о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства.



Мотивированное решение изготовлено 19.09.2011 г.

Дело № 2-1449/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Роговой Т.В.,

При секретаре Бухаловой О.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Светланы Леонидовны к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (в лице отдела № 4 г.Североморск) о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Федорова С.Л. обратилась в суд с иском к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ в лице отдела № 4 г.Североморск (далее по тексту – ФГУ «Западрегионжилье») о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, отмене решения об отказе в предоставлении распределённого жилого помещения.

В обоснование исковых требований указала, что является вдовой военнослужащего ФИО1, который 28.12.1997 года уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. На момент увольнения его календарная выслуга составляла 18 лет. После увольнения с военной службы супруг встал в очередь на получения жилья по избранному месту жительства в КЭУ СФ.

Супруг скончался Дата года.

На основании извещения о распределении жилого помещения № 0041779 от 27.06.2011 года истице на состав семьи из двух человек распределена однокомнатная квартира общей площадью 39,4 кв.м., на 5 этаже по адресу: адрес, на получение которой она согласилась.

Однако, 17.08.2011 года ею получено решение № 08-45/891 от об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое начальником отдела № 4 (г. Североморск) ФГУ «Западрегионжилье» в связи с обеспеченностью жилым помещением по установленным в г. Североморск нормам.

Полагая решение ответчика противоречащим закону, нарушающим ее права, со ссылкой на положения ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», Приказ МО РФ № 1280 от 30.09.2010 года, Постановление Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года просила признать отказ ответчика неправомерным и просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства на состав семьи два человека.

В судебное заседание истица Федорова С.Л. не явилась.

Представитель истицы – адвокат Подхалюзин В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам искового заявления и дополнительно пояснил, что супруг истицы имел право на получение жилья по избранному месту жительства, в связи с его смертью такое право сохранено в силу закона за вдовой военнослужащего – Федоровой С.Л. При жизни муж истицы подал рапорт и был принят в очередь на обеспечение жильем в Северо-Западном регионе (в том числе – Ленинградской области) в КЭУ СФ.

27.06.2011 г. Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ вынесено извещение № 0041779 о распределении Федоровой С.Л. жилого помещения, которое получено ею 19.07.2011 года, с предложением предоставить дополнительно документы, указанные в п.13 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданкам РФ, проходящим службу в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010 г., т.к. за истицей, как за вдовой военнослужащего, сохранилось право на получение жилья по избранному месту жительства.

Собрав необходимые документы, Федорова С.Л. сдала их в отдел № 4 ФГУ «Западрегионжилье». 17.08.2011 г. истица получила решение № 08-45/891 об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в связи с обеспеченностью жилым помещением по установленным в г.Североморск нормам (ст.51 ЖК РФ) и по тому основанию, что на Министерство Обороны РФ возложено обеспечение жильем военнослужащих, уволенных с военной службы только после 01.01.2005 года (т.е. за отсутствием оснований).

Указал, что после смерти супруга Федорова С.Л. в связи с изменением состава семьи сдавала уточненные документы в КЭУ СФ для внесения соответствующих изменений в автоматизированную систему учета в подтверждение своего намерения избрать иное место жительства.

Полагает отказ ответчика в предоставлении Федоровой С.Л. жилого помещения по договору социального найма незаконным, т.к. квартирой в г.Североморск она и члены семьи были обеспечены в период прохождения ее супругом военной службы. Также считает необоснованными ссылки ответчика в решении об отказе на п.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», т.к. данная норма определяет лишь форму обеспечения жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы до 01.01.2005 г., но не ограничивает их права. Кроме того, Федорова С.Л. и ее супруг государственным жилищным сертификатом обеспечены не были и до увольнения Федорова С.Г. с военной службы были признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства (г.Санкт-Петербург).

Уточнив исковые требования, просил признать решение ответчика неправомерным и признать за Федоровой С.Л. право на получение жилого помещении по договору социального найма, на состав семьи из двух человек (истица и член ее семьи - дочь), по адресу, указанному в извещении о распределении жилья.

Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил, в связи с чем, суд рассматривает дело согласно ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства, против чего представитель истицы не возражал.

Заслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истица Федорова С.Л., является вдовой военнослужащего ФИО1., умершего Дата года.

Согласно выписке из приказа по личному составу Главнокомандующего Военно-Морским флотом № 0417 от 28.12.1997 г. ФИО1 был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. На момент увольнения его календарная выслуга составляла 18 лет.

Как следует из текста искового заявления, пояснений представителя истца и подтверждается последующим фактом распределения жилого помещения в июне 2010 года, после увольнения с военной службы ФИО1 встал в очередь на получение жилья по избранному месту жительства по увольнения в КЭУ СФ и включен в единую автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ФИО1 скончался Дата, что подтверждается копией свидетельства о его смерти. В связи с чем, право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства предоставлено его вдове – истице по делу, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455, Инструкцией Министра обороны РФ от 04.06.2010 № 205/2/373 полномочия по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ.

Департаментом жилищных отношений МО РФ истице распределено жилое помещение на состав семьи в количестве 2 человек в виде однокомнатной квартиры Номер, общ. пл. 39,4 кв.м. по адресу: адрес, о чем направлено извещение от 27.06.2011 г. В данном извещении предлагалось в случае согласия с распределенным жильем, направить в тридцатидневный срок в уполномоченный орган документы, указанные в п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим службу в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 и в инструкции МО РФ от 04.06.2010 г. № 205/2/373.

Данное требование истица исполнила, представив в Департамент жилищного обеспечения МО РФ соответствующее заявление и необходимые документы, копии которых представлены в материалы дела.

Согласно указанию заместителя Министра Обороны РФ от 08.04.2011 № 205/2/210 обеспечение предоставления военнослужащим, которым распределены жилые помещения, необходимых документов возложено на региональные управления жилищного обеспечения (РУЖО) Министерства обороны РФ по закрепленным за ними территориям.

В рамках предоставленных полномочий, начальником 4 отдела ФГУ «Западрегионжилье» 17.08.2011 года принято решение об отказе Федоровой С.Л. в предоставлении распределенного на состав семьи из 2 человек жилого помещения по договору социального найма – в виде отдельной однокомнатной квартиры по указанному выше адресу, в связи отсутствием оснований для получения жилого помещения со ссылкой на положения п.2, п.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», которые однозначно определяют, что на Министерство обороны РФ (как на федеральный орган исполнительной власти) возложены обязанности по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих (членов семей военнослужащих погибших/умерших), уволенных с военной службы (членов семей военнослужащих, погибших/умерших в период прохождения военной службы) после 1 января 2005 года.

Также причиной отказа Федоровой С.Л. в предоставлении жилого помещения послужило обеспеченность жилого помещения по установленным в г.Североморске нормам - ст. 51 ЖК РФ. В обоснование указано, что занимаемое истицей жилое помещение по адресу: адрес, не относится к категории служебного; общая площадь квартиры составляет 59,7 кв.м., в квартире зарегистрированы постоянно и проживают два человека, обеспеченность на каждого члена семьи составляет 29,85 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную решением № 123 от 27.02.2006 Совета депутатов ЗАТО г.Североморск.

Иных оснований для отказа в предоставлении жилого помещения ответчик не привел.

Однако, суд находит позицию ответчика не обоснованной, ошибочной на неверном толковании закона.

В соответствии с положениями ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом по гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. При этом указанным лицам жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.

Соответственно, права членов семьи умершего (погибшего) военнослужащего на жилищное обеспечение производство от прав лица, проходившего военную службу.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Однако, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Так, в пункте 3 статьи 6 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 1998 года закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 15 названного закона, для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту прохождения военной службы.

При этом, пунктом 14 статьи 15 названного Закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях – по месту прохождения военной службы, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания – по избранному им месту постоянного жительства.

Кроме того, из пункта 1 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (утвержденных постановлением Правительства РФ №1054 от 06.09.1998) усматривается, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, а также военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В пункте 2 названных выше Правил учета военнослужащих определено, что эти Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Как усматривается из п.п. «и» п. 7 Правил одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его и членов его семьи нуждающимся в жилом помещении.

Ссылки ответчика на то, что истица и её дочь обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по договору социального найма, общая площадь которого превышает учетную норму, установленную в ЗАТО Североморск, а поэтому в соответствии со ст. 51 ЖК РФ не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, суд находит ошибочной, поскольку г.Североморск для постоянного места жительства супруг истицы не избирал.

Кроме того, подобная позиция противоречит требованиям п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (во взаимосвязи с положениями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ), предусматривающим специальное основание признания нуждающимися в жилом помещении военнослужащих, увольняемых с военной службы по одному из указанных в Законе оснований, имеющих общую продолжительность военной службы более 10 лет и избравших после увольнения с военной службы постоянное место жительства, отличное от места военной службы.

При этом, суд также принимает во внимание, что жилое помещение в г. Североморске получено супругом истицы по месту прохождения службы и в период прохождения военной службы, а не в порядке избрания им нового места жительства (после увольнения с военной службы).

На момент постановки на учет в АСУ супруг истицы был признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, что ответчиком не оспаривается.

В части доводов ответчика об отсутствии оснований для обеспечения Федоровой С.Л. жилым помещением, так как ее супруг уволен с военной службы до 01.01.2005 - суд приходит к следующему.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 1993 года (действующим на момент увольнения супруга истицы с военной службы) и Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» от 1998 года обеспечение лиц, уволенных с военной службы, жилыми помещением по избранному месту жительства предусматривалось различными способами - в зависимости от действующей в отдельные периоды редакции названных законов (органами местного самоуправления, путем выдачи Государственных жилищных сертификатов, органами федеральной исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба).

Вместе с тем, с момента увольнения с военной службы и до настоящего времени гарантированное законом право ФИО1., а в последствии его супруги – Федоровой С.Л. на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением по избранному месту жительства не соблюдено, несмотря на выраженное волеизъявление указанных лиц.

В настоящее время порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы до 01.01.2005, регулируется положениями п. 2.1. статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Так, согласно п. 2.1. ст. 15 Закона (в редакции Федерального закона 08.12.2010 N 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом, в разрешении спора суд также принимает во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении от 05.04.2007 № 5-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 ФЗ «О Статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, согласно которой при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, законодателю надлежало иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года N 13-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 15 июня 2006 года N 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-О).

Положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 01.01.2005, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 01.01.2005, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

На основании вышеизложенного, а также с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения военнослужащих, суд полагает, что истица (на состав семьи) имеет право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по договору социального найма. Вывод суда также не противоречит правовой позиции, изложенной в п. 22 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ» от 14.02.2000 № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Поскольку для решения вопроса об обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - г. Санкт-Петербург - истица представила в ФГУ «Западрегионжилье» (через Департамент жилищного обеспечения МО РФ) все необходимые документы, то суд полагает решение 4 отдела ФГУ «Западрегионжилье» от 17.08.2011 г. неправомерным и признает за Федоровой Светланой Леонидовной право на получение жилья по избранному месту жительства на состав семьи два человека (она и дочь ФИО2 в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 39,4 кв.м., на 5 этаже по адресу: адрес

Таким образом, суд удовлетворяет иск полностью.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ, и в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Федоровой Светланы Леонидовны - удовлетворить.

Признать неправомерным отказ ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны (в лице отдела № 4 г.Североморск) в предоставлении Федоровой Светлане Леонидовне жилого помещения по избранному месту жительства.

Признать за Федоровой Светланой Леонидовной право на получение жилого помещения по договору социального найма, на состав семьи два человека, в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 39,4 кв.м., на 5 этаже по адресу: адрес

Ответчик вправе подать в Североморский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, изготовленного в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано также сторонами в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Т.В. Роговая

СПРАВКА: решение не обжаловалось.