о возложении обязанности оборудовать вход школы пандусом с поручнями.



Дело № 2-1441/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Роговой Т.В.

При секретаре Бухаловой О.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора г.Североморска к муниципальной специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату, Администрации ЗАТО г.Североморск, Управлению образования администрации ЗАТО г.Североморск о возложении обязанности оборудовать вход школы пандусом с поручнями,

Установил:

И.о.прокурора г.Североморска в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальной специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату, Администрации ЗАТО г.Североморск, Управлению образования администрации ЗАТО г.Североморск с иском о возложении обязанности оборудовать вход школы пандусом с поручнями.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск прокуратурой установлено, что в нарушение требований закона вход в здание муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (далее по тексту – МСКОУ СКОШИ) оборудован пандусом, не соответствующим требованиям ГОСТ Р 51261-99. Кроме того, пандус, расположенный на лестнице у входа в здание МСКОУ СКОШИ не оборудован поручнями, в связи с чем, у маломобильных групп населения отсутствует беспрепятственная возможность доступа в указанное учреждение.

Поскольку оборудованный с нарушением действующего законодательства вход в МСКОУ СКОШИ нарушает социальные права граждан, относящихся к маломобильным группам населения, со ссылками на нормы ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», требования ГОСТ Р 51261-99, свод правил СП 35-103-2001 просит суд обязать МСКОУ СКОШИ в срок до 01.12.2011 года оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: адрес-А в адрес пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; обязать Управление образование Администрации ЗАТО адрес организовать работы по оборудованию входа в здание МСКОУ СКОШИ, пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; возложить на Администрацию ЗАТО г.Североморск обязанность по обеспечению финансирования Управления образования Администрации ЗАТО г.Североморск на проведение указанных работ.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 исковые требования обосновала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что вход в МСКОУ СКОШИ является крутым, с одним поручнем для лестницы, что делает невозможным подъем для инвалидов-колясочников.

Заслушав пояснения представителей ответчиков, с учетом их позиции, не поддержала исковые требования к Администрации ЗАТО г.Североморск и просила обязать Управление образования Администрации ЗАТО адрес обеспечить финансирование на проведение работ по оборудованию входа в здание школы пандусом с поручнями. Также уточнила исковые требования в части сроков организации работ по оборудованию входа в здание МСКОУ СКОШИ пандусом с поручнями, просила обязать МСКОУ СКОШИ оборудовать вход в здание пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 в срок до 01.03.2012 года.

Представитель МСКОУ СКОШИ директор школы-интерната Клюшник О.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями прокуратуры г.Североморска согласилась частично. Поддержала письменный отзыв по иску и пояснила, что финансирование образовательного учреждения осуществляется согласно утвержденной сметы расходов на 2011 год. План ремонтных работ на 2011 г. в МСКОУ СКОШИ составлялся в сентябре-октябре 2010 г. В период с марта по апрель 2011 г. проведены электронные торги и котировки на осуществление ремонтных работ. Ремонтные работы были проведены в полном объеме, но они не предусматривали оборудование входа в здание школы пандусом с поручнями. В связи с этим денежные средства, запланированные на текущий ремонт, были израсходованы при подготовке школы-интерната к новому учебному году.

Привела довод о том, что в план по текущему ремонту зданий на 2012 г., который находится в разработке, включено переоборудование пандуса с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. После подготовки он будет передан на согласование в Управление образования.

Также указала, что поскольку ранее у них в школе не было инвалидов-колясочников, при проведении работ 4 года назад установили подъемное устройство без поручней по техническому заданию без проведения технической эксплуатации и соблюдения требований ГОСТа.

В связи с изложенным ходатайствовала о предоставлении срока для переоборудования имеющегося пандуса в соответствии с ГОСТ Р 51261-99 до 01.03.2012г.

Представитель Администрации ЗАТО г.Североморск Инзарцев Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокуратуры в части возложения на Администрацию ЗАТО г.Североморск обязанности по обеспечению финансирования Управления образования Администрации ЗАТО г.Североморск на проведение работ по оборудованию входа в здание школы-интернат пандусом с поручнями - не согласился, полагая, что данное требование не основано на нормах закона. Никакого умышленного не финансирования этих работ в действиях Администрации ЗАТО г.Североморск не имеется.

Пояснил, что учредителем МСКОУ СКОШИ является Управление образования Администрации ЗАТО г.Североморск, оно же является главным распорядителем бюджетных денежных средств и обеспечивает финансирование образовательных учреждений. Управление образования получает денежные средства от Управления финансов, следовательно, на Управление образования должна быть возложена обязанность по финансированию работ. Управление образования на основании решения суда заложит в смету необходимую сумму денежных средств для его исполнения, и эта смета будет являться основанием для Управления финансов подготовить документ на рассмотрение Совета Депутатов ЗАТО г.Североморск о внесении изменений в бюджет.

Поскольку финансирование МСКОУ СКОШИ обеспечивает Управление образования полагает, что Администрация ЗАТО адрес является ненадлежащим ответчиком по вышеуказанному требованию.

Ответчик - Управление образования Администрации ЗАТО г.Североморск в судебное заседание не явился. В представленном письменном мнении на иск ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указал, что исковые требования признают частично. В связи с отсутствием финансовых возможностей (смета расходов МСКОУ СКОШИ в части текущего ремонта исполнена на 100%) просит перенести сроки переоборудования имеющегося пандуса в соответствии с ГОСТ Р 51261 до 01.03.2012 г.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой г.Североморска проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск, что подтверждается актом проверки от 28.07.2011 года (л.д.7).

Проверкой установлено, что по адресу: адрес-А расположено здание муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (далее по тексту – МСКОУ СКОШИ). Данное здание передано МСКОУ СКОШИ отделом образования Администрации г.Североморска 20.09.1993 г. согласно акту приема-передачи, а также свидетельства о государственной регистрации права от 25.11.2003 г. (л.д.18)

Согласно п.1.1 Устава образовательного учреждения оно является светским некоммерческим гражданским образовательным учреждением, обеспечивающим начальное общее и основное образование детям, имеющим специальные образовательные потребности, для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, неопределенное количество лиц, относящихся к категории инвалидов (маломобильные группы), может получать образование в данном учреждении.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Как указал в судебном заседании представитель прокуратуры, оборудованный с нарушением действующего законодательства вход в МСКОУ СКОШИ, нарушает социальные права граждан, относящихся к маломобильным группам населения.

Прокуратурой г.Североморска установлено, что вход в МСКОУ СКОШИ оборудован пандусом, не соответствующим требованиям ГОСТ Р 51261-99.

Так п.5.2 ГОСТ Р 51261-99 определяет дополнительные требования к опорным устройствам пандусов.

Пандусы наземных и подземных пешеходных дорожек, имеющие высоту подъема Н более 150 мм или горизонтальную проекцию наклонного участка пандуса L протяженностью более 1800 мм, должны быть оборудованы поручнями по обеим сторонам, удовлетворяющими требованиям 5.1 и нижеследующим требованиям (п.5.2.1 ГОСТ).

Пандусы, предназначенные для передвижения инвалидов в креслах-колясках, должны быть оснащены с обеих сторон одиночными или парными поручнями (п.5.2.2 ГОСТ)

Поручни пандусов должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы длины наклонного участка пандуса на примыкающие к этому участку горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм каждый (п.5.2.3 ГОСТ).

В ходе проверки установлено, что пандус, расположенный на лестнице у входа в здание МСКОУ СКОШИ не оборудован поручнями, в связи с чем, у маломобильных групп населения отсутствует беспрепятственная возможность доступа в указанное учреждение.

Согласно п.2.1 свода правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» разработанному по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» и подготовленному в соответствии с положениями ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ в рамках федеральной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и разработанному в соответствии с государственным контрактом № 5.1.1/227 юр-98 от 25.06.1999 г. по теме: «Создание единой системы отраслевых требований по проектированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать: полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения; возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися; меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.

Согласно п.2.4 СП 35-103-2001 здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья. Исключение составляют специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания.

В соответствии с п.3, 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.7 ч.4 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время.

Статьей ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст.15 указанного закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и реакционных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Факт невыполнения ответчиками требований ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск подтверждается исследованными судом доказательствами.

В настоящее время вход в здание МСКОУ СКОШИ, расположенное по адресу: ЗАТО адресА пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 не оборудован, что не оспаривается ответчиками по делу.

На основании вышеизложенного суд полагает исковые требования и.о.прокурора г.Североморска обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме.

Администрацию муниципального образования ЗАТО г.Североморск, как ненадлежащего ответчика по делу, суд от ответственности освобождает, принимая при этом во внимание, что истец свои требования к данному ответчику не поддержал.

Обязанность по обеспечению финансирования суд возлагает на Управление образования Администрации ЗАТО г.Североморск, в соответствии с п.1.5 Устава МСКОУ СКОШИ, утвержденного решением Учредителя от 12.05.2010 г. № 7, а также в соответствии с Положением «Об Управлении образования Администрации ЗАТО г.Североморск», утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г.Североморск от 31.01.2008 г. № 76.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает разумным сроком для выполнения работ и обеспечения финансирования – 01.03.2012г., разногласий между сторонами по данному сроку не имеется.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о.прокурора г.Североморска - удовлетворить.

Обязать муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат в срок до 01.03.2012 года оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: ЗАТО адресА пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Обязать Управление образования Администрации ЗАТО г.Североморск в срок до 01.03.2012 года организовать работы по оборудованию входа в здание муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, расположенного по адресу: ЗАТО адресА пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 и возложить обязанность по обеспечению финансирования МСКОУ СКОШИ на проведение указанных работ.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Т.В. Роговая

Справка: решение не обжаловалось