о возложении обязанности по оборудованию объектов социальной инфраструктуры приспособлениями для бесприпятсвенного доступа инвалидов.



Мотивированное решение изготовлено 10.10.2011

Дело № 2-1427/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Буйной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора г.Североморска к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск», администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск о возложении обязанности по оборудованию объектов социальной инфраструктуры приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г.Североморска в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск», администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск о возложении обязанности по оборудованию входа в здание больницы, расположенной по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.27, входа в здание филиала городской поликлиники, расположенного по адресу: г.Североморск, ул.Фулика, д.2, входа в здание инфекционного отделения ЦРБ ЗАТО г.Североморск, расположенного по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.25, входа в здание детской поликлиники, расположенной по адресу: г.Североморск, ул.Душенова, д.10/2, пандусами с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г.Североморска проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск.

Так, была осуществлена проверка следующих объектов, переданных МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» администрацией муниципального образования ЗАТО г.Североморск на праве оперативного управления:

- здания хирургического корпуса МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», расположенного в г.Североморске по адресу: ул.Комсомольская, д.27;

- здания филиала поликлиники МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», расположенного в г.Североморске по адресу: ул.Фулика, д.2;

- здания инфекционного отделения МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», расположенного по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.25;

- здания детской поликлиники МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», расположенного по адресу: г.Североморск, ул.Душенова, д.10/2 (8а).

МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» осуществляет деятельность по оказанию медицинской помощи населению, в связи с чем неопределенное количество лиц, относящихся к категории инвалидов (маломобильные группы), может получать медицинскую помощь в данном учреждении.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Согласно п.3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

В соответствии с п.3.14 СНиП наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В ходе проверки установлено, что вход в здание МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» по ул.Комсомольской, д.27, оборудован пандусом, не соответствующим требованиям указанного ГОСТа, а именно его пункту 5.2. Так, пандус, расположенный на лестнице у входа в указанное здание МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», не оборудован поручнями, кроме того, при подъеме к главному входу в здание имеется ступень перепадом свыше 25 см.

В зданиях детской поликлиники, инфекционного отделения и филиала городской поликлиники МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск вход вообще не оборудован пандусами.

В связи с данными нарушениями у маломобильных групп населения отсутствует беспрепятственная возможность доступа в указанные учреждения, что нарушает их социальные права.

Со ссылками на нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свод правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», разработанным по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», просил обязать МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» в срок до 01.12.2011 оборудовать вход в здание больницы, расположенное по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.27, вход в здание филиала городской поликлиники, расположенное по адресу: г.Североморск, ул.Фулика, д.2, вход в здание инфекционного отделения, расположенное по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.25, вход в здание детской поликлиники, расположенное по адресу: г.Североморск, ул.Душенова, д.10/2, пандусами с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Возложить на администрацию ЗАТО г.Североморск обязанность по обеспечению финансирования проведения указанных работ.

В судебных заседаниях 13.09.2011, 05.10.2011 прокурор Анисимова Н.С. исковые требования обосновала по доводам, изложенным в исковом заявлении, в ходе рассмотрения дела 05.10.2011 исковые требования изменила.

Так, отказалась от исковых требований в отношении объекта – здания детской поликлиники, поскольку получено сообщение от Управления вневедомственной экспертизы от 26.09.2011 о том, что проведена экспертиза проектной документации по капитальному ремонту здания поликлиники, 01.09.2011 выдано положительное заключение. Проектной документацией предусмотрено устройство пандуса для обеспечения доступа маломобильных групп населения.

Также отказалась от требований по оборудованию пандусом входа в здание инфекционного отделения МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», поскольку здание не является общедоступным для неограниченного круга лиц.

Поддержала исковые требования по основному зданию МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», расположенному по ул.Комсомольской, д.27, и, с учетом пояснений представителя МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск, данных в судебном заседании 13.09.2011, просила обязать ответчика оборудовать вход в указанное здание пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 в срок до 01.03.2012.

Также уточнила исковые требования в отношении объекта – здания филиала городской поликлиники по ул.Фулика, д.2, и, с учетом, планируемого капитального ремонта указанного здания, просила обязать ответчика в срок до 01.03.2013 обеспечить доступ маломобильных групп населения с учетом технических возможностей.

Требования к администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» Воронина З.В. в судебном заседании 13.09.2011, а также в письменном отзыве на исковое заявление указала, что здания хирургического корпуса, филиала поликлиники, детской поликлиники введены в эксплуатацию до принятия ГОСТ Р 51261-99, СНиПа 35-01-2011, то есть до 1999 года. Ни проектирование, ни реконструкция зданий не проводилась.

В целях обеспечения гарантированных прав маломобильных групп населения в области доступности медицинской помощи, иных мер социальной поддержки, МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» организовано обслуживание инвалидов на дому или в стационаре учреждения. Доставка в стационар таких лиц осуществляется силами учреждения санитарным транспортом. Данная система оказания медицинской помощи маломобильным группам населения согласована с Управлением соцзащиты населения ЗАТО г.Североморск. Кроме того, по согласованию с Североморским межрайонным центром социальной поддержки населения в учреждении предусмотрен план мероприятий, направленных на повышение доступности маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Требования прокурора, касающиеся здания МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» по ул.Комсомольской, д.27, признала, пояснив, что в настоящее время вход в здание действительно оборудован ненадлежащим образом. Работы по оборудованию входа в здание пандусом с поручнями запланированы на 2012 год. В 2011 году проведение указанных работ не планировали, смету на эти расходы не составляли и дополнительное финансирование в администрации ЗАТО г.Североморск не запрашивали, т.к. в настоящее время все денежные средства направлены на капитальный ремонт хирургического корпуса.

Объем работ по оборудованию входа пандусом с поручнями не является значительным, поэтому после составления соответствующей сметы на 2012 год данные работы будут выполнены до 01.03.2012.

Также пояснила, что с 2012 года планируется передача объектов в собственность субъекта РФ. В настоящее время содержание имущества МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» (работы по текущему и капитальному ремонту) является обязанностью администрации ЗАТО г.Североморск.

В отношении требования прокурора, касающегося входа в здание филиала поликлиники МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» по адресу: г.Североморск, ул.Фулика, д.2, пояснила, что имеется план мероприятий по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, утвержденных главным врачом МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» на 2013 год. Особенность здания такова, что все специалисты расположены на 2 и 3 этажах. Поэтому планируется оборудование здания подъемным устройством либо внутри помещения, либо со входом с улицы, но проектно-сметная документация еще не разработана, т.к. данные работы запланированы на 2013 год, а именно: на 2013 год запланирован капитальный ремонт всего здания поликлиники на ул.Фулика, д.2, однако, ни план, ни смета еще не составлены.

Кроме того, к капитальному ремонту готовится здание детской поликлиники. Данные работы включены в программу капитального ремонта на 2011 год согласно Постановлению Правительства Мурманской области № 404 ФПП-17. Данной программой предусмотрен первый этап строительства и финансирования работ на 2011 год, сроки окончания работ не оговорены. Стоимость капитального ремонта составляет 55 млн. руб.

Проектно-сметная документация по проведению капитального ремонта здания детской поликлиники подготовлена и направлена на экспертизу. По получении заключения экспертной комиссии будет назначен аукцион на проведение капитального ремонта.

В проектно-сметную документацию по капитальному ремонту здания детской поликлиники включены работы по оборудованию входа в здание пандусом с поручнями для маломобильных групп населения.

В настоящее время здание детской поликлиники еще функционирует. Закрытие поликлиники планируется в конце 2011 года, специалисты будут временно переведены в здание филиала городской поликлиники на ул.Фулика, д.2.

В рамках целевой программы финансирования детской поликлиники администрация ЗАТО г.Североморск несет расходы только в размере 5 % от стоимости работ, остальное - субъект РФ (в лице Минсоцразвития Мурманской области). В настоящее время администрация ЗАТО г.Североморск ремонтные работы не профинансировала, т.к. необходимо заключить соглашение о софинансировании между Минсоцразвития Мурманской области и администрацией ЗАТО г.Североморск, которое находится в стадии подписания.

С требованием прокурора оборудовать вход в инфекционное отделение МУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» пандусом не согласилась, так как инфекционное отделение является отдельно стоящим зданием МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» с ограниченным доступом. Вход в инфекционное отделение расположен с улицы с поверхности земли для доставки населения (в том числе инвалидов) группами скорой помощи (как положено ГОСТом), въезд к зданию осуществляется через ворота, здание оснащено лифтом, на котором инвалиды могу быть доставлены на второй этаж.

В инфекционное отделение поступают больные только по определенным показаниям. Вход в здание запрещен и не является общедоступным.

При экстренных показаниях доставка инвалидов осуществляется на карете «скорой помощи» по направлению врача, поэтому нет необходимости оборудовать пандусом вход в инфекционное отделение.

При входе в инфекционное отделение имеется информация для граждан, что посещения больных в инфекционном отделении запрещено. Самостоятельно войти в здание инфекционного отделения (без направления врача) граждане, в том числе и инвалиды, не могут.

На все виды работ, которые просит выполнить прокурор, МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» финансирование не получало, кроме того, данные работы не предусмотрены проектно-сметной документацией.

В судебном заседании 05.10.2011 представитель МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» Шубина Л.В. доводы, приведенные представителем ответчика Ворониной З.В. в судебном заседании 13.09.2011, поддержала, признала требования прокурора в отношении основного здания ЦРБ ЗАТО г.Североморск по ул.Комсомольской, д.27, а также здания поликлиники по ул.Фулика, д.2, пояснив, что необходимые работы в здании поликлиники будут проведены путем строительства пристройки наружного подъемника для маломобильных групп населения. Специалисты поликлиники располагаются со второго по четвертый этажи здания, в связи с чем установка обычного пандуса не обеспечит возможность доступа инвалидов-колясочников к лечебным кабинетам. По срокам, предложенным прокурорам в уточненных исковых требованиях, возражений не заявила.

Представитель соответчика - администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск Инзарцев Н.А. в судебных заседаниях 13.09.2011 и 05.10.2011, а также в письменном мнении по иску с требованиями истца к администрации ЗАТО г.Североморск не согласился. В обоснование своих возражений по иску пояснил, что к вопросам местного значения (применительно к предмету спора) в соответствии со ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи.

Муниципальные учреждения здравоохранения финансируются администрацией ЗАТО г.Североморск, в частности, за счет средств местного бюджета производятся реконструкция зданий, строительство, капитальный и текущий ремонт.

Не согласился с доводами прокурора о том, что финансирование работ по оборудованию пандусами с поручнями зданий медицинских учреждений здравоохранения не производилось.

МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» является бюджетополучателем и главным распорядителем средств местного бюджета в части здравоохранения. Организационно-правовая форма МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» – муниципальное учреждение, которое финансируется по смете расходов и доходов, другим источником дохода больницы являются средства обязательного медицинского страхования.

Проектно-сметная документация разрабатывается самим учреждением на каждый календарный год, после чего предоставляется на утверждение учредителю (администрации ЗАТО г.Североморск).

Работы, указанные в иске, не закладывались в проектно-сметную документацию МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», следовательно, не финансировались. Постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от мая 2011 года утвержден план мероприятий на 2011 год, которые должны быть завершены к концу года. Проверку по вопросу финансирования спорных работ прокуратура г.Североморска не проводила.

За организацию работ ответственность должна нести МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», которая предоставляет в администрацию ЗАТО г.Североморск смету (расходное обязательство), на основании сметы и происходит финансирование.

Полагая администрацию ЗАТО г.Североморск ненадлежащим ответчиком по делу, сослался на положения ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, из которых не следует, что финансирование создания определенных условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложено исключительно на собственников или учредителей организаций.

МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» является бюджетным учреждением, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества.

Администрация ЗАТО г.Североморск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, заявленные требования к которому необоснованны, учитывая особенности бюджетного процесса, установленные бюджетным законодательством РФ, вытекающие из правового положения бюджетополучателя - МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск».

Также указал, что постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 30.05.2011 № 410 «О мерах по социальной защите инвалидов, обеспечению им доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории ЗАТО г.Североморск в 2011-2013 годах» утвержден План мероприятий по социальной защите инвалидов, обеспечению им доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории ЗАТО г.Североморск в 2011-2013 годах, в котором предусмотрены указанные мероприятия для детской поликлиники в 2012 году и поликлиники на ул.Фулика – в 2013 году.

В целом просил в удовлетворении исковых требований в отношении администрации ЗАТО г.Североморск отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой г.Североморска проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск, что подтверждается актом проверки от 28.07.2011 года (л.д.8).

Проверке подверглись следующие организации и учреждения (в том числе):

- филиал городской поликлиники МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», расположенный по адресу: г.Североморск, ул.Фулика, д.2. В ходе проверки установлено, что вход в указанное учреждение не оборудован пандусом, что препятствует доступу в поликлинику гражданам, относящимся к маломобильным группам;

- главный корпус МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск, расположенный по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.27. В ходе проверки установлено, что вход в учреждение не оборудован пандусом, соответствующим требованиям ГОСТ Р 51261-99, при подъеме к главному входу в ЦРБ имеется ступень перепадом свыше 25 см, что препятствует беспрепятственному доступу гражданам, относящимся к маломобильным группам.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 05.08.2011 (л.д.9-16) Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск» зарегистрировано при создании юридического лица администрацией ЗАТО г.Североморск 26.05.1998, учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом ЗАТО г.Североморск, поставлено на учет в налоговом органе – Инспекции МНС России по г.Североморску Мурманской области - 07.05.1999, ОГРН 1025100711350 присвоен 02.10.2002.

Согласно разделу 2 Устава МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» от 1998 года учреждение осуществляет деятельность по оказанию медицинской помощи населению.

Здания учреждения, подвергнутые проверке прокуратурой г.Североморска, переданы МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» собственником – Комитетом по управлению муниципальным имуществом ЗАТО г.Североморск, закреплены за муниципальным учреждением здравоохранения на праве оперативного управления, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями договоров, постановлений администрации ЗАТО г.Североморск, свидетельств о государственной регистрации права (л.д.17-24).

Как указал в судебном заседании представитель истца, то обстоятельство, что входы в здания основного корпуса МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», филиала городской поликлиники не оборудованы пандусами, нарушает социальные права граждан, относящихся к маломобильным группам населения, так как у них отсутствует беспрепятственная возможность доступа в указанные учреждения.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Согласно п.3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.13 СНиП).

Пункт 5.2 ГОСТ Р 51261-99 определяет дополнительные требования к опорным устройствам пандусов.

Пандусы наземных и подземных пешеходных дорожек, имеющие высоту подъема Н более 150 мм или горизонтальную проекцию наклонного участка пандуса L протяженностью более 1800 мм, должны быть оборудованы поручнями по обеим сторонам, удовлетворяющими требованиям 5.1 и нижеследующим требованиям (п.5.2.1 ГОСТа).

Пандусы, предназначенные для передвижения инвалидов в креслах-колясках, должны быть оснащены с обеих сторон одиночными или парными поручнями (п.5.2.2 ГОСТа).

Поручни пандусов должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы длины наклонного участка пандуса на примыкающие к этому участку горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм каждый (п.5.2.3 ГОСТа).

Статьей ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст.15 указанного Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и реакционных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно Своду правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», разработанному в целях реализации указанных положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь. К ним относятся учреждения, которые посещаются населением, в том числе инвалидами: амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры и центры) различного уровня обслуживания (от сельских до республиканских), различного профиля (многопрофильные, стоматологические, физиотерапевтические, семейные и др.) и различного назначения (базовые, консультационно-диагностические и др.).

Как пояснили в судебных заседаниях представители МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», на 2012 год запланированы работы по оборудованию пандусом с поручнями входа в здание МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» по ул.Комсомольской, д.27. После составления соответствующей сметы и финансирования указанных работ они могут быть проведены в срок до 01.03.2012.

На 2013 год запланирован капитальный ремонт здания филиала городской поликлиники, расположенного по ул.Фулика, д.2, в том числе устройство подъемника для маломобильных групп населения. Однако план работ и смета на момент рассмотрения спора в суде не составлены.

С учетом вышеизложенного, исковые требования к МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» суд признает обоснованными и удовлетворяет их. Возражений против указанных требований представители ответчика МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» не заявили.

В части требований к администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск о возложении обязанности по обеспечению финансирования проведения необходимых работ суд отказывает по следующим основаниям.

Из смысла вышеприведенной ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что создание необходимых условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложено на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм.

МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск, как следует из текста Устава (л.д.56-66), является некоммерческой организацией, находится в ведении органа местного самоуправления ЗАТО г.Североморск, а по вопросам, находящимся в компетенции субъекта РФ, - в ведении комитета по здравоохранению администрации Мурманской области (п.1.1., 1.7. Устава).

Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, в том числе и в иностранной валюте, печать и штампы, бланки и иные реквизиты со своим наименование (п.1.8. Устава); имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет связанные с этим обязательства, может выступать истцом и ответчиком в арбитражном и третейском суде, отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством (п.1.9. Устава).

Имущество МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» (основные фонды (движимые и недвижимые), иные материальные ценности, финансовые ресурсы) закреплено за ним на праве оперативного управления Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО г.Североморск (п.3.2. Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых средств учреждения являются: имущество, закрепленное за ним собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке; имущество, приобретенное за счет финансовых средств учреждения, в том числе, от доходов, полученных от хозяйственной деятельности; бюджетные ассигнования и другие поступления, получаемые от органа местного самоуправления; внебюджетные средства, в том числе, средства обязательного медицинского страхования; доходы, полученные от платных услуг по договорам добровольного медицинского страхования, предпринимательской и иной разрешенной учреждению деятельности; средства юридических и частных лиц, полученные учреждением в порядке целевых и (или) благотворительных вложений; иные источники в соответствии с действующим законодательством (п.3.9., п.3.9.1.-3.9.11 Устава).

Учреждение образует и использует фонд накопления и фонд потребления за счет прибылей от разрешенной Уставом предпринимательской деятельности, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей (п.3.10, п.3.10.1 Устава).

Учреждение осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных законодательством РФ и Уставом (п.4.1. Устава).

Учреждение имеет право в установленном порядке заключать договоры с учреждениями, организациями и физическими лицами на предоставление работ и услуг (п.4.5.1 Устава).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» как юридическое лицо, в пределах, установленных для данного вида некоммерческой организации действующим законодательством РФ и Уставом, вправе самостоятельно осуществлять действия, направленные на организацию и обеспечение необходимых мероприятий в целях исполнения требований законодательства, направленных на соблюдение прав и установленных гарантий для маломобильных групп населения.

В соответствии с п.37.1. ст.37 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск», принятого решением Городского Совета ЗАТО Североморск от 22.12.2005 № 100 (в ред. от 21.10.2010), администрация ЗАТО (местная администрация ЗАТО г.Североморск) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г.Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.

Администрация муниципального образования, исходя из смысла законодательства, определяющего принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации", бюджетного законодательства РФ, осуществляет определенные бюджетные полномочия в установленном порядке, которым, в том числе, предусмотрен порядок исполнения бюджетов по расходам, составления и утверждения смет доходов и расходов бюджетных учреждений, утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств, порядок использования фактически полученных доходов, предусмотрена ответственность за нарушение требований бюджетного законодательства РФ.

На основании изложенного, исходя из характера спора, оснований для возложения на администрацию ЗАТО г.Североморск обязанностей по обеспечению финансирования работ по оборудованию зданий МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения суд в рамках рассматриваемого дела не усматривает.

Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования частично.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает разумным сроком по оборудованию приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения: - входа в здание МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», расположенного по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.27, – 01.03.2012;

- входа в здание филиала городской поликлиники, расположенного по адресу: г.Североморск, ул.Фулика, д.2, - 01.03.2013 – с учетом объема необходимых работ по составлению плана капитального ремонта, сметы на проведение работ и особенностей оборудования отдельного входа с подъемным устройством.

Разногласий между сторонами по данным срокам не имеется.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о.прокурора г.Североморска - удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск» (ИНН 5110100984, г.Североморск, ул.Комсомольская, д.27):

- оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: ЗАТО г.Североморск, ул.Комсомольская, д.27, пандусом с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 - в срок до 01.03.2012 года;

- обеспечить доступ маломобильных групп населения в здание филиала городской поликлиники по адресу: г.Североморск, ул.Фулика, д.2, путем установки соответствующего оборудования - с учетом имеющихся технических возможностей - в срок до 01.03.2013 года.

В остальной части в удовлетворении иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Т.В. Роговая

СПРАВКА: решение не обжаловалось.

Дело № 2-1427/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Буйной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора г.Североморска к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск», администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск о возложении обязанности по оборудованию объектов социальной инфраструктуры приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г.Североморска в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск», администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск о возложении обязанности по оборудованию входа в здание больницы, расположенной по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.27, входа в здание филиала городской поликлиники, расположенного по адресу: г.Североморск, ул.Фулика, д.2, входа в здание инфекционного отделения ЦРБ ЗАТО г.Североморск, расположенного по адресу: г.Североморск, ул.Комсомольская, д.25, входа в здание детской поликлиники, расположенной по адресу: г.Североморск, ул.Душенова, д.10/2, пандусами с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В судебных заседаниях 13.09.2011, 05.10.2011 прокурор Анисимова Н.С. исковые требования обосновала по доводам, изложенным в исковом заявлении, в ходе рассмотрения дела 05.10.2011 исковые требования изменила.

Так, отказалась от исковых требований в отношении объекта – здания детской поликлиники, поскольку получено сообщение от Управления вневедомственной экспертизы от 26.09.2011 о том, что проведена экспертиза проектной документации по капитальному ремонту здания поликлиники, 01.09.2011 выдано положительное заключение. Проектной документацией при проведении капитального ремонта предусмотрено устройство пандуса для обеспечения доступа маломобильных групп населения.

Также отказалась от требований по оборудованию пандусом входа в здание инфекционного отделения МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», поскольку здание не является общедоступным для неограниченного круга лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отказом истца от иска - в части требований прокурора по оборудованию пандусами входа в инфекционное отделение и детскую поликлинику МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск».

В порядке ст.ст. 1 п. 4, 39, 173 ГПК РФ суд отказ от заявленных требований принимает, поскольку он не противоречит интересам сторон и закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Гражданское дел по иску и.о.прокурора г.Североморска к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск», администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск о возложении обязанности по оборудованию объектов социальной инфраструктуры приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в части требований прокурора по оборудованию пандусами входа в инфекционное отделение больницы и детскую поликлинику МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» - прекратить в связи с отказом истца от данной части иска.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 10 дней в Мурманский областной суд через Североморский городской суд.

Председательствующий:

СПРАВКА: определение не обжаловалось.