Мотивированное решение изготовлено 07.10.2011 года Дело № 2-1525/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 октября 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Роговой Т.В., при секретаре Буйной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тумашевич Светланы Владимировны к федеральному государственному учреждению «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» о признании права на повышение надбавки за выслугу лет, взыскании недополученной заработной платы, УСТАНОВИЛ: Тумашевич С.В. обратилась в суд с иском к федеральному государственному учреждению «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» (далее по тексту - в/ч 20226) о признании права на получение процентной надбавки за выслугу лет с учетом стажа работы в учреждениях здравоохранения, взыскании недополученной заработной платы с 04.04.2002. В судебном заседании, уточнив свои исковые требования, истица пояснила, что в период с 21.08.1996 по 13.03.2002 работала в муниципальном учреждении здравоохранения «Североморская ЦРБ» в должности ..., которая относится к младшему медицинскому персоналу. В ее функциональные обязанности входило мытье палат, кабинетов, перевозка больных на процедуры, в отделения, мытье лежачих больных, перевозка трупов. С 04.04.2002 она трудоустроилась в в/ч 20226 на должность ..., продолжая работу на иных должностях медицинского персонала по настоящее время. При трудоустройстве, стаж работы в МУЗ «Североморская ЦРБ» не учитывался при установлении ей надбавки за выслугу лет. Однако, в 2011 году она узнала, что с 01.12.2008, согласно Приказа Министра Обороны РФ № 555, стаж работы в учреждениях здравоохранения включается в стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет. При переводе на новую систему платы труда с 01.12.2008 ее знакомили с названным Приказом, однако, она читала его не внимательно и не разобралась в его положениях. Узнав о нарушении своего права, в июле 2011 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете надбавки, в чем ей было отказано. Полагая действия ответчика неправомерными, нарушающими ее права, считает, что с учетом стажа работы в МУЗ «Североморская ЦРБ» и в в/ч 20226, имеет в настоящее время право на получение надбавки за выслугу лет в размере 30% (вместо выплачиваемых ей 20%). В связи с чем, просит засчитать стаж работы в МУЗ «Североморская ЦРБ», взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с 01.12.2008 по 31.08.2011, обязать установить ей с 01.09.2011 года надбавку в размере 30 %. Также просила взыскать расходы по оплате юридической помощи в сумме 1500 руб., которые она уплатила за составление искового заявления. Ответчик - федеральное государственное учреждение «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» (условное наименование - в/ч 20226) в письменном мнении по иску указал следующее. С запросом о размере выплаты надбавки за выслугу лет Тумашевич С.В. обратилась к работодателю 06.07.2011. Однако, всем сотрудникам, в том числе и истице, выдаются расчетные листки с указанием конкретных размеров полагающихся выплат, как в процентах, так и в денежном эквиваленте. Соответственно, истица знала о том, что выплата надбавки за выслугу лет производилась, по ее мнению, не в полном объеме. Также, с приказами командира в/ч 20226 № 713 от 12.10.2006, № 847 от 04.12.2007, которыми установлен должностной оклад и перечислены полагающиеся надбавки в процентах, Тумашевич С.В. ознакомлена. В связи с чем, на основании положений ст. 392 ТК РФ, просил принять во внимание факт пропуска истицей срока на обращение с иском в суд по трудовому спору и в случае удовлетворении иска ограничить взыскание с даты обращения к работодателю – с 06.07.2011. В целом полагая ее требования необоснованными, со ссылкой на нормы ст. 349 ТК РФ, указал, что во время трудоустройства Тумашевич С.В. в в/ч 20226 оплата труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ производилась на основании Приказа Министра Обороны РФ № 130 от 1993 года. Данным приказом не предусматривалось включение в стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет стажа работы в учреждениях здравоохранения на медицинских должностях. В настоящее время оплата труда гражданского персонала производится в соответствии с Приказом Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008. Пунктами 70-81 указанного приказа предусмотрена выплата надбавки за выслугу лет. Согласно пункта 72 Приказа наравне с работой в бюджетных учреждениях и воинских частях МО РФ независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо, в указанный стаж включаются периоды работы на должностях медицинских и фармацевтических работников в медицинских учреждениях независимо от формы собственности при условии поступления на работу в медицинские и фармацевтические должности в воинские части. Истица работала в МУЗ «Североморская ЦРБ» на должности ... (т.е. на должности младшего медицинского персонала). Однако, в номенклатуре должностей Министерства Обороны РФ такая должность не поименована. Следовательно, учесть указанный стаж работы не представляется возможным, так как должность «...» нельзя отнести к медицинским и фармацевтическим должностям. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Представители ответчика – Лоханкова Е.В. и Внуковская И.В. – в судебном заседании позицию, изложенную в отзыве, поддержали, пояснив дополнительно, что с 04.04.2002 Тумашевич С.В. работает в в/ч 20226 на должностях младшего медицинского персонала. В случае включения периода работы в МУЗ «Североморская ЦРБ» в стаж работы для получения надбавки за выслугу лет, по состоянию на 01.09.2011 истица будет иметь право на получение надбавки в размере 30 %. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить указанному Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В силу ст.11 ТК РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Согласно с ч.1 статьи 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях и иных организаций Вооруженных Сил РФ, определяются спецификой военной службы, проходящей в особом режиме, в тяжелых условиях и нередко связаны с непосредственной опасностью для жизни и здоровья. Законодатель компенсирует воздействие неблагоприятных факторов, используя дифференциацию в оплате труда и предоставляя указанным работникам дополнительные гарантии, льготы и компенсации. Кроме того, в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Как установлено судом, в период с 21.08.1996 по 13.03.2002 Тумашевич С.В. работала в должности «...» МУЗ «Североморская ЦРБ», что подтверждается копией трудовой книжки. Стаж работы в учреждении здравоохранения составил более 5 лет. С 04.04.2002 по настоящее время истица работает в войсковой части 20226 на основании заключенного трудового договора на различных должностях медицинского персонала. При трудоустройстве в в/ч 20226 надбавка за выслугу лет установлена истице в размере 0 %, что следует из приказа о приеме на работу № 205 от 04.04.2002, протокола № 1495 от 17.05.2002 заседания комиссии по установлению стажа работы, дающего право на получение процентной надбавки за непрерывную работу. До 01.12.2008 года выплата процентной надбавки за непрерывную работу гражданскому персоналу воинских частей была установлена п. 4 Приказа Министра обороны РФ от 08.03.1993 N 130. В соответствии приложением № 10 Инструкции о порядке выплаты гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации процентной надбавки за выслугу лет, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 8 марта 1993 г. N 130, стаж работы в учреждениях здравоохранения, для получения надбавки за выслугу лет, не учитывался. Однако, с 01.12.2008, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, введена новая система оплаты труда, в том числе, для лиц гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки. Системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Виды выплат стимулирующего характера устанавливаются на основе перечня видов выплат стимулирующего характера, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях", и включают, в том числе, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583» гражданскому персоналу воинских частей с 01.12.2008 утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок), установлены стимулирующие и компенсационные выплаты. Согласно п. 70 приложения N 2 раздела III к Приказу Министра обороны РФ N 555 от 2008 года гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей устанавливается стимулирующая выплата за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) в следующих размерах: - за выслугу лет свыше 1 года - 5%; - за выслугу лет свыше 2 лет - 10%; - за выслугу лет свыше 3 лет - 15%; - за выслугу лет свыше 5 лет - 20%; - за выслугу лет свыше 10 лет - 30%; - за выслугу лет свыше 15 лет - 40%. В стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в федеральных государственных унитарных предприятиях и федеральных государственных учреждениях (в том числе автономных) Министерства обороны Российской Федерации, и в воинских частях, независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо (п. 71 приложения № 2). Кроме того, согласно п. 72 приложения № 2, наравне с работой в бюджетных учреждениях и воинских частях Министерства обороны Российской Федерации независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо, в указанный стаж включаются периоды работы (в том числе) на должностях медицинских и фармацевтических работников в медицинских учреждениях, независимо от формы собственности, при условии поступления на работу на медицинские и фармацевтические должности в воинские части (подразделения). Истице за время работы в в/ч 20226 в стаж для получения надбавки за выслугу лет учитывался только период работы в системе Министерства Обороны РФ, что следует из приказов командира в/ч 20226 № 731 от 12.10.2006, № 847 от 04.12.2007 и ответчиком не оспаривается. Дополнительным соглашением от 13.01.2009 к ранее заключенному трудовому договору от 2002 года, истице также предусмотрена выплата надбавки стимулирующего характера - за выслугу лет в размере 20% с 01.12.2008. Таким образом, из пояснений сторон и материалов дела следует, что выслуга лет истицы рассчитывалась работодателем в соответствии с Приказом МО РФ № 130 от 1993 г., прекратившим свое действие с 01.12.2008, а с 01.12.2008 – в соответствии Приказом Министра Обороны РФ № 555 от 2008 года. При этом, и с 01.12.2008 (как следует из дополнительного соглашения к трудовому договору от 13.01.2009) период работы истицы в учреждениях здравоохранения с 21.08.1996 по 13.03.2002 не был включен в стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет. Изложенное обстоятельство нарушает трудовые права истицы, поскольку на основании Приказа Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов» должность «санитарка-уборщица» относится к младшему медицинскому персоналу (раздел «Младший медицинский персонал, пункт 80). Данное подтверждается также копиями штатных расписаний МУЗ «Североморская ЦРБ» за 1996-2002 годы, сообщением МУЗ «Североморская ЦРБ» о характере выполняемой Тумашевич С.В. работы и справкой-характеристикой условий труда по должности «...». Таким образом, поскольку Тумашевич до поступления на работу в в/ч 20226 работала на должности медицинского работника в медицинском учреждении здравоохранения, принята к ответчику (в лечебное учреждение Министерства Обороны РФ) на медицинскую должность, соответственно, период работы в МУЗ «Североморская ЦРБ» подлежал учету при определении права истицы на получение надбавки за выслугу лет начиная с 01.12.2008. Ссылки ответчика на то, что в номенклатуре должностей Министерства Обороны РФ должность «санитарка-уборщица» не поименована, суд находит не состоятельными, поскольку в разделе I Приложения № 1 к Приказу Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008 устанавливаются лишь размеры должностных окладов медицинских и фармацевтических работников военно-медицинских учреждений, и, кроме того, с учетом положений ст.ст. 70-72 7приложения N 2 раздела III к названному Приказ, учет стажа работы для получения спорной надбавки не ставится в зависимость от наименования должностей в учреждениях здравоохранения. Вместе с тем, признавая в целом требования Тумашевич С.В. обоснованными, суд полагает убедительными доводы ответчика о пропуске ею срока на обращение с иском в суд по трудовому спору. Как указали представители ответчика, следует из дополнительного соглашения к трудовому договору, срок действия которого определен с 01.12.2008, не оспаривается также и самой истицей, Тумашевия С.В. была ознакомлена о введении с 01.12.2008 новой системы оплаты труда, знакомилась с положениями Приказа Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008. В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Из пояснений истицы не следует, что у нее имелись какие-либо крайне уважительные и убедительные причины не обращаться в суд в течение почти трех лет с момента введение в действие Приказа Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008. Как установлено судом и не оспаривается истицей, при трудоустройстве ею представлялась только копия трудовой книжки, из которой, однако, не следует, что занимаемая ею должность отнесена к медицинским должностям, в учреждениях Министерства обороны РФ предусматриваются иные штатные нормативы и не применяются приказы в данной части, установленные в системе здравоохранения, а спор о праве впервые Тумашевич С.В. заявила только 06.07.2011, обратившись к работодателю с соответствующим заявлением. При этом суд обращает внимание, что к указанному заявлению истицей не было представлено необходимых доказательств, подтверждающих ее право на получение стимулирующей надбавки в повышенном размере. В суд с исковым заявлением Тумашевич С.В. обратилась 05.09.2011, полнота документов, позволяющая удовлетворить ее иск, была восстановлена лишь в ходе судебного рассмотрения дела. Ее доводы о юридической неграмотности, невнимательном ознакомлении с положениями названного приказа суд не может признать убедительными, поскольку Приказ в установленном порядке зарегистрирован в Минюсте РФ 20.11.2008 за N 12713, опубликован в издании "Российская газета" 28.08.2009 за № 161, то есть является общедоступным ведомственным нормативным актом. Кроме того, Конституция РФ предполагает знание гражданами действующего законодательства, а в силу ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования Тумашевич С.В. в пределах 3-месячного срока на обращение с иском в суд и с момента заявления ею спора о праве, т.е. с 06.07.2011. Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования частично. Согласно справке-расчету за период с 06.07.2011 по 31.08.2011 в пользу истицы подлежит выплате недополученная заработная плата за счет спорной надбавки в размере ...., с 01.09.2011 суд обязывает ответчика производить оплату труда Тумашевич С.В. с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30%. Расчет проверен судом, истицей не оспаривается. В порядке ст.ст. 94, 98, 103 ГПК РФ суд взыскивает в пользу истицы расходы по оплате юридических услуг за составление искового заявления в сумме 1500 руб., полагая их разумными, а также государственную пошлину в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ, и в пределах заявленных исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Тумашевич Светланы Владимировны удовлетворить частично. Взыскать с федерального государственного учреждения «1469 военно-морской госпиталь Северного флота» (ИНН Номер) в пользу Тумашевич Светланы Владимировны недополученную заработную плату за период с 06.07.2011 по 31.08.2011 в сумме ...., расходы по оплате юридических услуг в сумме 1500 руб., а всего взыскать .... Обязать федеральное государственное учреждение «1469 военно-морской госпиталь Северного флота» (ИНН Номер) производить Тумашевич Светлане Владимировне начисление и выплату заработной платы с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30% от должностного оклада, начиная с 01.09.2011. Взыскать с федерального государственного учреждения «1469 военно-морской госпиталь Северного флота» (ИНН Номер) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб. В остальной части в удовлетворении иска – отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Т.В. Роговая СПРАВКА: решение не обжаловалось.