Дело № 2-1423/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 октября 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Хворостовской Л.А. при секретаре Краснояровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора г.Североморска в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Фармация» о возложении обязанности оборудовать вход в аптечный пункт приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора г.Североморска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к МУП «Фармация» о возложении обязанности оборудовать вход в аптечный пункт приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск прокуратурой установлено, что по адресу: адрес, в жилом здании на первом этаже расположен аптечный пункт, принадлежащий МУП «Фармация» на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.03.2009 51-АВ 110837, однако вход в аптечный пункт не оборудован пандусом. В силу ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривающей, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, просил обязать МУП «Фармация» оборудовать вход в аптечный пункт по адресу: адрес, пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В судебном заседании помощник прокурора Анисимова Н.С. исковые требования обосновала по доводам, изложенным в исковом заявлении. После оглашения заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г.Североморск о технической невозможности устройства безопасного пандуса, изменила исковые требования, просила обязать ответчика предпринять меры, направленные на информирование маломобильных групп населения о возможности осуществления доставки лекарственных средств на дом, путем размещения у входа в аптечный пункт соответствующего объявления. Представитель ответчика - директор МУП «Фармация» ЗАТО г.Североморск Дворцова А.И. в судебном заседании пояснила, что у МУП «Фармация» в лице аптеки № 31 заключено с Североморской городской организацией Всероссийского общества инвалидов Соглашение об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к услугам аптеки № 31 ЗАТО г. Североморск по лекарственному обеспечению от 03.04.2009, согласно которому инвалидам (и не только колясочникам) организована доставка лекарств на дом по предварительной телефонной заявке, в связи с чем, им нет необходимости непосредственно приходить в помещение аптеки. Помещение аптеки находится в нежилом доме на 1 этаже и сделать соответствующий пандус внутри помещения, который бы обеспечил возможность инвалиду колясочнику самостоятельно заехать в аптечный пункт, нет технической возможности, что подтверждается заключением начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г.Североморск от 06.10.2011 года. С измененными исковыми требованиями прокурора согласилась. Представитель Администрации ЗАТО г.Североморск, привлеченной судом в качестве соответчика, Инзарцев Н.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, уточненных помощником прокурора в ходе рассмотрения дела. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Как установлено в судебном заседании прокуратурой г.Североморска проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск, что подтверждается актом проверки от 11.08.2011 года (л.д.5). Проверкой установлено, что по адресу: адрес в двухэтажном здании на первом этаже расположен аптечный пункт, принадлежащий МУП «Фармация» на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.03.2009, однако вход в аптечный пункт не оборудован пандусом. Согласно п.3.27 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 г. № 73, ширина марша лестниц, доступных маломобильным группам населения должна быть не менее 1,35 м. П.3.29. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м., максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8%. П.3.32. Вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также всех перепадов высот более 0, 45 м. необходимо установить ограждение с поручнями. Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 м. и 0,9 м. Согласно п.5.6 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и строения» уклон пандусов на путях передвижения людей не должен превышать внутри здания, сооружения 1:6. Как указал в судебном заседании представитель прокуратуры, не оборудованный пандусом вход в аптечный пункт по адрес нарушает социальные права граждан, относящихся к маломобильным группам населения, так как у них отсутствует беспрепятственная возможность доступа в указанное учреждение. Согласно информации заведующей амбулаторией с.н.п.Североморск-3 от 01.09.2011 в н.п.Североморск-3 инвалидов-колясочников нет. Статьей ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст.15 указанного закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и реакционных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В настоящее время вход в аптечный пункт, расположенный по адресу: адрес, пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 не оборудован, что не оспаривается ответчиком по делу. Вместе с тем, из заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г.Североморск от 06.10.2011, проведенного на основании определения Североморского горсуда от 28.09.2011, следует, что с учетом требования СНиП для обеспечения самостоятельного подъема маломобильных групп населения в аптечный пункт МУП «Фармация» по адрес, в подъезде здания установить устройство пандусов не представляется возможным. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В судебном заседании установлено, что ответчиком МУП «Фармация» в лице головного офиса аптеки № 31 с Североморской городской организацией Всероссийского общества инвалидов заключено Соглашение об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к услугам аптеки № 31 ЗАТО г. Североморск по лекарственному обеспечению от 03.04.2009, согласно которому всем инвалидам (и не только обслуживающимся в аптеке № 31) организована доставка лекарств на дом по предварительной телефонной заявке, что соответствует требованиям ст.15 вышеназванного закона. Вместе с тем, соответствующей информации о возможности маломобильной группе населения заказать доставку лекарства на дом, в аптечном пункте МУП «Фармация» по адрес, не имеется. На основании вышеизложенного суд полагает уточненные исковые требования и.о.прокурора г.Североморска обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме. Суд возлагает обязанность по размещению информации для маломобильных групп населения о возможности осуществления доставки лекарственных средств на дом на МУП «Фармация» ЗАТО г.Североморск. Администрацию ЗАТО г.Североморск суд от ответственности освобождает. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, указанный истцом, полагая его разумным для выполнения работ – 01.12.2011 года, разногласий между сторонами по данному сроку не имеется. В соответствии со ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц в размере 200 рублей. Требование прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на ответчика обязанности информировать маломобильные группы населения о возможности осуществления доставки лекарственных средств на дом путем размещения в аптечном пункте соответствующих объявлений, относится к требованиям неимущественного характера. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину, от уплаты которой истец освобожден, в доход местного бюджета в размере 200 руб. Настоящий спор суд рассматривает в пределах заявленных истцом требований, на основании представленных сторонами доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования и.о.прокурора г.Североморска - удовлетворить. Обязать МУП «Фармация» ЗАТО г.Североморск (ИНН Номер, адрес) в срок до 01 декабря 2011 года информировать маломобильные группы населения о возможности осуществления доставки лекарственных средств на дом путем размещения в аптечном пункте, расположенном по адресу: адрес, соответствующих объявлений. Взыскать с МУП «Фармация» ЗАТО г.Североморск (ИНН Номер, адрес) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней. Председательствующий Л.А.Хворостовская СПРАВКА: решение не обжаловалось.