатов, тогда как порядок учета и обеспечения жильем данной категории граждан, т.е. через органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, остался без изменений. Полагал командующего Северным флотом ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу изменений, внесенных в ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 26.11.2010 г. № 342-ФЗ) обеспечение военнослужащих – граждан, уволенных с военной службы, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в форме предоставления жилого помещения в собственность, предоставления жилого помещения по договору социального найма либо предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом обязанность по обеспечению жилым помещением Кибирева А.Т., уволенного с военной службы до 1 января 2005 года, на Министерство обороны Российской Федерации и Северный флот не возложена. Кроме того, согласно подпункту «г» пункта 5, пунктам 19,35, 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, обеспечение ГЖС военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, осуществляется через органы местного самоуправления. Указал, что на момент увольнения истца с военной службы на Северном флоте действовала директива командующего СФ от 25.12.1992 года № Д-46 «О мерах по упорядочиванию распределения жилья, получаемого Северным флотом для военнослужащих, увольняющихся в запас, отставку, вдов военнослужащих», которая была отменена аналогичной директивой № Д-27 от 10.07.1998 года. В преамбулах названных директив указано, что военнослужащие - граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями через органы местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства, а названными директивами предусматривался дополнительный способ обеспечения жильем указанной категории граждан за счет строительства жилья в средней полосе России. Подобный порядок обеспечения жильем не был предусмотрен федеральным законодательством, являлся альтернативным способом получения жилья и не исключал возможности получения жилья в порядке, установленном федеральным законодательством. Указал, что ни командование Северного флота, ни жилищные комиссии флота не вправе были признавать военнослужащих-граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному ими постоянному месту жительства, поскольку правилами названных директив предусмотрен лишь учет граждан-военнослужащих, желающих получить жилье в средней полосе России. Впоследствии директива № Д-27 была отменена приказом командующего Северным флотом от 15.03.2005 года № 167 в связи с принятием Жилищного кодекса РФ, а также изменениями, внесенными в ФЗ «О статусе военнослужащих», которым разграничивался порядок обеспечения жильем военнослужащих – граждан, уволенных и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и граждан – военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года. Также пояснил, что в настоящее время истец из очереди согласно директиве № Д-27 не исключен. Список лиц, уволенных до 1 января 2005 года и состоящих в данной очереди, направлен в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России для возможного решения вопроса совместно с Минфином РФ об обеспечении названых лиц жилыми помещениями путем предоставления социальной выплаты посредством государственных жилищных сертификатов. Счел несостоятельным требование истца о взыскании денежной компенсации морального вреда, указав в обоснование, что при увольнении с военной службы истец избрал способ реализации права на обеспечение жильем в виде получения безвозмездной финансовой помощи, заключив соответствующие договоры. Кроме того, ввиду неисполнения указанных договорных обязательств согласно решению суда в пользу истца с виновных лиц уже была взыскана компенсация морального вреда. Право истца на получение жилья в установленном законом порядке было восстановлено решением Североморского гарнизонного военного суда от 22.02.2003 года, однако истец не реализовал свое право на обеспечение жильем, а именно – не встал на учет для получения жилого помещения в органах местного самоуправления в избранном постоянном месте жительства. Как и отказался от получения государственного жилищного сертификата. В целом просил в иске отказать в силу его необоснованности. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, приказом командира в/ч ... от Дата Номер Кибирев А.Т., уволенный приказом ГК ВМФ от Дата Номер с военной службы с зачислением в запас по статье ...) Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», с Дата исключен из списков личного состава части, всех видов довольствия, и направлен на воинский учет в ... до получения жилья с последующим убытием в .... На момент увольнения выслуга лет в ВС составляет: календарная – 18 лет 10 месяцев, в льготном исчислении – 30 лет 08 месяц (л.д. 18). На момент увольнения Кибирева А.Т. с военной службы в соответствии с действующим законодательством, а именно п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» обеспечение граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членов их семей, по избранному постоянному месту жительства осуществлялось в трехмесячный срок органами местного самоуправления. Военнослужащие включались в списки органами местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников). Такой же порядок обеспечения жильем военнослужащих был предусмотрен и в Федеральном законе РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, ведение учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства возложено на отделы по учету и распределению жилой площади (жилищные отделы) органов местного самоуправления или специально назначенные должностные лица и военные комиссариаты. Постановка на учет по избранному постоянному месту жительства производится по рапортам, подаваемым военнослужащими по команде в год увольнения с военной службы с ходатайством перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий. Рапорты, ходатайства и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления (пункты 12-14 Правил). Согласно п. 7 этих же Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы – приказ об увольнении в запас или в отставку. Кроме того, согласно подпункту «г» пункта 5, пунктам 19,35, 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, обеспечение ГЖС военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, осуществляется через органы местного самоуправления. Таким образом, имея намерение получить жилое помещение не по месту прохождения военной службы, а в избранном постоянном месте жительства, Кибирев А.Т. должен был обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами в орган местного самоуправления, что им сделано не было. Постановка истца на очередь в соответствии с директивой КСФ № Д-27 от 10.07.1998 г. согласно ходатайству жилищной комиссии ВВС СФ от 02.08.2004 г., о чем также свидетельствует письмо в/ч 63839 от 12.08.2004 г., ответчиком не оспаривалась. В судебном заседании установлено, что на момент увольнения истца с военной службы на Северном флоте действовала директива командующего СФ от 25.12.1992 года № Д-46 «О мерах по упорядочиванию распределения жилья, получаемого Северным флотом для военнослужащих, увольняющихся в запас, отставку, вдов военнослужащих», которая была отменена аналогичной директивой № Д-27 от 10.07.1998 года «О мерах по упорядочиванию распределения жилья, строящегося, приобретаемого и получаемого Северным флотом в районах средней полосы Российской Федерации для отселения военнослужащих, увольняющихся в запас, отставку и вдов военнослужащих». Как следует из преамбул названных директив, военнослужащие - граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями через органы местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства. Оценивая же в целом содержание названных директив, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что директивами предусматривался дополнительный способ обеспечения жильем указанной категории граждан в средней полосе России за счет строительства жилья в средней полосе, не предусмотренный федеральным законодательством, имеющий характер альтернативного способа получения жилья, не исключающего возможности получения жилья в порядке, установленном федеральным законодательством. Кроме того, директива № Д-27 была отменена приказом командующего Северным флотом от 15.03.2005 года № 167 в связи с принятием Жилищного кодекса РФ, а также изменениями, внесенными в ФЗ «О статусе военнослужащих», которым разграничивался порядок обеспечения жильем военнослужащих – граждан, уволенных и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и граждан – военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года. Также, согласно пояснениям представителя ответчика, собственное строительство жилья Северный флот не производит, жилые помещения для распределения лицам, состоящим в очереди, в 2009-2011 годах не поступали. Таким образом, доводы, по которым истец просит обязать ответчика выделить из фонда командующего СФ жилое помещение, суд находит неправильными, разделяя позицию представителя Командующего Северным флотом. Кроме того, судом учитывается, что Кибиреву А.Т. в порядке реализации права на получение жилого помещения было предложено принять участие в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты», которым истец отказался воспользоваться, как и отказался от получения жилого помещения в порядке переселения из ЗАТО г.Североморск согласно очереди при администрации ЗАТО г. Североморск, о чем пояснил суду в судебном заседании. Не находит суд оснований и для удовлетворения требований в части компенсации морального вреда, так как судом не установлено каких-либо неправомерных действий или бездействия командующего Северным флотом, которые повлекли бы нарушение права истца на обеспечение жилым помещением. При таком положении суд оставляет исковые требования без удовлетворения. Дело суд рассматривает на основании представленных сторонами доказательств в соответствии со ст.ст. 56-57 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований в соответствии со ст. 196 ГПК РФ. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кибирева Анатолия Тимофеевича оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Н.В. Брандина Справка: решение не обжаловалось