Дело № 2-1876/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 ноября 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Хворостовской Л.А. при секретаре Краснояровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Мурманстрой» о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить соответствующее разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, УСТАНОВИЛ: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Мурманстрой» (далее по тексту – ООО «Мурманстрой», Общество) о возложении обязанности в срок до 01.03.2012 года провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить соответствующее разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. В обоснование заявленных требований указал, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой 24.10.2011 года проведена проверка исполнения Обществом природоохранного законодательства при осуществлении эксплуатации зданий и сооружений в деятельности ООО «Мурманстрой». В ходе проверки установлено, что ООО «Мурманстрой» осуществляет строительные, строительно-монтажные, ремонтные работы, отделочные работы, а также иную деятельность, не противоречащую законодательству и предусмотренную Уставом Общества. Для обеспечения хозяйственной деятельности Общество использует нежилые здания: здание цеха изготовления и восстановления деталей – 283,6 кв.м., здание склада-каркаса металлического – 392,2 кв.м., здание главного корпуса РММ – 4674,2 кв.м., здание трансформаторной подстанции №727 – 50,0 кв.м., здание трансформаторной подстанции №705 – 59,3 кв.м., расположенные по адресу: Мурманская область, г.Кола, ул.Андрусенко, д.10, на основании договора аренды производственных помещений от 03.01.2011 года. Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства Обществом инвентаризация источников вредных выбросов в атмосферный воздух не произведена. Общество эксплуатирует стационарные источники выбросов в атмосферный воздух, передвижные источники – автотранспорт, при этом проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан. Кроме того, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения. Таким образом, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушениями требований законодательства об охране атмосферного воздуха, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просил обязать ООО «Мурманстрой» в срок до 01.03.2012 года в порядке, установленном действующим законодательством провести инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Североморска Мелехин А.В., заявленные требования поддержал, уточнил, просил возложить на ООО «Мурманстрой» обязанность в срок до 01.05.2012 года провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить соответствующее разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Ответчик - ООО «Мурманстрой» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ Общество признает предъявленный иск, однако полагает, что исполнение заявленных истцом требований в срок до 01.03.2012 года невозможно, в связи с длительностью процедур согласования проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух Управлением Росприроднадзора по Мурманской области, Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Мурманской области», а также получения соответствующего разрешения на выбросы, выдаваемого комитетом промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области. Полагает, что достаточным сроком для исполнения Обществом заявленных требований является срок не ранее 01.05.2012 года, в связи с чем, просят возложить на Общество обязанность провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и получить соответствующее разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в срок до 01.05.2012 года. Представитель третьего лица – Комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области в судебное заседание не явился, представил письменное мнение (л.д.45-46), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, ООО «Мурманстрой» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и состоит на учете в Межрайонной ИФНС №2 по Мурманской области 14.03.2005 года (л.д.13-14). Согласно Уставу ООО «Мурманстрой», утвержденного Решением Учредителя № 5 от 17.12.2009, основными видами деятельности Общества являются строительные, строительно-монтажные, ремонтные, отделочные работы, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных расходов, а также иная деятельность, не противоречащая законодательству и предусмотренная Уставом Общества. Для обеспечения хозяйственной деятельности Общество использует нежилые здания: здание цеха изготовления и восстановления деталей – 283,6 кв.м., здание склада-каркаса металлического – 392,2 кв.м., здание главного корпуса РММ – 4674,2 кв.м., здание трансформаторной подстанции №727 – 50,0 кв.м., здание трансформаторной подстанции №705 – 59,3 кв.м., расположенные по адресу: Мурманская область, г.Кола, ул.Андрусенко, д.10, на основании договора аренды производственных помещений от 03.01.2011 года. Общество имеет стационарные источники выбросов в атмосферный воздух. Так, в производственном здании по адресу: Мурманская область, ЗАТО г.Кола ул.Андрусенко,д.10, в здании автогаражного бокса имеются сварочные аппараты, деревообрабатывающие и заточные станки и передвижные источники –автотранспорт. Предприятие на основании договора аренды транспортных средств от 03.11.2011 года арендует 30 единиц автотранспортной техники. В результате проведенной Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой 24.10.2011 года проверки исполнения ООО «Мурманстрой» природоохранного законодательства при осуществлении эксплуатации зданий и сооружений, установлено, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушениями требований природоохранного законодательства РФ, а именно, ответчиком до настоящего времени не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, не получено специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не проведена инвентаризация выбросов веществ в атмосферный воздух и их источников, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную среду, окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 16 указанного Федерального закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. В соответствии со ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды. Выбросы сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органом исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Пункт 1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ предусматривает, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно п.1 ст.30 данного Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства ООО «Мурманстрой» инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятие не имеет. Данные факты подтверждаются актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Мурманстрой» от 24.10.2011, фототаблицей к акту проверки и другими документами, представленными в материалы дела. Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Мурманстрой» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушениями требований законодательства об охране атмосферного воздуха, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. С учетом вышеизложенного, суд удовлетворяет иск прокурора в полном объме. В соответствии со ст.39 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, так как признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истец просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения в срок до 01.05.2012 года. Суд полагает данный срок разумным и достаточным для реального исполнения ответчиком настоящего решения и устанавливает срок для его исполнения до 01.05.2012 года. В силу ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину в доход местного бюджета за рассмотрение дела в суде. Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Мурманстрой» в срок до 01.05.2012 года в порядке, установленном действующим законодательством, провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Мурманстрой» (ИНН Номер, ОГРН 1055100183643, Мурманская область, гадрес) госпошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 руб. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней. Председательствующий Л.А.Хворостовская Справка: решение не обжаловалось