Дело № 2-483 Мотивированное решение изготовлено 31.05.2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 мая 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Брандиной Н.В. При секретаре Новоселовой А.Н., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пикалова Алексея Стефановича к Командующему Северным флотом, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением, УСТАНОВИЛ: Пикалов А.С. обратился в суд с иском к Минобороны России, Командующему Северным флотом о признании права на обеспечение жилым помещением в связи с увольнением с военной службы. В обоснование указал, что уволен с военной службы по состоянию здоровья согласно приказу командующего СФ от Дата Номер и исключен из списков личного состава приказом командира войсковой части 63956 от Дата Проживает с супругой, дочерью и внуками в служебной квартире в адрес, иного жилого помещения для постоянного проживания не имеет. Сослался на то, что в 2003 году на основании рапорта на имя Командующего СФ был поставлен на очередь с целью обеспечения жилым помещением в средней полосе России. Однако до настоящего времени жилье не предоставлено, на обращения в различные инстанции, включая Минобороны России, получены ответы об отсутствии оснований для предоставления жилья. Просил признать за ним и членами его семьи право на обеспечение жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в средней полосе Российской Федерации: адрес за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, обязать ответчиков оформить все необходимые документы для обеспечения его жильем путем выдачи жилого помещения или государственного жилищного сертификата. В обоснование своих требований основывался на положениях п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым обеспечение жилым помещением военнослужащих и граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Дополнительно указав, что уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья с правом ношения военной формы одежды, т.е. по льготным основаниям, привел довод о праве на обеспечение жильем по избранному месту жительства во внеочередном порядке. При рассмотрении дела уточнил исковые требования и, основываясь на тех же обстоятельствах, указывая, что после увольнения с военной службы избрал постоянное место жительства адрес, ссылаясь на то, что нахождение в очереди Командующего СФ свидетельствует о признании его (истца) нуждающимся в обеспечении жильем после увольнения с военной службы, просил признать за ним и членами его семьи: супругой Пикаловой Л.Г., дочерью Соболевской Ю.А., внуками ФИО1 и ФИО2 право на обеспечение жилым помещением путем получения государственного жилищного сертификата в избранном постоянном месте жительства – адрес, обязать ответчиков выдать государственный жилищный сертификат на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в адрес по установленным нормам. В судебном заседании истец и его представитель Кушнир С.И. полностью поддержали исковые требования. Истец пояснил, что при увольнении с военной службы никто из командования войсковой части 63956 с ним не провел беседы об избрании места жительства в связи с увольнением, подобное право ему не разъяснялось, в связи с чем в его личном деле и отсутствует лист беседы, справка о праве на льготы. Сослался на то, что постановка на очередь командующего СФ согласно директиве командующего СФ от 25.12.1992 г. № Д-46 свидетельствует о том, что он был признан в установленном порядке нуждающимся в получении жилья в избранном им месте жительства. Пояснил, что вместе с супругой, дочерью и её детьми проживают в служебной квартире в адрес, предоставленной ему в период прохождения военной службы. Просили удовлетворить иск. Представитель ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и командующего Северным флотом Литовченко М.В. с иском не согласился. В обоснование возражений в судебных заседаниях и письменных возражениях по иску указал, что на момент увольнения Пикалова А.С. с военной службы он имел выслугу военной службы 16 лет. Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент увольнения истца, обеспечение граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членов их семей, по избранному постоянному месту жительства осуществлялось в трехмесячный срок органами местного самоуправления. Военнослужащие включались в списки органами местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья по ходатайству командиров (начальников). Аналогичный порядок обеспечения жильем военнослужащих был сохранен и в Федеральном законе РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 ведение учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства возложено на отделы по учету и распределению жилой площади (жилищные отделы) органов местного самоуправления или специально назначенные должностные лица и военные комиссариаты. Постановка на учет по избранному постоянному месту жительства производится по рапортам, подаваемым военнослужащими по команде в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья с ходатайством перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий. Рапорты, ходатайства и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления (пункты 12-14 Правил). При этом сослался на то, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 г. № 5-П пункты 2, 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» были признаны не соответствующими Конституции РФ названные правовые нормы, предусматривающие обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года только путем выдачи государственных жилищных сертификатов, тогда как порядок учета и обеспечения жильем данной категории граждан, т.е. через органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, остался без изменений. Указал, что данный порядок обеспечения жильем Пикалову А.С. неоднократно разъяснялся. Полагал Минобороны России и командующего Северным флотом ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку в силу изменений, внесенных в ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 26.11.2010 г. № 342-ФЗ) обеспечение военнослужащих – граждан, уволенных с военной службы, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в форме предоставления жилого помещения в собственность, предоставления жилого помещения по договору социального найма либо предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом признание права Пикалова А.С., уволенного с военной службы до 1 января 2005 года, на обеспечение жилым помещением и обеспечение его жилым помещением не возложено ни на Минобороны России, ни на Северный флот. Кроме того, согласно подпункту «г» пункта 5, пунктам 19,35, 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, обеспечение ГЖС военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, осуществляется через органы местного самоуправления. Не согласился также с доводами истца о том, что постановка на очередь согласно Директиве командующего СФ № Д-46 свидетельствует о признании истца нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному постоянному месту жительства. Указал, что на момент увольнения истца с военной службы на Северном флоте действовала директива командующего СФ от 25.12.1992 года № Д-46 «О мерах по упорядочиванию распределения жилья, получаемого Северным флотом для военнослужащих, увольняющихся в запас, отставку, вдов военнослужащих», которая была отменена аналогичной директивой № Д-27. В преамбулах названных директив указано, что военнослужащие - граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями через органы местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства, а названными директивами предусматривался дополнительный способ обеспечения жильем указанной категории граждан в средней полосе России за счет строительства жилья в средней полосе. Подобный порядок обеспечения жильем не был предусмотрен федеральным законодательством, являлся альтернативным способом получения жилья и не исключало возможности получения жилья в порядке, установленном федеральным законодательством. Указал, что ни командование Северного флота, ни жилищные комиссии флота не вправе были признавать военнослужащих-граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному ими постоянному месту жительства, поскольку правилами названных директив предусмотрен лишь учет граждан-военнослужащих, желающих получить жилье в средней полосе России. Впоследствии директива № Д-27 была отменена приказом командующего Северным флотом от 15.03.2005 года № 167 в связи с принятием Жилищного кодекса РФ, а также изменениями, внесенными в ФЗ «О статусе военнослужащих», которым разграничивался порядок обеспечения жильем военнослужащих – граждан, уволенных и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и граждан – военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года. Сослался на то, что в силу положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации требование истца об обеспечении его жилым помещением в первоочередном порядке противоречит приведенной правовой норме, ввиду того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Полагал также необоснованным и требование истца об обеспечении его жилым помещением путем выдачи ГЖС с учетом его внуков как членов семьи, сославшись на то, что внуки истца могут быть признаны членами его семьи лишь в судебном порядке при наличии достаточных к тому оснований. Также пояснил, что в настоящее время истец из очереди согласно директиве № Д-27 не исключен, находится в ней под порядковым номером – 732. Список лиц, уволенных до 1 января 2005 года и состоящих в данной очереди, направлен в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России для возможного решения вопроса совместно с Минфином РФ об обеспечении названых лиц жилыми помещениями путем предоставления социальной выплаты посредством государственных жилищных сертификатов. В связи с данными обстоятельствами истцу было предложено обратиться в Квартирно-эксплуатационное управление СФ с заявлением, в котором следовало выразить своё согласие на получение ГЖС в случае положительного решения данного вопроса? что и было сделано Пикаловым А.С. 22.04.2011 года. Третье лицо – Пикалова Л.Г. полностью поддержала исковые требования по основаниям, приведенным истцом и его представителем. Третье лицо Соболевская Ю.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие в связи с нахождением за пределами адрес. Участвующее в деле в качестве третьего лица – Квартирно-эксплуатационное управление Северного флота мнение по иску не представило, представителя в судебное заседание не направило. Привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, надлежаще извещенные, мнение по иску также не представили, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, приказом командира в/ч 63956 от Дата Номер Пикалов А.С., уволенный приказом Командующего Северным флотом от Дата Номер с военной службы с зачислением в запас с правом на пенсию по статье 49 части 4 абзацу второму (по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе) Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» с правом ношения военной формы одежды, с Дата исключен из списков личного состава части, всех видов довольствия и направлен на воинский учет в адрес. Выслуга лет в ВС составляет: календарная – 15 лет 11 месяцев, в льготном исчислении – 25 лет 01 месяц (л.д. 71). Согласно пояснениям истца, представленным им доказательствам, проживает в служебной квартире, расположенной в адрес, предоставленной в период прохождения военной службы согласно ордеру от 22.11.1989 года, в которой также по месту жительства зарегистрированы его супруга Пикалова Л.Г., дочь Соболевская Ю.А., внучки ФИО1 и ФИО2 (л.д. 19, 24, 115). В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что при увольнении с военной службы он избрал постоянное место жительства – адрес. Вместе с тем, доказательств данному доводу истцом не представлено, тогда как данное обстоятельство является юридически значимым, в зависимости от наличия которого определяются основания для признания права на обеспечение жилым помещением применительно к заявленному спору. Так, в личном деле истца, истребованном судом, отсутствует лист беседы с истцом на момент его увольнения из войсковой части. Согласно пояснениям истца, не обращался он и в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по избранному постоянному месту жительства – адрес. Между тем, на момент увольнения Пикалова А.С. с военной службы в соответствии с действующим законодательством, а именно п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» обеспечение граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членов их семей, по избранному постоянному месту жительства осуществлялось в трехмесячный срок органами местного самоуправления. Военнослужащие включались в списки органами местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья по ходатайству командиров (начальников). Такой же порядок обеспечения жильем военнослужащих был предусмотрен и в Федеральном законе РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, ведение учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства возложено на отделы по учету и распределению жилой площади (жилищные отделы) органов местного самоуправления или специально назначенные должностные лица и военные комиссариаты. Постановка на учет по избранному постоянному месту жительства производится по рапортам, подаваемым военнослужащими по команде в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья с ходатайством перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий. Рапорты, ходатайства и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления (пункты 12-14 Правил). Согласно п. 7 этих же Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы – приказ об увольнении в запас или в отставку. Кроме того, согласно подпункту «г» пункта 5, пунктам 19,35, 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, обеспечение ГЖС военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, осуществляется через органы местного самоуправления. Таким образом, имея намерение получить жилое помещение не по месту прохождения военной службы, а в избранном постоянном месте жительства, Пикалов А.С. должен был обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами в орган местного самоуправления, что им сделано не было. С доводами истца о том, что постановка его на очередь для получения жилья в средней полосе России согласно директиве командующего СФ № Д-27 свидетельствует о признании его нуждающимся в обеспечении жильем по избранному им постоянному месту жительства, суд не соглашается. Постановка истца на указанную очередь согласно его рапорту от 17.11.2003 г. ответчиками не оспаривалась. Вместе с тем, сам по себе данный факт не свидетельствует о признании истца установленным порядком нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному постоянному месту жительства. Порядок признания военнослужащих-граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному ими постоянному месту жительства не изменился и не мог быть изменен, поскольку подобный порядок установлен Приказом МО РФ от 15.02.2000 г. № 80, согласно которому данные вопросы находятся в компетенции жилищной комиссии воинской части по последнему месту прохождения военной службы. Согласно разъяснениям, данным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (в редакции, действующей до внесения изменений и дополнений Постановлением Пленума ВС РФ № 6 от 06.02.2007 г.) требования военнослужащих о предоставлении им жилых помещений не по месту их военной службы за счет фонда Министерства обороны РФ могут являться обоснованными в тех случаях, когда соответствующие органы военного управления, воинские части и учреждения участвуют в строительстве жилых домов или покупают квартиры в населенных пунктах и местностях, избранных военнослужащими для постоянного проживания после увольнения с военной службы. Как установлено в судебном заседании, на момент увольнения истца с военной службы на Северном флоте действовала директива командующего СФ от 25.12.1992 года № Д-46 «О мерах по упорядочиванию распределения жилья, получаемого Северным флотом для военнослужащих, увольняющихся в запас, отставку, вдов военнослужащих», которая была отменена аналогичной директивой № Д-27 от 10.07.1998 года «О мерах по упорядочиванию распределения жилья, строящегося, приобретаемого и получаемого Северным флотом в районах средней полосы Российской Федерации для отселения военнослужащих, увольняющихся в запас, отставку и вдов военнослужащих». Как следует из содержания названных директив (преамбулы), прямо предусмотрено, что военнослужащие - граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями через органы местного самоуправления по избранному постоянному месту жительства. В целом, оценивая содержание названных директив, суд соглашается с доводами представителя ответчиков о том, что директивами предусматривался дополнительный способ обеспечения жильем указанной категории граждан в средней полосе России за счет строительства жилья в средней полосе, не предусмотренный федеральным законодательством, имеющий характер альтернативного способа получения жилья, не исключающего возможности получения жилья в порядке, установленном федеральным законодательством. Кроме того, директива № Д-27 была отменена приказом командующего Северным флотом от 15.03.2005 года № 167 в связи с принятием Жилищного кодекса РФ, а также изменениями, внесенными в ФЗ «О статусе военнослужащих», которым разграничивался порядок обеспечения жильем военнослужащих – граждан, уволенных и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и граждан – военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года. Также, согласно пояснениям представителя ответчиков, собственное строительство жилья Северный флот не производит, жилые помещения для распределения лицам, состоящим в очереди, в 2009-2010 годах не поступали. Таким образом, доводы, по которым истец просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением, суд находит неправильными, разделяя позицию соответчиков Минобороны России и командующего Северным флотом. Поскольку права членов семьи истца на обеспечение жилым помещением производны от прав истца, в признании которых суд не усмотрел оснований, не усматривается и оснований для признания подобного права и за членами семьи истца. При таком положении суд оставляет исковые требования без удовлетворения. Дело суд рассматривает на основании представленных сторонами доказательств в соответствии со ст.ст. 56-57 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований в соответствии со ст. 196 ГПК РФ. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Пикалова Алексея Стефановича оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Н.В. Брандина Справка: Определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 10.08.2011 года решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.