о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора.



Дело № 2-1924/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Брандиной Н.В.

при секретаре Новоселовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ридного Алексея Михайловича к Государственному учреждению 1973 Отделение морской инженерной службы о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора,

УСТАНОВИЛ:

Ридный А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению 1973 Отделение морской инженерной службы (далее по тексту – ГУ 1973 ОМИС) о признании за ним права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, понуждении ответчика к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность.

В обоснование иска указал, что на основании договора найма жилого помещения от 05.10.2003 года, заключенного между ним и ГУ 1973 ОМИС, является нанимателем квартиры адрес, общей площадью 45,7 кв.м, жилой – 30,2 кв.м, расположенной по вышеуказанному адресу.

Приняв решение приватизировать указанную квартиру совместно с супругой, 18.07.2011 года обратился в ГУ 1973 ОМИС с соответствующим заявлением, на что получил отказ со ссылкой на Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 и п.п. «г» п.1 ст.114 Конституции РФ.

Полагает, что, поскольку занимаемая квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», отказ ответчика является неправомерным и нарушает его право на приватизацию жилья.

Просил признать за ним право на приватизацию квартиры № адрес признать отказ в приватизации квартиры недействительным, обязать ответчика заключить договор на бесплатную передачу жилого помещения в его собственность.

Истец в судебное заседание не явился, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, в связи с чем суд рассматривает дело с участием представителя истца – Воробьевой Ю.Н.

В судебном заседании представитель истца Воробьева Ю.Н., представляющая по доверенности также интересы привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Ридна В.И., заявленные требования поддержала, обосновала по доводам, приведенным в исковом заявлении, уточнила и дополнительно пояснила, что истец получал спорную квартиру как работник ГУ 1973 ОМИС, при этом военнослужащим не являлся.

Договор о передаче жилого помещения в пользование от 01.10.1999 года заключался на стандартном бланке, в связи с чем в нем указано, что договор заключается с военнослужащим на определенный срок.

Просила признать за истцом право на участие в приватизации спорной квартиры, обязать ответчика заключить с ним договор на бесплатную передачу квартиры в собственность.

Ответчик ГУ 1973 ОМИС представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении выразил несогласие с иском по следующим основаниям.

Так, указал, что квартира № Номер, расположенная по адресу: гадрес относится к государственному имуществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.08.1999 года, является федеральной собственностью.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, законом не предусмотрены основания и условия приватизации данного жилого помещения.

В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 имущество Вооруженных Сил – это объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Объекты государственной собственности, указанные в названном приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятии, относятся исключительно к федеральной собственности.

Кроме того, согласно п.2 Постановления Правительства РФ № 1131 от 06.10.1999 перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов РФ по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.

Считает, что спорное жилое помещение в настоящее время не подлежит безвозмездной передаче в собственность граждан и просит в удовлетворении иска отказать.

Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ и Департамент расквартирования Минобороны России, привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили, возражений по иску не представили.

Заслушав представителя истца и третьего лица – Воробьеву Ю.Н., исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Ридному А.М. в связи с трудовыми отношениями на основании договора о передаче в пользование жилого помещения от 01.10.1999 года предоставлена двухкомнатная квартира № адрес Владельцем квартиры является ГУ 1973 ОМИС. Изложенное подтверждается: копией договора о передаче в пользование жилого помещения от 01.10.1999 года; справкой формы № 9 от 01.11.2011; копией трудового договора Ридного А.М. с ГУ 1973 ОМИС и копией личной карточки работника формы Т-2.

Указанная квартира приобретена ГУ 1973 ОМИС на основании договора дарения от 05.07.1999 года (от физического лица), зарегистрирована в ГУПТИ г.Североморск 29.09.1999 года за ГУ 1973 ОМИС, что подтверждается соответствующей отметкой, произведенной в данном договоре (л.д.11-12).

Согласно сообщению начальника ГУ 1973 ОМИС № 3374 от 05.08.2011 года и свидетельству о государственной регистрации права от 24.08.1999 года квартира № адрес находится в собственности Российской Федерации, внесена в реестр федерального имущества, правообладателем жилого помещения является ГУ 1973 ОМИС, квартира закреплена за ответчиком на праве оперативного управления.

Как следует из пояснений представителя истца, копии договора о передаче в пользование жилого помещения от 01.10.1999 года, указанный договор заключен на срок до 01.10.2003 года, на период трудовых отношений Ридного А.М. с Министерством обороны РФ. Вместе с тем, 26.12.2011 года ответчиком выдана справка № 6423 о том, что договор найма жилого помещения от 01.10.1999 года, заключенный с Ридным А.М., считать бессрочным договором социального найма жилого помещения, так как в соответствии со ст.19 п.2 ЖК РФ данная квартира относится к Государственному жилищному фонду и в соответствии со ст.19 п.3 ЖК РФ по цели использования относится к жилищному фонду социального использования.

На обращение истца по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения ответчик сообщил, что для передачи квартиры в собственность необходимо разрешение собственника, поскольку спорная квартира является федеральной собственностью, принадлежит ГУ 1973 ОМИС на праве оперативного управления, в соответствии с п.п. «г» п.1 ст.114 Конституции РФ и п.15 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ.

Данное мнение ответчик поддержал и при разрешении спора судом.

Вместе с тем, суд находит позицию ГУ 1973 ОМИС основанной на ошибочном толковании закона.

В соответствии с Положением о ГУ 1973 ОМИС от 2000 года ответчик является юридическим лицом, создан для обеспечения всеми видами квартирного довольствия воинских частей, одной из его основных задач является учет военнослужащих, рабочих и служащих Вооруженных Сил РФ в гарнизоне Североморск, нуждающихся в жилой площади; имущество ГУ 1973 ОМИС находится у него в оперативном управлении. Таким образом, ГУ 1973 ОМИС является органом военного управления в соответствии со структурой Министерства обороны РФ.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082).

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п.2 раздела II Приложения № 1 к указанному выше Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 имущество Вооруженных Сил, как объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, относится исключительно к объектам федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ (п.15 Постановления).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ, наделено Министерство обороны РФ, которое осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочия собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (п.«а»); осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.«е»); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п.«ж»).

Приватизация государственного имущества (имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. федерального имущества) в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» осуществляется путем возмездного отчуждения в собственность физических и юридических лиц (статья 1).

Вместе с тем, согласно ст.3 действие названного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации закреплены Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Целью указанного Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, определен частью первой ст.4 Закона, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Таким образом, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определен исчерпывающий перечень объектов, не подлежащих приватизации исходя из обстоятельств, обусловливающих особенности правового режима жилья, исключающие возможность передачи его в частную собственность.

В силу части 2 ст.4 Закона согласие собственника для принятия решения о приватизации требуется лишь при приватизации служебных жилых помещений и находящихся в сельской местности стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, при оценке доводов ответчика суд также принимает во внимание, что согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд составляет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц);

2) государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).

Аналогичное по содержанию правовое регулирование предусматривалось и статьей 5 Жилищного кодекса РСФСР (действующего до 01.03.2005).

Кроме того, в силу п.3 ст.19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования; 2) специализированный жилищный фонд; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования.

Определяя статус жилого помещения, расположенного по адрес, а также основания предоставления жилья, суд исходит из положений статей 19, 60-69 Жилищного кодекса РФ и полагает, что квартира предоставлена истцу по договору социального найма во владение и пользование для проживания в нем на неопределенный срок, что ответчиком не оспаривается.

При этом суд учитывает, что в установленном порядке спорной квартире не придан статус специализированного жилого помещения, квартира не переведена в жилищный фонд коммерческого использования, не относится к индивидуальному жилищному фонду (так как находится в собственности не юридического лица, а Российской Федерации).

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что в рассматриваемом случае согласие собственника имущества на его приватизацию не требуется.

Кроме того, необходимость получения согласия собственника государственного жилищного фонда на приватизацию жилого помещения (как полагает ответчик) фактически означало бы законодательное закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

При разрешении спора суд также принимает во внимание, что спорная квартира находится в жилом доме, принадлежащем муниципальному образованию ЗАТО г.Североморск – в лице администрации (т.е. в муниципальном жилом фонде, что подтверждается справкой формы № 9).

Из представленных в дело доказательств усматривается, что условия для однократной бесплатной передачи жилья в собственность Ридному А.М. соблюдены, так как ранее в приватизации он не участвовал (что подтверждается справкой Североморского филиала ГУПТИ Мурманской области от 03.11.2011 года № 50176).

Доказательств наличия иных препятствий для осуществления приватизации жилого помещения ответчик не привел.

Следовательно, истец, зарегистрированный в спорном жилом помещении, вправе приобрести его в собственность в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии с положениями ст.6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" суд возлагает обязанность по заключению договора приватизации на ГУ 1973 ОМИС, поскольку квартира № 44, расположенная в доме адрес закреплена за данным учреждением на праве оперативного управления до настоящего времени.

На основании вышеизложенного суд удовлетворяет исковые требования Ридного А.М. в полном объеме.

Иные доводы ответчика, с учетом выводов суда, на существо спора не влияют.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ридного Алексея Михайловича - удовлетворить.

Признать за Ридным Алексеем Михайловичем право на приватизацию жилого помещения – адрес

Обязать Государственное учреждение 1973 Отделение морской инженерной службы (г.Североморск) заключить с Ридным Алексеем Михайловичем договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения – квартиры адрес

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий Н.В. Брандина

Справка: решение не обжаловалось