Дело № 2-1323/2011 Мотивированное решение изготовлено 26.09.2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 сентября 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Сажневой Н.Л., При секретаре Логиновой М.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новик Ружены Сергеевны к УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск о назначении досрочной премии УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к ответчику о назначении досрочной пенсии на основании ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях» указав, что в мае 2011г.она обратилась в ГУ УПФ РФ в ЗАТО с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, т.к. с 18.12.81 г. по 09.08.86 г.р. проживала в г.Речица Гомельской области., который после аварии на ЧАЭС относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленным в соответствии со ст. 10 Закона СССР от 12 мая 1991 г. №2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», что даёт ей право на уменьшение пенсионного возраста на один год. О проживании в указанной зоне представила справку от 30.08.1994г., выданную Речинским горисполкомом (Республика Беларусь) Решением комиссии по назначению пенсий при ГУ г.Североморск от 20.05.2011г. в назначении досрочной пенсии ей отказано. Как следует из ответа УПФ, основанием для отказа послужило отсутствие указанного населенного пункта в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582. Кроме того, справка выдана в 1994 году, когда действие Закона СССР от 12 мая 1991 г. №2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», на территории РФ было отменено в связи с подписанием Соглашения о создании содружества независимых государств от 08.12.1991г. Указанный отказ полагает незаконным, нарушающим её право на досрочную пенсию, установленную законом. Считает, что проживание в 1986 году в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает ей право в соответствии с законом на дополнительное снижение пенсионного возраста при выходе на пенсию. В судебном заседании истица и её представитель Левоцкая В.П.исковые требования поддержали, просили обязать ГУ УПФ назначить истице трудовую пенсию по старости с учетом положений ст.34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. №1244. Ответчик ГУ УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указал, что Решением Управления ПФ РФ от 20.05.2011г. № 151 заявительнице было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что: 1) справка № 2259 со ссылкой на Закон СССР от 12.05.1991г. № 2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы», выдана в 1994 году, т.е. в период, когда действие Закона на территории Российской Федерации было фактически прекращено на основании статьи 11 Соглашения о создании содружества независимых государств от 08.12.1991г., которая гласит: «С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР». Более того, указание в справке № 2259 на то, что в соответствии со ст. 10 Закона СССР город Речица относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не соответствует истине, т.к. согласно статье 18 Закона СССР № 2146-1 перечень соответствующих населенных пунктов должен был определяться Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по согласованию с Правительством СССР. Перечень утвержден не был. При этом указанный Закон не содержал льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы. 2) согласно справки № 2259 заявительница в период с 18.12.1981г. по 09.08.1986г. проживала в г.Речица Республики Беларусь. Статьей 7 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 установлено, что действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. Соответствующий перечень утверждён постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582. Населенный пункт г.Речица отсутствует в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Зону проживания с льготным социально-экономическим статусом Закон № 1244-1 (статья 11) определяет как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение. Пунктом 8 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 установлено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом. Согласно пп.7 пункта 1 статьи 10 Закона № 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии с п.2 статьи 10 Закона № 166-ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Статьей 28.1 Закона № 1244-1 предоставлено право гражданам суммировать величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", по всем основаниям назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". При этом статьей 34 № 1244-1 конкретизировано, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Обращаясь с заявлением о назначении досрочной пенсии в возрасте 49 лет, Новик Р.С. исходила из того, что на момент обращения с заявлением в УПФР она имела страховой стаж и специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, необходимый для назначения досрочной пенсии, поэтому по достижении возраста 50 лет (14.04.2012г.) она будет иметь право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании пп.6 п.1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-Ф3. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск Завальнюк Л.В. указанное мнение поддержала, просила в иске отказать. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Согласно п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии со ст.34 гражданам, указанным в п. 8 части первой ст. 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Как установлено в судебном заседании, Новик Р.С. с 18.12.81 г. по 09.08.86 г.р. проживала в г.Речица Гомельской области, что подтверждается копией трудовой книжки и справкой от 30.08.1994г., выданной Речинским горисполкомом Гродненской области (Республика Беларусь). С сентября 1986 года проживает и работает в г.Североморске, является гражданской РФ. Как следует из указанной справки, в соответствии со ст. 10 Закона СССР от 12 мая 1991 г. №2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» г.Речица после аварии на ЧАЭС относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, где плотность радиоактивного загрязнения почв цезием -137 составляет 1-5 ки/кВ. км. Согласно ст.10 указанного закона, действовавшего до подписания Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., зона проживания с льготным социально-экономическим статусом – территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зон отчуждения, отселения и зоны проживания с правом на отселение, с плотностью радиоактивного загрязнения почв цезием -137 от 1 до 5 кюри/кв. км. Согласно статье 18 этого же закона Печень соответствующих населенных пунктов должен был определяться Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по согласованию с Правительством СССР. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992г.№ 328 «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» г.Речица Гомельской обл. находится в зоне, где плотность загрязнения почвы цезием -137 от 1до 5 Ки/км.кв. Доводы ответчика о том, что г.Речица отсутствует в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС., утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582 суд полагает несостоятельными. В соответствии со ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о совместных действиях в 1995 году по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" (Заключено в г. Москве 26.07.1995)) стороны признают действительными на территориях своих государств документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствия аварии на Чернобыльской АЭС, наличие лучевой болезни и инвалидности, связанных с Чернобыльской катастрофой, а также проживание (работу) на загрязненных территориях, выданные в надлежащем порядке гражданам государства одной Стороны. Стороны распространяют на лиц, прибывших с территории государства другой Стороны с такими документами (без их специальной перерегистрации), льготы и компенсации, предусмотренные для этих категорий граждан законодательством принимающего государства. Согласно ст. 5 ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Также согласно разъяснениям, данным Государственным Комитетом РФ по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф в Письме от 27.04.1993г.№ ВД-10-2079 о порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения). Кроме того, суд учитывает, что согласно ст.49 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и участникам ликвидации её последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и др.государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом. Таким образом, положения ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой ст. 13 того же Закона и п. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживавших на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере. Поскольку Новик Р.С. с 18.12.81 г. по 09.08.86 г.р. постоянно проживала в г.Речица Гомельской области, территория которого с 26 апреля 1986 года года относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, и имеет трудовой стаж дающий право на назначение пенсии, то её право на досрочное назначение пенсии должно быть обеспечено с учетом периода проживания в 1986 году в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом ст.56 ГПК РФ Руководствуясь ст.ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Новак Р.С.- удовлетворить. Признать за Новак Руженой Сергеевной право на назначение досрочной пенсии по старости. Обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск назначить Новак Ружене Сергеевне досрочную трудовую пенсию по старости с 14.04.2011 года. Взыскать с ГУ УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск( адрес) в пользу Новак Р.С. госпошлину в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий Н.Л.Сажнева СПРАВКА: решение не обжаловалось.