о признании права на приватизацию жилого помещения.



Дело 2-1691/2011 Мотивированное решение изготовлено 03.11.2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Сажневой Н.Л.

при секретаре Яковлевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Елены Валерьевны к Государственному учреждению 1973 Отделение морской инженерной службы о признании права на приватизацию жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению 1973 Отделение морской инженерной службы (далее по тексту – ГУ 1973 ОМИС) о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, о признании отказа в приватизации квартиры недействительным и понуждении ответчика к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность.

В обоснование иска указала, что в соответствии с договором от 19 апреля 2011 года, заключенного с ГУ 1973 ОМИС о передаче в пользование жилого помещения, она является нанимателем квартиры адрес.

Квартира находится в муниципальном жилом доме, принадлежит ГУ 1973 ОМИС на праве оперативного управления на основании договора дарения от 14.03.2003г., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 08 июля 2003 года, обременения права на квартиру не зарегистрированы.

Квартира является двухкомнатной, общей площадью 47,3 кв.м, жилой -25,8 кв.м. Иных лиц в квартире не зарегистрировано. Она приняла решение приватизировать занимаемую ею по договору найма квартиру с передачей в её собственность, в связи с чем 04 октября 2011 года обратилась с соответствующим заявлением в ГУ 1973 ОМИС. Однако начальник ГУ 1973 ОМИС отказал в передаче квартиры в собственность по договору приватизации, сославшись на то, что собственником квартиры является Российская Федерация и приватизация без согласия собственника имущества невозможна.

Полагала, что в соответствии с положениями ст.ст.2, 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", она вправе приобрести занимаемую квартиру в собственность в порядке приватизации, поскольку спорная квартира расположена в жилом фонде социального использования, находится в оперативном управлении ГУ 1973 ОМИС, который и должен разрешить вопрос о приватизации в силу положений ст. 2 названного Закона.

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, с участием её представителя по доверенности Воробъёвой Ю.Н., которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик ГУ 1973 ОМИС ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении с иском не согласился, указал, квартира адрес относится к государственному имуществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 июля 2003 года и является федеральной собственностью. Указанное жилое помещение предоставлено истице на основании Решения Командующего СФ по вопросу обеспечения жилой площадью остающихся проживать в Североморском гарнизоне членов семьи военнослужащих ФИО1. Жилое помещение было предоставлено с правом на дополнительную площадь в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1.

Спорная квартира находится в оперативном управлении ГУ 1973 ОМИС согласно свидетельству о государственной регистрации права.

Кроме того, указал, что квартира адрес относится к федеральной собственности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом», Министерство Обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В связи с чем, законом не предусмотрены основания и условия приватизации данного жилого помещения.

В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, имущество Вооруженных сил – это объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Объекты государственной собственности, указанные в названном приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятии, относятся исключительно к федеральной собственности.

Кроме того, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 1131 от 06.10.1999 года – перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов РФ по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.

Считает, что спорное жилое помещение в настоящее время не подлежит безвозмездной передаче в собственность граждан и просит в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, между истицей и ГУ 1973 ОМИС 19 апреля 2011 года заключен договор о передаче в пользование жилого помещения адресу: адрес, жилой площадью 25,8 кв.м. Истица зарегистрирована в указанном жилом помещении с 29.04.2011г. Срок действия договора - бессрочный (л.д.6-7).

Указанная квартира приобретена ГУ 1973 ОМИС на основании договора дарения от 07 июля 2003 года (от физического лица), право оперативного управления на жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП, о чем ответчику выдано свидетельство серии 51-АА № 143293 от 08 июля 2003 года (л.д.8).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права квартира по адресу: адрес находится в собственности Российской Федерации, внесена в реестр федерального имущества, правообладателем является ответчик ГУ 1973 ОМИС.

Как следует из договора найма жилого помещения № 09 от 19 апреля 2011 года о передаче в пользование жилого помещения, ГУ 1973 ОМИС выступал в качестве наймодателя и предоставлял указанную квартиру Кузнецовой Е.В. как нанимателю. В соответствии со ст. 19 п. 2 ЖК РФ данная квартира относится к Государственному жилищному фонду и в соответствии с п. 3 указанной статьи по цели использования относится к жилищному фонду социального использования.

На обращение истицы по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения ответчик сообщил, что для передачи квартиры в собственность необходимо разрешение собственника, поскольку спорная квартира является федеральной собственностью, принадлежит ГУ 1973 ОМИС на праве оперативного управления, в соответствии с п.п. «г» п. 1 ст. 114 Конституции РФ и п. 15 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 года № 3020-1, управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ. Вместе с тем, суд находит позицию ГУ 1973 ОМИС основанной на ошибочном толковании закона.

В соответствии с Положением о ГУ 1973 ОМИС от 2000 года, ответчик является юридическим лицом, создан для обеспечения всеми видами квартирного довольствия воинских частей, одной из его основных задач является учет военнослужащих, рабочих и служащих Вооруженных сил РФ в гарнизоне Североморск, нуждающихся в жилой площади; имущество ГУ 1973 ОМИС находится у него в оперативном управлении. Таким образом, ГУ 1973 ОМИС является органом военного управления в соответствии со структурой Министерства Обороны РФ.

Согласно Распоряжению Министерства имущественный отношений РФ от 08.04.2004 года № 1508-р, принятому в соответствии со ст.ст. 125, 214, 296, 299 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 года № 377, на основании обращения Минобороны РФ от 03.02.2004 года № 147/3/1/18270, за ГУ 1973 ОМИС закреплен на праве оперативного управления ряд объектов недвижимого имущества (жилые и нежилые помещения), в том числе, адрес.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 2 раздела II Приложения № 1 к указанному выше Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, имущество вооруженных сил, как объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, относится исключительно к объектам федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ (п. 15 Постановления).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ, наделено Министерство Обороны РФ, которое осуществляется от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (п. а); осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. е); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. ж).

Приватизация государственного имущества (имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. федерального имущества) в соответствии с Федеральным Законом РФ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» осуществляется путем возмездного отчуждения в собственность физических и юридических лиц (ст. 1).

Вместе с тем, согласно ст. 3 действие названного Федерального Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации закреплены Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, определен частью первой статьи 4 Закона, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Таким образом, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определен исчерпывающий перечень объектов, не подлежащих приватизации исходя из обстоятельств, обусловливающих особенности правового режима жилья, исключающие возможность передачи его в частную собственность.

В силу части второй статьи 4 Закона согласие собственника для принятия решения о приватизации требуется лишь при приватизации служебных жилых помещений и находящихся в сельской местности стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, при оценке доводов ответчика суд также принимает во внимание, что согласно ст. 1 Жилищного Кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса РФ жилищный фонд составляет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц);

2) государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации));

3) муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).

Определяя статус жилого помещения по ул.С.Ковалева, д. 5 кв. 50 в ЗАТО г.Североморск, а также основания предоставления жилья истице, суд исходит из положений ст.ст. 19, 60-69 Жилищного Кодекса РФ и полагает, что квартира предоставлена истице по договору социального найма во владение и пользование для проживания в нем на неопределенный срок, что ответчиком не оспаривается.

При этом суд учитывает, что в установленном порядке спорной квартире статус специализированного жилого помещения не придан, квартира не переведена в жилищный фонд коммерческого использования, не относится к индивидуальному жилищному фонду (так как находится в собственности не юридического лица, а Российской Федерации).

При разрешении спора суд также принимает во внимание, что спорная квартира находится в жилом доме, принадлежащем Администрации ЗАТО г.Североморск (т.е. в муниципальном жилом фонде, что подтверждается справкой формой № 9); истица вносит плату за проживание и пользованием жилым помещением на общих основаниях, а именно – на условиях социального найма.

Согласно представленной справки ГУПТИ МО истица ранее правом на приватизацию не пользовалась (л.д.13). Доказательств наличия иных препятствий для осуществления истицей приватизации жилого помещения ответчик не привел.

Следовательно, истица, вправе приобрести его в собственность в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии с положениями ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" суд возлагает обязанность по заключению договора приватизации на ГУ 1973 ОМИС, в связи с тем, что квартира адрес закреплена за данным учреждением на праве оперативного управления до настоящего времени.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Иные доводы ответчика, с учетом выводов суда, на существо спора не влияют.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецовой Е.В. - удовлетворить.

Признать за Кузнецовой Еленой Валерьевной право на приватизацию квартиры адрес

Обязать Государственное учреждение 1973 Отделение морской инженерной службы (г. Североморск) заключить с Кузнецовой Еленой Валерьевной договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения – квартиры Номер, общей площадью 47,3 кв.м., в том числе жилой площадью 25,8 кв.м., расположенной в адрес.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения.

Председательствующий Сажнева Н.Л.

СПРАВКА: решение не обжаловалось.