Дело № 2-1550/2011 Мотивированное решение изготовлено 10.10.2011 г. ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 октября 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Брандиной Н.В., При секретаре Новоселовой А.Н., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афзаловой Анны Михайловны к филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области о взыскании перерасчета заработной платы, УСТАНОВИЛ: Афзалова А.М. обратилась в суд с иском к филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области о взыскании недополученной заработной платы. В обоснование исковых требований указала, что с 10.12.2009 года работает в должности .... Оплата труда производится в соответствии с приказом Минобороны России № 90 от 2001 года. Приказом начальника морской авиации СФ от 16.03.2011 г. № 46 ей установлены премия в размере 50% и доплата за сложность и напряженность в размере 100%, однако с марта 2011 года до настоящего времени заработная плата с учетом указанных надбавок не выплачена. Причиной невыплаты явился отказ филиала № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по МО в начислении заработной платы с учетом спорных надбавок по тому мотиву, что выявлен перерасход денежных средств, направленных на выплату заработной платы. Полагая отказ ответчика в начислении и выплате спорных сумм несостоятельным, привела доводы о том, что данные надбавки были установлены её работодателем в пределах сумм, предусмотренных приказом МО РФ № 90 от 2001 года. Также сослалась на то, что в штате управления МА СФ числится девятнадцать должностей, одна из которых вакантна с 2009 года, что не могло повлечь за собой перерасхода фонда заработной платы. Просила обязать ответчика произвести перерасчет начисленной заработной платой с учетом спорных надбавок и взыскать указанные суммы. В судебное заседание истица не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В судебном заседании 27.09.2011 г. полностью поддержала заявленные требования по основаниям, приведенным в иске. Дополнительно пояснила, что спорные премия и надбавка к заработной плате были установлены ей в связи с совмещением работы по вакантной должности главного инженера. Поскольку доплата за совмещение не устанавливалась, работодатель издал приказ о начислении премии и надбавки в повышенном размере. Ознакомившись с расчетом недополученной суммы заработной платы, представленным ответчиком, просила взыскать в свою пользу ... Ответчик, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассматривается в заочном порядке согласно гл. 22 ГПК РФ. Находя исковые требования необоснованными, ответчик в письменных возражениях привел следующие доводы. Управление МА СФ (в/ч 62720-Б) находится на финансовом обеспечении в Филиале № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области. Годовой фонд оплаты труда, составляемый ежегодно, доводится руководителем бюджетного учреждения или воинской части, в которой они состоят на финансовом обеспечении, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. В расчет годового фонда оплаты труда не включаются суммы, выплаченные за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, и другие выплаты компенсационного характера, выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда. Доплата за совмещение производится в пределах экономии фонда оплаты труда. В/ч 62720-Б (Управление МА СФ) выделено на девять месяцев 2011 года 3487,0 руб. исходя из фактической численности работающих (18 человек), плановая численность воинской части – 19 человек. За восемь месяцев текущего года израсходовано 3722,8 руб., т.е. перерасход фонда оплаты труда за период с января 2011 года по август 2011 года составляет 235,8 руб., экономия фонда оплаты труда на 01.09.2011 г. в в/ч 62720-Б отсутствует. Также ответчик указал, что возможно истице будет произведена выплата за совмещение должности главного инженера, но только при наличии экономии годового фонда оплаты труда и после выплат заработной платы за декабрь 2011 года. Просил в удовлетворении иска отказать. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управление морской авиации СФ в судебное заседание не явилось. В судебном заседании 27.09.2011 г. представитель третьего лица – Бакуменко О.И. пояснила, что Афзалова А.М. работала в управлении морской авиации СФ с 2009 года по сентябрь 2011 года. Оплата труда производилась согласно приказу МО РФ № 90 от 2001 года, в соответствии с которым ей были установлены премия в размере 50%, надбавка за сложность и напряженность в размере 100%. При этом названные надбавки фактически не начислялись, заработная плата филиалом № 1 УФО МО РФ по МО выплачивалась истице не в полном размере. Указала, что спорные надбавки установлены истице в соответствии с полномочиями начальника управления морской авиацией СФ, в порядке и размерах, предусмотренных приказом МО СФ № 90 от 2001 года. Также пояснила, что всем работникам управления, как и истице, ежемесячно издаваемыми приказами начальника управления Морской авиации СФ предусмотрена выплата премии в размере 25% и надбавки за сложность и напряженность в размере 70%. Поскольку непосредственный руководитель истицы ходатайствовал о совмещении ею вакантной должности главного инженера с одновременным увеличением названных премии и надбавки в связи с исполняемой ею дополнительной трудовой функцией, в отношении неё был издан приказ, которым увеличены размеры премии и надбавки за сложность и напряженность. В целом полагала исковые требования подлежащими удовлетворению. Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, Афзалова А.М. с 10.12.2009 года по 08.09.2011 года работала в управлении морской авиации Северного флота в должности .... При трудоустройстве истицы приказом работодателя № 127 от 10.12.2009 года ей установлена с 10.12.2009 года надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 70%, а также премия в размере 25%. Впоследствии 16.03.2011 года от начальника отделения связи и РТО МА СФ (непосредственного руководителя истицы) на имя начальника МА СФ поступило ходатайство об увеличении Афзаловой А.М. надбавки за напряженность до 100% и премии до 50% в связи с увеличением объема работы, а именно исполнение дополнительных обязанностей по вакантной должности главного инженера отдела связи и РТО МА СФ. Как следует из названного ходатайства, истица согласилась исполнять обязанности по вакантной должности с учетом выплаты в повышенном размере премии и надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы. Согласно приказу начальника морской авиации Северного флота № 46 от 16.03.2011 года в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации ведущему инженеру отделения организации связи (и радиотехнического обеспечения) управления Морской авиации Северного флота Афзаловой Анне Михайловне, исполняющей у одного и того же работодателя, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, обязанности без освобождения от своей основной работы вакантной должности главного инженера отделения организации связи (и радиотехнического обеспечения) с 01.03.2011 года установлена доплата: премии в размере 50%; за сложность и напряженность – 100% должностного оклада. В соответствии с названным приказом на истицу возложены дополнительные обязанности (л.д. 6). Вместе с тем, с 01.03.2011 года до момента увольнения истицы надбавки в размере, установленном названным выше приказом работодателя, не выплачивались, что, по мнению суда, является неправомерным. В силу положений ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату. Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии с положениями ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. В соответствии с п. 2.1.3 трудового договора, заключенного между Афзаловой А.М. и управлением морской авиации СФ, истица имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В свою очередь, работодатель обязался выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки (п. 3.2.4. трудового договора). Разделом 4 названного договора предусмотрены размер должностного оклада истицы, надбавки, включая премию в размере 25% к должностному окладу. Пунктом 4.13. коллективного договора на 2009-2012 годы предусмотрено, что работнику, выполняющему в войсковой части, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, а также при расширении зоны обслуживания или увеличении объема работ производится доплата за совмещение профессий (должностей или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника) – ст. 151 ТК РФ. Размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается работодателем по согласованию с работником. Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, материалам дела, оплата труда истице производилась в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными приказом Министра обороны Российской Федерации № 90 от 02.03.2001 года «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации». Названным приказом утверждены Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации (приложение № 3), а также Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации (приложение № 4). В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации на выплату надбавки гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации при утверждении фонда оплаты труда на соответствующий год предусматриваются средства в размере 8,5 должностного оклада по всем должностям, предусмотренным штатами этих органов. Согласно пункту 4 Положения надбавка может устанавливаться гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации на определенный срок (месяц, квартал). Также предусмотрены и критерии для установления надбавки, среди которых: исполнение должностных обязанностей работниками в условиях, отклоняющихся от нормальных; выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ; компетентность работников при принятии соответствующих решений, ответственность в работе по поддержанию высокого качества обеспечения деятельности отдельных органов; наличие у работников государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде. Как предусмотрено пунктом 5 Положения, размер надбавки каждому работнику устанавливается приказом руководителя отдельного органа МО РФ в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада в месяц. Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации предусмотрен порядок и условия выплаты премии. Так, на премирование гражданского персонала при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2). В соответствии с пунктами 4, 6 Положения размер премии, выплачиваемой работнику, определяется по результатам его деятельности и максимальными размерами не ограничивается; основанием для выплаты премии является приказ руководителя отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации с указанием её конкретного размера (в рублях) каждому работнику. Денежные средства, предусмотренные фондом заработной платы на премирование по вакантным должностям, могут быть использованы на выплату премий другим работникам при условии, что должностные обязанности (работа) по вакантным должностям фактически выполнялись. Суд соглашается с доводами истицы и третьего лица о том, что установление для истицы повышенного размера премии и надбавки согласуется с положениями Трудового кодекса РФ, приказа МО РФ № 90 от 2001 года, а также условиями коллективного и трудового договоров. В частности, положения приказа МО РФ № 90 не ставят в прямую зависимость установление работнику размера премии и надбавки с наличием экономии фонда оплаты труда, на что ссылался в обоснование своих возражений ответчик. Работодатель истицы, устанавливая ей иной размер премии и надбавки (повышенный), действовал в пределах своих полномочий, определенных приказом МО РФ № 90, привел в своем приказе мотивы принятого решения в соответствии с порядком, предусмотренным приказом МО РФ № 90. Помимо этого, согласно правилу ст. 57 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда относятся к существенным условиям трудового договора. Следовательно, установив для истицы конкретные размеры надбавки и премии с 01.03.2011 г., их последующее изменение согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ может производиться по соглашению сторон, составленному в письменной форме. При таком положении суд полагает исковые требования обоснованными. В пользу истицы подлежит взысканию сумма не выплаченных истице спорных надбавки и премии согласно расчету ответчика в размере ...., с которым истица согласилась. Данный спор суд рассматривает на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований согласно ст. 196 ГПК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Афзаловой Анны Михайловны удовлетворить. Взыскать с Филиала № 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области (адрес, ИНН Номер) в пользу Афзаловой Анны Михайловны ...., а также государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 579 руб. 64 коп. Ответчик вправе подать в Североморский горсуд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, изготовленного в окончательной форме. Решение может быть обжаловано также сторонами в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: Н.В. Брандина СПРАВКА: решение не обжаловалось.