о признании незаконными действий, связанных с отказом в выплате дополнительной премии по итогам работы за 1 квартал 2011 года, взыскании дополнительной премии за 1 квартал 2011 года.



Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2011 года

Дело № 2-1387/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Хворостовской Л.А.

При секретаре Краснояровой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Граневской Любови Олеговны к Квартирно-эксплуатационному Управлению Северного флота, Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, командующему Северным флотом о признании незаконными действий, связанных с отказом в выплате дополнительной премии по итогам работы за 1 квартал 2011 года, взыскании дополнительной премии за 1 квартал 2011 года,

У с т а н о в и л :

Граневская Л.О. обратилась в суд с иском к Квартирно-эксплуатационному Управлению Северного Флота (далее по тексту - КЭУ СФ), Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области, командующему Северным флотом о признании незаконными действий, связанных с отказом в выплате дополнительной премии по итогам работы за 1 квартал 2011 года, взыскании премии.

В обоснование иска и в судебном заседании истица указала, что с 01 июня 2009 года работала в должности ..., 06 июня 2011 года была уволена по сокращению штата работников организации по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ. С 26 сентября 2011 года вновь работает в КЭУ СФ в должности ....

Указала, что 31 мая 2010 года Министром обороны РФ принято решение о дополнительных выплатах военнослужащим и гражданскому персоналу МО РФ за первый квартал 2011 года, военнослужащим управлений и служб из расчета -50,0 тыс.рублей, гражданскому персоналу довольствующих управлений и служб – 30,0 тыс. рублей на одного работника.

В целях выполнения решения Министра обороны РФ Управлением финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области были истребованы данные о количестве гражданского персонала КЭУ СФ, работавших в спорный период.

На основании приказа командующего Северным флотом № 690 от 28.06.2011 года, изданного во исполнение приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», гражданскому персоналу КЭУ СФ была выплачена денежная премия за 1 квартал 2011 года, однако она (истица) в приказе не поименована, так как начальник КЭУ СФ не включил ее в список работников для предоставления дополнительной выплаты за 1 квартал 2011 года.

При обращении к ответчикам с требованием о выплате указанной премии, получила отказ со ссылкой на то, что на момент издания Командующим СФ приказа, она работником КЭУ СФ не являлась в связи с увольнением.

Полагает, что невыплата дополнительной денежной премии является незаконной, поскольку в первом квартале 2011 года она работала в КЭУ СФ, к дисциплинарной ответственности не привлекалась, функциональные обязанности выполняла добросовестно. Кроме того, Министром обороны РФ решение о дополнительных выплатах принято 31 мая 2011 года, то есть в тот период, когда она работала в КЭУ СФ и имела право на получение данной премии.

Просит признать действия филиала № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области, командующего Северным флотом, выразившиеся в невыплате денежной премии за 1 квартал 2011 года, предусмотренной приказом МО РФ № 1010 от 2010 года, незаконными; обязать КЭУ СФ издать дополнительный приказ о выплате ей премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей за 1 квартал 2011 года; обязать командующего Северным флотом внести изменения в приказ от 28.06.2011 года № 690 о выплате средств дополнительного материального стимулирования; взыскать с филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области в ее пользу премию в установленном размере.

Представитель ответчика – КЭУ СФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном мнении на иск (л.д.22-23) указал, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010, его решением от 31 мая 2011 года и указанием руководителя Департамента социальных гарантий МО РФ от 15 июня 2011 года Северному Флоту были выделены лимиты бюджетных обязательств на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала управления Северного флота по итогам работы за 1 квартал 2011 года. Данная выплата, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 2010 года № 1010, носит стимулирующий характер и не является регулярной и обязательной для всех военнослужащих и лиц гражданского персонала. Не включив истицу в перечень лиц гражданского персонала для выплаты спорных сумм, начальник КЭУ СФ исходил из того, что истица к моменту издания приказа командующим Северным флотом 28.06.2011 года работником КЭУ СФ не являлась.

Представитель командующего Северным флотом СФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве (л.д.41-43) иск не признал, указав следующее. Указ Президента Российской Федерации от 06 августа 2006 года №1459, в соответствии с которым принят приказ Министра обороны РФ № 1010 от 2010 года, не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты гражданскому персоналу МО РФ, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти. Материальное стимулирование осуществляется за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых МО РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лицам гражданского персонала, конкретные размеры которых определяются по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей.

Таким образом, спорная выплата носит стимулирующий характер и не относится к обязательным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда. Дополнительному стимулированию подлежат только те работники, которые фактически работали на день установления указанной выплаты. Поскольку на момент издания приказа командующего Северным флотом от 28.06.2011 года № 690 о премировании, трудовой договор с истицей был расторгнут, работником КЭУ СФ она не являлась, оснований для включения ее в список премируемых работников КЭУ СФ не имелось.

Кроме того, истица, требуя выплаты спорной премии, фактически ставит вопрос о перераспределении утвержденного объема бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование, поскольку выплата премии лицам гражданского персонала уже произведена, а привлечение каких-либо дополнительных денежных средств Приказом МО РФ № 1010 от 2010 года не предусмотрено.

Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель соответчика - Филиала № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области в судебное заседание не явился, согласно принятой телефонограммы, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск (л.д.28-29), иск не признал, указав, что выплата дополнительной премии в соответствии с приказом МО РФ № 1010 от 2010 года не является обязательной и гарантированной выплатой, она носит стимулирующий характер. Начисление и выплата гражданскому персоналу Управления Северного флота дополнительной премии, предусмотренной приказом Министра обороны РФ № 1010 от 2010 года по результатам работы за 1 квартал 2011 года осуществлялась на основании Приказа командующего Северным флотом № 690 от 28.06.2011 года. Поскольку истица была уволена 06 июня 2011 года и не включена в данный приказ, указанная выплата ей не была начислена и выплачена.

Командующим СФ приказ издавался на основании рапортов начальников подразделений, распределение денежных сумм производилось 15 июня 2011 года, в тот период, когда истица в трудовых отношениях с КЭУ СФ не состояла. Отсутствие дисциплинарных взысканий и других нарушений не является основанием для выплаты дополнительной квартальной премии. Просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Граневская Л.О. с 01 июня 2009 года работала в КЭУ СФ в должности ... и относилась к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. 06 июня 2011 года истица была уволена по сокращению штата работников организации по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что с 26.09.2011 она вновь принята на работу в КЭУ СФ на должность ....

Как следует из материалов дела, .... в соответствии с приказом командующего Северным флотом от 28 июня 2011 года № 690 гражданскому персоналу управления Северного флота на основании списка лиц гражданского персонала, предоставленного начальником КЭУ СФ, по результатам работы за первый квартал 2011 года была выплачена дополнительная премия, предусмотренная Приказом Министра обороны РФ 2010 № 1010 по результатам работы за первый квартал 2011 года.

В числе работников, которым должна быть выплачена премия, Граневская Л.О. не указана, поскольку на момент издания соответствующего приказа командующим СФ (28 июня 2011) трудовые отношения с истицей были прекращены в связи с увольнением 06 июня 2011 года.

Истица полагает, что имеет право на выплату указанной дополнительной премии, поскольку в первом квартале 2011 года она состояла в трудовых отношениях с КЭУ СФ, добросовестно исполняла свои должностные обязанности.

Разрешая заявленный спор, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой данной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

26 июля 2010 года Министром обороны Российской Федерации, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459, издан приказ N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ».

Данным приказом утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (далее по тексту – Порядок).

В соответствии с пунктами 1-3 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с данным Порядком, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей (п.7 Порядка).

Объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются Министром обороны РФ – для подразделений центрального аппарата Министерства обороны и управлений военных округов, флотов по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе.

Таким образом, материальное стимулирование в виде дополнительной премии не несет обязательного характера и не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободившейся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств и является разовой поощрительной выплатой.

Согласно п.6 Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 Порядка, производится в управлениях флотов - на основании приказов командующих флотами.

Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.

В соответствии с п.2 Приказа МО РФ № 1010 от 26.07.2010 года дополнительные выплаты производятся за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащим, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).

Из анализа приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу о том, что спорная выплата является выплатой стимулирующего характера, поощрительной по своей природе, не относящейся к обязательным выплатам, и выплачивается лицам гражданского персонала, состоящим в трудовых правоотношениях с работодателем к моменту принятия решения о ее выплате. Право определения порядка и размера данной выплаты в полном объеме возложено на работодателя.

В судебном заседании установлено, что трудовым договором, заключенным с истицей, а также действующей в КЭУ СФ системой оплаты труда, выплата дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом МО РФ № 1010 от 2010 не предусмотрена.

В рапорте Врио начальника КЭУ СФ от 24.06.2011, представленном командующему Северным флотом, истица не включена в список гражданского персонала КЭУ СФ для предоставления дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2011 года (л.д.26-27), поскольку трудовые отношения с ней прекращены 06 июня 2011 года.

В приказе командующего Северным флотом от 28 июня 2011 года № 690 о выплате дополнительной премии, Граневская Л.О. не поименована. Командующим СФ приказ издавался на основании рапортов начальников подразделений, распределение денежных сумм производилось 15 июня 2011 года, в тот период, когда истица в трудовых отношениях с КЭУ СФ не состояла.

При таких обстоятельствах, суд отказывает истице в удовлетворении иска в полном объеме.

По мнению суда, обоснованными являются возражения представителя командующего Северным флотом о том, что, требуя выплаты спорной премии, истица фактически ставит вопрос о перераспределении общего фонда материального стимулирования между работниками, поскольку выплата премии работникам уже произведена, а привлечение каких-либо дополнительных денежных средств вышеназванными Указом Президента РФ № 1459 от 06.08.2006 и Приказом МО РФ № 1010 от 2010 не предусмотрено.

С учетом вышеизложенного, суд отказывает истице в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Граневской Любови Олеговне - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Л.А.Хворостовская

СПРАВКА: решение не обжаловалось.