Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 декабря 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Сажневой Н.Л. С участием прокурора Анисимовой Н.С. При секретаре Яковлевой Г.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Столповского Юрия Викторовича и Столповской Светланы Александровны об оспаривании решения участковой избирательной комиссии № 431, УСТАНОВИЛ: Столповский Ю.В. и Столповская С.А. обратились в суд с заявлением о нарушении их избирательных прав, а именно – права на участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и депутатов Мурманской областной Думы. В обоснование заявления указали, что 04.12.2011 года они прибыли на избирательный участок № 431, где им отказали в принятии участия в голосовании, по мотиву их невключения в списки избирателей по выборам кандидатов в Государственную Думу ФС РФ и законодательное собрание Мурманской областной Думы. Полагают, что это нарушает их конституционные права, так как они не имеют возможности реализовать свое активное избирательное право. Пояснили, что в связи с получением квартиры в г.С-Петербурге (п.Шушары) они снялись в г.Североморске 15.11.2011 г. с регистрационного учета и получили в связи с работой временную регистрацию в г.Североморске до 15.02.2012 года. В г. Санкт-Петербурге зарегистрировались с 25.11.2011г., однако получили паспорта только 02.12.2011 г. вечером, в связи с чем, у них фактически не было возможности уточнить, включили ли их в списки избирателей по месту регистрации в г.Санкт-Петербурге. Просят обязать участковую избирательную комиссию № 431 включить их в списки избирателей по выборам кандидатов в Государственную Думу ФС РФ и законодательное собрание Мурманской областной Думы. Председатель Североморской территориальной избирательной комиссии ЗАТО г.Североморск Стома И.В. с требованиями заявителей согласился, пояснил, что ТИК (Территориальная избирательная комиссия) действовала на основании законодательства, у заявителей отсутствовало активное избирательное право, поскольку регистрация по г.Североморску у них временная. Активным избирательным правом пользуются жители, зарегистрированные по месту жительства постоянно. В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право участвовать в выборах. Если граждане находятся не по месту жительства, они могут воспользоваться открепительным талоном. С 15.10.2011 года в ТИК можно было получить открепительный талон, с 14.12.2011 года в участковой избирательной комиссии. Также указал, что включение и исключение из списков избирателей происходит только по сведениям, поступившим их Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Североморске. Такие сведения ежедневно поступали в ТИК. ТИК в свою очередь передавал информацию на избирательные участки. Поскольку заявители зарегистрированы в г.Санкт-Петербурге, их должны были включить в списки избирателей по г.Санкт-Петербургу. Если их включили в эти списки, они могут значится в двух списках одновременно в г.Санкт-Петербурге и в г.Североморске. В целом против удовлетворения заявления не возражал. Председатель участковой избирательной комиссии № 431 Скокова С.Ф. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с действующим законодательством действия участковой избирательной комиссии № 431 являются правомерными. В первоначальных списках избирателей Столповские Ю.В. и С.А. значились. В течение работы избирательной комиссии поступила информация из Североморской территориальной избирательной комиссии об избирателях, которые были сняты с регистрационного учета. Поскольку в ТИК поступили сведения о снятии Столповских с регистрационного учета, ТИК принял решение об исключении их из списков избирателей, затем были сформированы списки, где Столповские уже не значились. Против удовлетворения заявления Столповских не возражала, поскольку, как стало известно, по новому месту регистрации в г.Санкт-Петербурге они не включены в списки избирателей. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявления удовлетворить, суд находит требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, заявители в целях реализации прав избирателей в день голосования 04.12.2011 года, являясь гражданами Российской Федерации, обратились на избирательный участок № 431, чтобы принять участие в выборах кандидатов в Государственную Думу ФС РФ, однако им было отказано, поскольку они не внесены в списки избирателей. Столповские, полагая указанный отказ нарушающим их (заявителей) избирательные права, просят его отменить как незаконный, обязать участковую избирательную комиссию № 431 ЗАТО г.Североморск включить их в списки избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Соглашаясь с требованиями Столповских, суд находит оспариваемый ими отказ незаконным, нарушающим права заявителей, основываясь на следующем. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В силу ст. 96 Конституции РФ – порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 19.05.2005 года № 51-ФЗ - законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов. В силу п.1 ст.17 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ) в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с п.6 настоящей статьи. Согласно п.4 ст.17 Закона основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. В соответствии с п.6 ст.17 Федерального закона № 67-ФЗ сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Согласно п.15-17 ст.17 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона сведений об избирателях, участниках референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на соответствующем участке. Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) N" с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования. Аналогичные положения содержатся в Федеральном Законе от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок учета избирателей, составления списков избирателей территориальными комиссиями устанавливается Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.11.1997 № 134/973-II в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и на основании статей 17, 18 и 22 указанного Федерального закона, Инструкцией о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14.07.2011 № 20/216-6. В соответствии с указанным Положением, Инструкцией местом жительства гражданина Российской Федерации для целей указанных нормативных актов понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, по адресу которого гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета, о чем имеется отметка в паспорте гражданина Российской Федерации. Местом пребывания признается не являющееся местом жительства гражданина жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту пребывания органами регистрационного учета, о чем выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания. Кроме того, суд учитывает, что в силу ст.1, 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Судом установлено, что заявители Столповский Ю.В. и Столповская С.А. с 25.11.2011 г. зарегистрированы по месту жительства в адрес, на территории ЗАТО г.Североморск имеют временную регистрацию по месту пребывания на срок с 15.11.2011 г. по 15.02.2012 г. по адресу: адрес, что подтверждается копиями паспортов с соответствующими отметками, свидетельствами о регистрации по месту пребывания. Из пояснений заявителей, данных ими в судебном заседании следует, что паспорта с регистрацией были получены ими лишь 03.12.2011 г., в связи с чем они не имели возможности, в соответствии с действующим законодательством своевременно уточнить включили ли их в списки избирателей в г.Санкт-Петербурге либо в г.Североморске, также не имели времени для получения открепительного талона. Согласно информации, размещенной на сайте территориальной избирательной комиссии № 20 по месту регистрации адрес Столповский Юрий Викторович и Столповская Светлана Александровна списки избирателей не включены. Поскольку Столповские, не имеющие постоянной регистрации по месту жительства в ЗАТО г.Североморск, а зарегистрированные по месту пребывания, изъявили желание принять участие в выборах кандидатов в Государственную Думу РФ и законодательное собрание Мурманской областной Думы, и не включены в списки избирателей избирательного участка МО Шушары Пушкинского района г.Санкт-Петербурга, суд, в целях реализации их права на участие в выборах удовлетворяет заявления Столповских и обязывает участковую избирательную комиссию № 431 ЗАТО г.Североморск включить Столповского Юрия Викторовича и Столповскую Светлану Александровну в списки избирателей по выборам кандидатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и законодательное собрание Мурманской областной Думы. При принятии решения судом учтены разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В силу ст.211 ГПК РФ решение суда о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей подлежит немедленному исполнению. Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ. Руководствуясь ст.ст.211, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Столповского Юрия Викторовича и Столповской Светланы Александровны удовлетворить. Обязать участковую избирательную комиссию № 431 ЗАТО г.Североморск включить Столповского Юрия Викторовича и Столповскую Светлану Александровну в списки избирателей по выборам кандидатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и законодательное собрание Мурманской областной Думы. Решение в части включения заявителей в список избирателей подлдежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский горсуд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Н.Л. Сажнева СПРАВКА: решение не обжаловалось.