Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2011 Дело № 2-1161/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 августа 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Хворостовской Л.А. при секретаре Краснояровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Североморскжилкомхоз» о запрете эксплуатации земельного участка, ликвидации свалки, возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка, УСТАНОВИЛ: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Североморскжилкомхоз» (далее по тексту – МУП «СЖКХ») о запрете эксплуатации земельного участка, площадью 58000 кв.м., расположенного в северной стороне от автодороги Североморск-Мурманск, между поселком Сафоново и городом Североморск, под свалку строительного мусора и твердых бытовых отходов, ликвидации свалки строительного и бытового мусора в срок до 01.12.2011 года, возложении обязанности провести рекультивацию указанного земельного участка в срок до 01.06.2012 года. В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении эксплуатации санкционированной свалки, расположенной в северной стороне от автодороги Североморск-Мурманск, между поселком Сафоново и городом Североморск на земельном участке, площадью 58000 кв.м., выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. Так, указанный земельный участок, площадью 58000 кв.м., находящийся в пользовании МУП «Североморскжилкомхоз» на основании Постановления Главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 24.04.2000 №151 о передаче указанного земельного участка МУП «СЖКХ» на условиях аренды сроком на 25 лет с целью использования по специальному назначению (свалка бытовых отходов), находится в водоохраной, рыбоохранной зоне, а именно, в 200 метровой зоне Кольского залива Баренцева моря, являющимся рыбохозяйственным водным объектом высшей (особой) категории. Лицензией на право заниматься деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов от 19.06.2008 №ОТ-26-000228(51),выданной МУП «СЖКХ» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, предусмотрено, что на свалке строительных отходов МУП «СЖКХ» имеет право размещать лишь технические отходы: золы, шлаки и пыль от топочных установок и от термической обработке отходов, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор строительный от разборки зданий, отходы кирпича (включая шамотный кирпич), отходы шлаковаты, отходы от жилищ крупногабаритные и др. На свалке помимо твердых бытовых отходов размещаются отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, отходы шлаковаты, отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами и др. Кроме того, проверкой установлено, что МУП «СЖКХ» эксплуатирует земельный участок в водоохраной, рыбоохранной зоне Кольского залива под свалку в отсутствие согласования указанной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Показатели загрязняющих веществ в природном ручье, протекающем в непосредственной близости к свалке и впадающем в Кольский залив Баренцева моря, значительно превышают допустимые нормы. По результатам количественного химического анализа проб воды, отобранным в ручье, отмечено повышенное содержание аммония иона, концентрация которого составила 0,72 мг/дм3, что превышает норматив по данному показателю для рыбохозяйственных водных объектов в 1,4 раза; содержание железа в 6,4 раза; содержание меди в 14,1 раза. В пробе воды отобранной выше свалки вверх по течению, превышение норматива установленного для водных объектов рыбохозяйственного водопользования было установлено по четырем показателям: аммония иона в 1.3 раза, железа в 1,3 раза, меди в 5,6 раза. Таким образом, по результатам проведенного физико-химического исследования проб воды ручья, расположенного в районе свалки, отмечается повышенное содержание органических веществ во всех отобранных пробах воды. Несоблюдение специального режима использования территории прибрежной защитной полосы и водоохранной, рыбоохранной зоны водного объекта влечет загрязнение рыбохозяйственного водного объекта высшей (особой) категории – Кольского залива Баренцева моря. Выявленные в ходе проверки нарушения могут также оказать негативное влияние на миграцию водных биологических ресурсов, что нарушает требования ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. В случае необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор, в силу ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об устранении допущенных нарушений лицами, на которых законом возложена обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства. В судебном заседании помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Титаренко П.В., исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнил, просил запретить МУП «Североморскжилкомхоз» эксплуатацию земельного участка, площадью 58000 кв.м., расположенного в северной стороне от автодороги Североморск-Мурманск, между поселком Сафоново и городом Североморск, под свалку строительного мусора и твердых бытовых отходов, обязать МУП «Североморскжилкомхоз» ликвидировать свалку строительного и бытового мусора в срок до 31.12.2012 года и провести рекультивацию указанного земельного участка в срок до 01.03.2013 года. Представители ответчика МУП «Североморскжилкомхоз» по доверенности Березин С.М. и Демакова М.В. в судебном заседании иск не признали и пояснили, что свалка ТБО, принадлежащая МУП «Североморскжилкомхоз» на праве договора аренды от 24.04.2000 года была образована до вступления в силу ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ». После введения в действие указанных федеральных законов администрацией ЗАТО г.Североморск было принято решение об использовании МУП «СЖКХ» свалки для конечного размещения и утилизации (захоронения) отходов 4-5 класса опасности для окружающей среды. На данный момент закрытие лицензионной свалки нецелесообразно по следующим основаниям: отсутствует новый полигон для размещения отходов и финансовые средства для строительства нового полигона; закрытие лицензионной свалки приведет к захламлению близлежащих территорий населенных пунктов Североморского района; вывоз мусора на ближайшую свалку, расположенную в районе поселка Дровянное, приведет к увеличению коммунальных тарифов для жителей Североморского района или финансовым убыткам организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере обслуживания населения. Полагают, что при проведении количественного химического анализа проб воды не был учтен тот факт, что выше свалки расположено антенное поле с омедненными проводами, коррозия которых попадает в водную среду, что также отражается на химическом анализе воды. Так, пробы воды, отобранные выше свалки, показывают, что превышение аммония иона составляет в 1,3 раза, а пробы воды, ниже свалки – в 1,4 раза. Разница в показателях аммония свидетельствует о том, что основная причина загрязнения ручья находится выше размещения свалки. Кроме того, пробы воды производились в весенний период во время интенсивного таяния снега. Считают, что истцом не проводились замеры границы свалки, нижняя граница свалки в водоохранной и рабоохранной зоне не находится, по документам свалка расположена на расстоянии 300 метров от Кольского залива. Также указали, что предприятием при эксплуатации лицензионной свалки своевременно производится послойная изоляция мусора, свалка подготавливается к рекультивации. Предприятие своевременно осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в настоящее время МУП «Североморскжилкомхоз» находится в стадии банкротства и лицензированная свалка включена в конкурсную массу для последующей продажи с торгов. Отчет оценщиков направлен в Территориальное управление федерального агента по Управлению государственным имуществом в Мурманской области на утверждение. Просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Представитель третьего лица – администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск Насонович О.Н. в судебном заседании иск признал частично, указав, что свалка используется для размещения разрешенных к захоронению отходов (шлак и пыль от сжигания каменного угля, зола, бой кирпича, обмуровка котлов, и др.) Завод ТО ТБО г.Мурманска данный вид отходов не принимает. Строительство полигона твердых бытовых отходов в ЗАТО г.Североморск, отвечающего всем требованиям современного законодательства, где можно было размещать все виды отходов, требует вложения значительных финансовых средств и времени. Полагает необходимым сохранить санкционированную свалку, поскольку на сегодняшний день других альтернативных решений по размещению отходов не имеется. Вместе с тем, считает, что эксплуатирующая организация не может содержать свалку в надлежащем состоянии. Администрация ЗАТО г.Североморск готова расторгнуть договор аренды земельного участка, предоставленного МУП «СЖКХ», организовать осуществление мероприятий по рекультивации свалки строительных отходов с доработкой до ввода в эксплуатацию на территории Мурманской области полигона для захоронения отходов производства и потребления, отвечающего всем нормам природоохранного и санитарного законодательства. Администрацией ЗАТО г.Североморск уже проводятся мероприятия по приведению свалки в соответствие с требованиями, предъявляемыми к полигонам. В удовлетворении иска природоохранного прокурора о ликвидации свалки просил отказать. С требованиями о запрете МУП «СЖКХ» эксплуатировать земельный участок под свалку строительного мусора и твердых бытовых отходов, а также возложении на ответчика обязанности провести рекультивацию земельного участка согласны, с увеличением срока проведения данных работ до 5 лет. Представитель третьего лица Администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск Клапоцкая А.А. поддержала пояснения представителя Насонович О.Н. Представитель третьего лица – Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил иск природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст.3,4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды. В силу ст.51 указанного Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Согласно ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности; ширина водоохраной зоны моря составляет пятьсот метров. В соответствии с ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон водных объектов запрещается размещение отходов производства и потребления. Правила охраны рыбных запасов содержатся в Водном кодексе РФ, Федеральном законе от 24.04.95 "О животном мире", иных нормативных правовых актах. Согласно п. 2 ст.50 Федерального закона от 20.12.04 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В соответствии со ст.48 ФЗ N 166-ФЗ порядок установления рыбоохранных зон, которыми является территория, прилегающая к акватории водного объекта, и на которых осуществляется особый режим осуществления хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 № 743 утверждены Правила установления рыбоохранных зон, пункт 7 которых предусматривает, что ширина рыбоохранной зоны моря составляет 500 метров. Статьей 28 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» запрещено хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. Согласно статье 22 указанного Закона любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. В силу п.1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно п.2 ст.39 указанного Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Как установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером 51:06:02-03-01:0001, площадью 58000 кв.м, находящимся в северной стороне от автодороги Североморск-Мурманск, между поселком Сафоново и городом Североморск, расположена свалка твердых бытовых и строительных отходов. Постановлением Главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 24.04.2000 №151 указанный земельный участок передан в пользование МУП «Североморскжилкомхоз» на условиях аренды сроком на 25 лет с целью использования по специальному назначению (свалка бытовых отходов) (л.д.10). Согласно свидетельству от 03.12.2003 за МУП «Североморскжилкомхоз» зарегистрировано право пользования на данный земельный участок на основании договора аренды на срок от 06 мая 2003 года по 06 мая 2028 года (л.д.13). . Проведенной природоохранной прокуратурой проверкой совместно со специалистом Комитета промышленного развития, экологии и природопользования МО выявлено, что земельный участок, на котором расположена свалка, находится на расстоянии 200 метров от Кольского залива Баренцева моря, являющимся рыбохозяйственным водным объектом высшей (особой) категории, в то время, как ширина водоохраной зоны составляет 500 м. Факт наличия на дату проверки на территории указанного земельного участка в пределах водоохранной зоны бытовых отходов и строительного мусора зафиксирован в материалах проверки, в частности, в протоколе осмотра принадлежащего юридическому лицу территорий и находящихся там вещей и документов от 24 мая 2011 года. Данный факт ответчиком документально не опровергнут. Осмотр земельного участка, на котором расположена свалка, проводился с участием представителя МУП «Североморскжилкомхоз» - исполняющего директора предприятия Березина. Замечания к протоколу ответчиком представлены не были. В материалах дела также имеется характеристика объекта размещения отходов, в соответствии с которой земельный участок, на котором расположена санкционированная лицензионная свалка строительных отходов, расположен на расстоянии 300 метров от Кольского залива губа Хлебная (л.д.136), то есть в границах водоохранной зоны. В ходе прокурорской проверки проводился отбор проб воды ручья, прилегающего непосредственно к месту размещения отходов и втекающего в Кольский залив Баренцева моря. Анализ отобранных центром лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области проб в ручье, расположенном рядом со свалкой и впадающим в Кольский залив Баренцева моря показал наличие повышенного содержания аммония иона, концентрация которого составила 0,72 мг/дм3, что превышает норматив по данному показателю для рыбохозяйственных водных объектов в 1,4 раза; содержание железа в 6,4 раза; содержание меди превысило норматив установленный для рыбохозяйственных водных объектов в 14,1 раза. В пробе воды отобранной выше свалки вверх по течению, превышение норматива установленного для водных объектов рыбохозяйственного водопользования было установлено по четырем показателям: аммония иона в 1.3 раза, железа в 1,3 раза, меди в 5,6 раза. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, протоколами количественного химического анализа (КХА) проб воды. Проверкой также установлено, что МУП «СЖКХ» эксплуатирует спорный земельный участок, находящийся в водоохранной, рыбоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря под свалку строительного мусора и твердых бытовых отходов, в отсутствие согласования указанной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Лицензией на право занятия деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов от 19.06.2008 №ОТ-26-000228(51), выданной МУП «СЖКХ» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, предусмотрено, что на свалке строительных отходов МУП «СЖКХ» имеет право размещать лишь технические отходы: золы, шлаки и пыль от топочных установок и от термической обработке отходов, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор строительный от разборки зданий, отходы кирпича (включая шамотный кирпич), отходы шлаковаты, отходы от жилищ крупногабаритные, абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов, остатки и огарки стальных сварочных электродов, свечи зажигания автомобильные отработанные. На свалке же размещаются промышленные отходы и бытовой мусор, в том числе бытовые отходы потребления, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами и др. Таким образом, факт нарушения природоохранного законодательства документально подтвержден и по существу ответчиком не оспорен. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов в соответствии с частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городских округов. Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно Уставу МУП «Североморскжилкомхоз» учредителем предприятия является муниципальное образование ЗАТО г.Североморск. Постановлением Главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 24.04.2000 №151 указанный земельный участок, используемый под свалку бытовых отходов, находится в пользовании МУП «Североморскжилкомхоз» на условиях аренды сроком на 25 лет. Полномочия МУП «Североморскжилкомхоз» по осуществлению сбора, вывоза, переработки твердых бытовых отходов от муниципального жилищного фонда и сторонних организаций, сбор и удаление строительного мусора установлены п.2.2.6 и 2.2.7 Устава МУП «СЖКХ». Таким образом, МУП «СЖКХ» как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами. Уставом предусмотрено, что предприятие несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение своих обязательств, возмещает ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции за счет результатов своей хозяйственной деятельности. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд удовлетворяет исковые требования прокурора в полном объеме. Проводимые МУП «СЖКХ» мероприятия по приведению свалки в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей, а лишь свидетельствует о том, что в настоящее время указанные действия недостаточны для эксплуатации земельного участка под свалку. Доводы представителей ответчика о том, что пересмотр границы территории свалки, примыкающей к Кольскому заливу, исключит ее нахождение в природоохранной зоне, суд не принимает, так как на момент осмотра территория свалки находилась в водоохраной, рыбоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря. До настоящего времени границы территории свалки не пересмотрены. Иные доводы представителей ответчиков суд не принимает, так как на существо спора они не влияют. Согласно пункту 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия ответчика, которые обязывает совершить суд, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает, что срок, определенный прокурором для ликвидации свалки до 01.12.2012 года с момента вступления решения в законную силу является разумным и достаточными для устранения установленных нарушений. Также суд полагает разумным срок, установленный прокурором для производства рекультивации земельного участка, отведенного под свалку строительного мусора и твердых бытовых отходов в срок до 01.03.2013 года. В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с МУП «СЖКХ» в доход местного бюджета государственную пошлину за рассмотрение настоящего дела в размере 200 руб. Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Мурманского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить. Запретить МУП «Североморскжилкомхоз» эксплуатировать земельный участок, площадью 58000 кв.м., расположенном в северной стороне от автодороги Североморск-Мурманск, между поселком Сафоново и городом Североморск, принадлежащий предприятию на основании договора аренды от 24.04.2000 под свалку строительного мусора и твердых бытовых отходов. Обязать МУП «Североморскжилкомхоз» ликвидировать свалку строительного и бытового мусора, расположенную на земельном участке, находящимся в северной стороне от автодороги Североморск-Мурманск, между поселком Сафоново и городом Североморск в водоохраной, рыбоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря в срок до 01.12.2012 года. Обязать МУП «Североморскжилкомхоз» провести рекультивацию земельного участка, отведенного под свалку строительного мусора и твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: в северной стороне от автодороги Североморск-Мурманск, между поселком Сафоново и городом Североморск, общей площадью 58000 кв.м. в срок до 01.03.2013 года. Взыскать с МУП «СЖКХ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Л.А.Хворостовская СПРАВКА: решение обжаловалось. Определением Судебной коллегии Мурманского областного суда решение отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение.