о признании действий неправомерными и взысканию морального вреда.



Дело № 2-1627 Мотивированное решение изготовлено 08.11.2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Сажневой Н.Л.

При секретаре Яковлевой Г.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Шамрай Галины Ивановны к ГОУ «Североморский межрайонный Центр по социальной поддержке населения», ОАО «ЕРЦ» и МУП «Североморскжилкомхоз» о признании действий неправомерными и взысканию морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Шамрай Г.И. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании их действий по отказу в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, адресной помощи, списанию задолженности по оплате квартплаты и коммунальным платежам, незаконными и компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что является малоимущей одиноко проживающей пенсионеркой, с 1994 года по настоящее время состоит на учете в Управлении социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области. Полагает, что ответчиками грубо нарушаются её права в части предоставления жилищной субсидии, порядка начисления оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставлении адресной социальной помощи.

Так, по мнению истицы, ГОУ «Североморский межрайонный Центр по социальной защите населения» ей незаконно не предоставляет жилищную субсидию с января 2007 года, а также адресную помощь. В связи с нарушением её прав на данные выплаты просила взыскать с данного ответчика компенсацию морального вреда в сумме ... руб.

Также полагает, что МУП «СЖКХ», а в настоящее время ОАО «ЕРЦ» неправильно определили задолженность по оплате за жильё и коммунальные услуги по квартире в которой она проживает, расположенной по адресу: адрес, в сумме 70263 руб., которая взыскана с неё на основании заочного решения Североморского горсуда от 12.02.2008 г. Помимо этого ОАО «ЕРЦ» продолжает начислять задолженность, которая в настоящий момент составила 233696,42 руб, (из которых 5337 руб.-пени), без учета субсидии, которые ей положены по закону.

Полагает, что ОАО «ЕРЦ» должен произвести ей перерасчет задолженности с учетом положенной субсидии и списать долг по начисленным пени.

С указанного ответчика истица просит взыскать за нарушение её прав компенсацию морального вреда в сумме ... руб.

В судебном заседании истица полностью поддержала доводы, приведенные в исковом заявлении и дополнении к нему, а также уточнила требования, предъявляемые к каждому из соответчиков.

Просила обязать ГОУ «Североморский межрайонный Центр по социальной защите населения» предоставлять ей субсидию и адресную помощь, а также 10% надбавку равную 10% от начисленных платежей по жилищно-коммунальным услугам.

Просила обязать МУП «СЖКХ» и ОАО «ЕРЦ» произвести перерасчет начисленных сумм по оплате за жилье и коммунальные услуги с января 2007 года по настоящее время.

Представители ответчиков -ГОУ «Североморский межрайонный центр по социальной поддержке населения»в лице директора Карновой О.А. и МУП «СЖКХ» и ОАО «ЕРЦ» в лице юристконсульта Воронина В.И., исковые требования не признали в полном объёме.

Карнова О.А. суду пояснила, что полномочия по предоставлению субсидии переданы ГОУ «Североморский межрайонный центр по социальной поддержке населения» с 01.01.2010г., до этого предоставлением субсидий гражданам занималось Управление социальной защиты населения администрации ЗАТО Североморск, поэтому требования о взыскании невыплаченной субсидии с 2007г. являются необоснованными. Кроме того, истица обжаловала в судебном порядке отказ УСЗН в предоставлении субсидии с 2007 по 2009г. и в удовлетворении её требований было отказано. При этом истице неоднократно разъяснялось в письменном и устном виде работниками УСЗН, что выплату субсидии ей возобновят, если она составит с ОАО»ЕРЦ» соглашение о поэтапном погашении задолженности по квартплате и коммунальным платежам, однако от этого Шамрай категорически отказывается, в связи с чем, предоставить ей субсидию не представляется возможным, т.к согласно постановлению Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» оформление субсидий возможно только при отсутствии задолженности или при предоставлении соглашения о её погашении.

По сведениям имеющимся в Центре, по состоянию на 01.10.2011г. долги истицы по оплате ЖКУ составляют:

- ОАО «ЕРЦ» - 171302,29 руб.

- ОАО «Колэнеогосбыт» -738, 65 руб.

- МУП «Североморскводоканал» - 4261,68 руб.

Также Карнова О.А. пояснила, что по архивным данным УСЗН истице за период с 1994 года по 2001 год истица получала адресную социальную помощь в виде продовольственных наборов, талонов на муку и талонов на дешевую рыбу. Кроме этого, по состоянию на 01.10 2011 год. ей были оказаны другие виды помощи: бесплатная подписка на областные газеты, адресная социальная помощь, предоставлены продуктовые наборы, обувь, финансовая помощь на приобретение лекарств, ежемесячные денежные выплаты пенсионерам по старости, выплата разницы в цене проездного билета, финансовая помощь на коммунальные услуги.

Оказание государственной социальной помощи предусмотрено малообеспеченным гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

В настоящее время величина прожиточного минимума по МО для пенсионеров составляет 7627 руб. Размер пенсии Шамрай Г.И. с 01.02.2011г.- ... руб., региональная ежемесячная денежная выплата (РЕДВ) как пенсионеру по старости- не льготнику, с 01.01.2011г. составляет 154,05.руб. ежемесячно. Таким образом, доход истицы превышает величину прожиточного минимума и права на получение адресной социально помощи с 01.02.2011г. истица не имеет. Т.к. со стороны ГОУ «Североморский межрайонный центр по социальной поддержке населения» нарушений закона не имеется просила отказать истице в удовлетворении требований в полном объёме.

Представитель МУП «СЖКХ» и ОАО «ЕРЦ» суду пояснил, что предоставление субсидий не входило в полномочия МУП «СЖКХ», занимавшимся начислением квартплаты и коммунальных платежей до 2008г. и не входит в полномочия ОАО «ЕРЦ», после передачи полномочий по начислению указанных платежей. До 01.01.2007г. субсидии предоставлялись МУП «Служба Заказчика».

Произвести истице перерасчет квартплаты и коммунальных платежей с 2007 года нет оснований, т.к. задолженность образовавшаяся с 2004 года по декабрь 2007года в сумме 70263, 56 руб. взыскана по решению Североморского городского суда от 12.02.2008г. и которое на настоящее момент исполнено. Указанная сумма удержана из пенсии истицы. В настоящее время за истицей числиться новый долг с 2008 года. Пени начисляется на всю сумму задолженности. По данным МУП «СЖКХ» с 2004г. по май 2006 года истице начислялась квартплата с учетом положенной и предоставляемой ей на то субсидии. Однако истица не в полном объёме вносила коммунальные платежи, что подтверждается выпиской из лицевого счета. Списать вновь образовавшуюся задолженность и пени у ОАО «ЕРЦ» нет законных оснований. Они готовы пойти на встречу истице и заключить с ней соглашение о погашении имеющейся у неё задолженности по квартплате и коммунальным платежам на максимально возможный срок ( до 10 лет), чтобы она имела возможность получать субсидию и оплачивать текущие коммунальные платежи, однако истица к ним не обращалась и в ходе судебного заседания указанное предложение в категорической форме отвергает.

Кроме того, полагает, что по требованиям о перерасчете коммунальных платежей с 2007 года истицей пропущен срок исковой давности. Просил отказать в иске в полном объёме.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Шамрай Г.И. зарегистрирована по месту жительства с 28.04.1976 года в квартире, расположенной по адресу: адрес, о чем свидетельствует справка формы № 9. При этом истица является сособственником 3/4 доли квартиры.

Отказывая в иске в части требования о предоставлении жилищной субсидии за период с 2007 года по настоящее время суд исходит из следующего.

Согласно п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В судебном заседании установлено, что на 01.10.2011г. за истицей числиться задолженность по оплате квартплаты и коммунальных услуг в размере 171759,68руб, что подтверждается представленной истицей счет квитанцией по оплате за сентябрь 2011г.

До этого, за период с 2004 года по 21.12.200г. г. истица имела задолженность в сумме 70263, 56 руб., которая взыскана по решению Североморского городского суда от 12.02.2008г. На указанную сумму начислены пени, которые истицей не оплачены и сумма пени растёт, т.к. истица имеет новую задолженность по коммунальным платежам, при этом заключать соглашение о поэтапном погашении задолженности с ответчиком не желает, в связи с чем у ОАО «ЕРЦ» нет оснований для приостановления начисления пени.

Доводы истицы о том, что ОАО «ЕРЦ», а до 2008г.МУП «СЖКХ» ей неправомерно начисляли пени на имеющуюся задолженность по коммунальным платежам, необоснованны.

Ответственность в виде взыскания пени с лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшего плату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки предусмотрена ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.

При таком положении, с учетом приведенных выше правовых норм регулирующей порядок предоставления гражданам жилищных субсидий, суд считает требования истицы о предоставлении жилищных субсидий необоснованными.

Доводы истицы о том, что задолженность по квартплате и коммунальным платежам образовалась в связи с не предоставлением субсидии, в связи с чем её вины в задолженности нет, не нашли своего подтверждения.

Из представленного ответчиками расчета(выписки из лицевого счета истицы) следует, что субсидия Шамрай Г.И. на оплату квартплаты и коммунальных платежей предоставлялась с 01.03.1998г. до 01.04.2006г. и непосредственно учитывалась при начислении платежей. При этом приходящуюся на истицу долю платежей она вносила не в полном объёме, в связи с чем образовалась задолженность. Решением комиссии по нестандартным ситуациям, возникающим при предоставлении жилищной субсидии, её предоставление Шамрай было приостановлено, до момента частичной оплаты задолженности по оплате ЖКУ и согласования сроков его окончательного погашения. Однако от подписания такого соглашения истица отказывается, что она и подтвердила в категоричной форме в судебном заседании. О том, что истице неоднократно с 2007 года разъяснялось вышеуказанное, подтверждается и материалами личного дела Шамрай Г.И., предоставленного ГОУ «Североморский межрайонный центр по социальной поддержке населения», куда было передано из Управления социальной защиты населения.

Кроме того, суд принимает во внимание, что правомерность требований истицы о предоставлении ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 2007 по 2009 г. уже были предметом судебного разбирательства и не подлежат доказыванию и оспариванию вновь, поскольку вступившими в законную силу решениями Североморского горсуда от 05.11.2008 г. по иску Шамрай Г.И. к Управлению социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Североморск о признании судом нарушения ее прав, взыскании денежных сумм, компенсации морального вреда, а также от 13.03.2009г. по иску к Управлению социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Североморск, МУП «Служба заказчика», МУП «СЖКХ», Североморскому межрайонному Управлению социальной защиты населения Комитета по труду и социального развития Мурманской области о предоставлении субсидии, материальной помощи, списанию задолженности по оплате за жильё и коммунальные услуги и взыскании морального вреда, данные требования также уже рассматривались. Истице было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Требования истицы о взыскании денежной компенсации указанных социальных гарантий за период с 2009 года по настоящее время суд также полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как установлено судом, истица является получателем пенсии по старости, одиноко проживающей, состоит на учете в ГОУ «Североморский межрайонный центр по социальной поддержке населения», до этого состояла на учете в Отделе социальной защиты населения администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск (ранее Управлении социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Североморск)

Согласно положениям ФЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума», установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, предоставляются социальные пособия, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары. Оказание государственной социальной помощи указанным категориям граждан производится за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

Государственная социальная помощь оказывается в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат), а также натуральной помощи (выделение топлива, продуктов питания, одежды. Обуви, медикаментов и друг видов натуральной помощи).

Согласно ст.5 Закона Мурманской области «О государственной социальной помощи в Мурманской области» малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Мурманской области в соответствии с ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», может оказываться адресная государственная социальная помощь.

Исходя из конкретных условий, адресная государственная социальная помощь может оказываться в денежном выражении (социальные пособия, субсидии) и (или) в виде натуральной помощи.

В соответствии со ст.7 этого же закона, размер адресной государственной социальной помощи определяется органами социальной защиты населения в пределах разницы между сумм величин прожиточных минимумов и одной третьей совокупного дохода членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Адресная государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина по заявительному принципу.

Согласно данным, представленным ответчиком и не опровергнутыми истицей, ей оказывалась адресная государственная социальная помощь в виде денежных выплат и в натуральном выражении до 01.01.2011г

В соответствии с п..2 Постановления Правительства Мурманской области от 22.05.2009 N 216-ПП/11 "Об оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности" (вместе с "Порядком оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности" адресная социальная помощь предоставляется неработающим пенсионерам, проживающим на территории Мурманской области и получающим трудовые пенсии по старости и по инвалидности, в виде единовременной материальной помощи (далее - материальная помощь).

В первоочередном порядке право на получение материальной помощи имеют одиноко проживающие пенсионеры старше 70 лет, размер пенсии которых ниже величины прожиточного минимума, установленной для данной категории лиц на территории Мурманской области.

Законом Мурманской области от 28.09.2009 N 1137-01-ЗМО установлена величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" на 2011 год в размере 7627 руб. Размер пенсии Шамрай Г.И. с 01.02.2011г.- ... руб., региональная ежемесячная денежная выплата (РЕДВ) как пенсионеру по старости- не льготнику, с 01.01.2011г. составляет 154,05.руб. ежемесячно. Таким образом, доход истицы превышает величину прожиточного минимума и права на получение адресной социально помощи с 01.01.2011г. истица не имеет.

При таких обстоятельствах суд отказывает истице в удовлетворении исковых требований, в том числе требований о взыскании компенсации морального вреда находя их в целом необоснованными.

С учетом данного обстоятельства требования истицы о взыскании судебных расходов применительно к ст. 98 ГПК РФ также не подлежат удовлетворению.

Суд рассматривает данный спор в соответствии со ст.ст. 55-57 ГПК РФ на основании представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шамрай Галине Ивановне – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированно решения.

Председательствующий

СПРАВКА: решение обжаловалось. Определением Судебной коллегии Мурманского областного суда оставлено без изменения.