о признании неправомерными действий по прекращению подачи электроэнергии в жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда.



Мотивированное решение изготовлено 16.01.2012

Дело № 2-28/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Роговой Т.В.,

При секретаре Бухаловой О.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовского Николая Антоновича к ОАО «Кольская энергосбытовая компания» о признании неправомерными действий по прекращению подачи электроэнергии в жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Миронюк В.М., действующий в интересах Соколовского Н.А., обратился в суд с иском к ОАО «Кольская энергосбытовая компания» (далее по тексту – ответчик, ОАО «Колэнергосбыт», исполнитель) о признании неправомерными действий по прекращению подачи электроэнергии в жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска, в предварительном судебном заседании 22.12.2011 и в судебном заседании 12.01.2012 истец указал, что проживает в муниципальной квартире, расположенной по адресу: --- Договор на подачу электроэнергии с энергоснабжающей организацией не заключал. Счетчик по учету электроэнергии, потребляемой в жилом помещении, находится на лестничной площадке, в свободном доступе.

Сослался на то, что регулярно производит оплату счетов, поступающих из ОАО «Колэнергосбыт», но только по показаниям счетчика, учитывающего потребление электроэнергии в жилом помещении, оплату за СОИМД (общедомовые нужды) не производит с 2010 года. Его долг за СОИМД составляет около 3000 руб. Поскольку ему было непонятно, на каком основании он должен оплачивать счета за СОИМД, а также имелись вопросы по порядку начислений - он обратился с данным вопросом в кассу ОАО «Колэнергосбыт». Однако, в связи с тем, что никаких вразумительных разъяснений не получил, то из принципиальных соображений перестал производить оплату СОИМД.

24.11.2011 примерно в 13 час. 30 мин. в двери своей квартиры обнаружил уведомление о введении режима полного ограничения потребления электроэнергии ввиду нарушения обязательств по оплате потребленного коммунального ресурса. За разъяснениями обратился по указанному в уведомлении номеру телефона, однако диспетчер пояснила, что вопросы о введении режима ограничения электроэнергии не решает. Вечером того же дня истец обнаружил, что подача электроэнергии в квартиру прекращена.

Полагал действия ответчика по прекращению подачи электроэнергии в жилое помещение неправомерными, поскольку за потребленную в жилом помещении электроэнергию платил своевременно, просрочек не допускал. За СОИМД оплату не производил, поскольку никто не мог ему объяснить, что это за платежи и почему он должен их вносить.

Также указал, что в августе 2010 года обращался в ОАО «Колэнергосбыт» с письменным заявлением с просьбой дать разъяснение по вопросу образовавшейся задолженности за СОИМД, однако ответа не получил до настоящего времени.

Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии», которое регулирует вопросы отключения электроэнергии, полагал, что ОАО «Колэнергосбыт» (исполнитель) не вправе производить отключение электроэнергии у потребителя без соблюдения процедуры уведомления о предстоящем отключении

Пояснил, что письменного предупреждения об ограничении подачи электроэнергии не получал, лишь однажды ему в дверь квартиры было оставлено уведомление об отключении. Предупреждения о наличии задолженности за электроэнергию приходили на имя Соколовской Н.И., которая в квартире не проживает более 5 лет, на его имя никаких уведомлений не поступало.

В связи с изложенным просил признать неправомерным действия ОАО «Колэнергосбыт» по прекращению подачи электроэнергии в жилое помещение подачи по месту своего жительства по адресу: ---, обязать ответчика подключить подачу электроэнергии в его квартиру, а также взыскать компенсацию морального вреда, причиненного ему в результате неправомерных действий ответчика.

Моральный вред обосновал тем, что в связи с отключением подачи электроэнергии в период с 24.11.2011 по 22.12.2011 в его квартире испортились продукты питания, хранившиеся в холодильнике, погибли аквариумные рыбки, канарейки. Он не имел возможности приготовить себе пищу, поскольку жилое помещение оборудовано электрической плитой. Указал, что отключение электричества ущемило его права, поскольку он не мог постирать белье, помыться, вынужден был это делать в квартире родственников (своих детей).

Кроме того, пояснил, что в период с 25.11.2011 по 30.11.2011 проходил лечение у врача-офтальмолога (в связи с попаданием инородного тела в глаз) был ограничен в зрении на один глаз, что в условиях отсутствия света в жилом помещении доставляло дополнительные неудобства. Просил взыскать его пользу компенсацию морального вреда, которую оценил в ... руб.

Указал, что под давлением обстоятельств погасил имеющуюся задолженность за электроэнергию, поскольку предстояли новогодние праздники. Задолженность была им оплачена в полном объеме, после чего 22.12.2011 подача электроэнергии в его квартиру была восстановлена, в связи с чем, отказался от иска в части требований о восстановлении энергоснабжения жилого помещения. Определением суда от 12.01.2012 производства по делу в данной части прекращено.

Также истец просил взыскать с ответчика понесенные им расходы по оплате услуг представителя в сумме 7000 руб.

В судебных заседаниях представитель истца Миронюк В.М. полностью поддержал заявленные требования по доводам, приведенным в иске. Пояснил, что в рамках правовой помощи и оплаченных услуг, истцу дана устная консультация, составлено искового заявления, подготовлен и направлен запрос в ОАО «Колэнергосбыт» в августе 2010 года, он принимал участие в судебных заседаниях.

Представитель ответчика по доверенности Недоборовский В.В. в предварительном судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что сложившаяся ситуация возникла по вине истца, допустившего, в нарушение требований Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», неоплату общедомовой электроэнергии. Полагал ошибочной ссылку истца на Постановление Правительства РФ № 530, поскольку в своей работе ОАО «Колэнергосбыт» руководствуется Постановлением Правительства РФ № 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно пункту 81 указанных Правил, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг. Указанным пунктом не предусмотрена обязанность исполнителя вручать уведомления о погашении задолженности, а также об отключении электроэнергии потребителю под роспись.

Пояснил, что в течение года истцу неоднократно направляли заказные письма с аналогичными уведомлениями, однако, доказательств их получения истцом у ОАО «Колэнергосбыт» не имеется, поскольку Соколовский Н.А. заказные письма не получает. Также в двери его квартиры и почтовом ящике оставляли уведомления о необходимости погашения задолженности.

Кроме того, 21.11.2011 и 24.11.2011 Соколовскому Н.А. направляли уведомления об отключении электроэнергии за не полную уплату.

Полагал, что истец вводит суд в заблуждение относительно отсутствия электроснабжения в его квартире с 24.11.2011, поскольку по состоянию на 14.12.2011 в квартире истца электроснабжение было самовольно подключено, о чем составлен соответствующий акт. После обнаружения данного факта подача электроэнергии в квартиру истца в указанную дату вновь прекращена.

Представитель ответчика по доверенности Симашина И.Е. в судебном заседании 12.01.2012 с иском не согласилась по мотивам, изложенным в письменном мнении на иск (л.д. 61-64) с иском не согласилась и указала, что электрическая энергия, используемая на общедомовые нужды, является коммунальной услугой и подлежит обязательной оплате потребителем. В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

Согласно подпункту «з» пункта 52 Правил, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Пунктами 22, 23 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (т.е. по формуле №9).

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 установлено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Своим Письмом от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» Минрегионразвитие РФ разъяснило, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Таким образом, электрическая энергия, используемая на общедомовые нужды, является коммунальной услугой «электроснабжение» и подлежит обязательной оплате. Не производя оплату электрической энергии, используемой на общедомовые нужды, истец, тем самым, допустил накопление задолженности за оплату коммунальной услуги «электроснабжение».

Поскольку истец систематически производил оплату коммунального ресурса «электроэнергия» не в полном объеме, образовалась задолженность по оплате названного коммунального ресурса.

Согласно пункту 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 81 Правил исполнитель имеет право выбора между ограничением и прекращением подачи электроэнергии через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, в частности, в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Поскольку ОАО «Колэнергосбыт» неоднократно в течение 2010-2011г.г. направляло в адрес истца заказным письмом уведомления с требованием оплатить имеющуюся задолженность и предупреждением о возможном полном ограничении подачи электроэнергии, а Соколовский Н.А. намеренно не получал направленные письма, данные письма возвращены в адрес ОАО «Колэнергосбыт» за истечением срока хранения.

Привела довод о том, что контролер ОАО «Колэнергосбыт» неоднократно оставляла уведомления в почтовом ящике истца, которые Соколовский Н.А. также игнорировал.

Поскольку задолженность так и не была погашена, 24.11.2011 ОАО «Колэнергосбыт» ввело режим полного ограничения потребления электрической энергии.

Полагала, что ОАО «Колэнергосбыт» предприняло все возможные меры и действия по уведомлению истца о предстоящем прекращении электроснабжения.

В связи с чем полагала действия ОАО «Колэнергосбыт» по приостановлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению правомерными.

Не согласилась с требованием истца о компенсации морального вреда, поскольку у ОАО «Колэнергосбыт» имелись законные основания для введения ограничения (приостановления) подачи электрической энергии в жилое помещение, занимаемое Соколовским Н.А., ввиду наличия у истца задолженности за коммунальную услугу «электроснабжение». Наличие задолженности также подтверждается тем, что истец 22.12.2011 произвел оплату имеющегося долга за коммунальную услугу «электроснабжение» в полном объеме.

Кроме того, привела довод о том, что по состоянию на 14.12.2011 при проверке энергопринимающих устройств в квартире Соколовского Н.А. выявлено самовольное подключение к электропитанию. Электропотребление за указанный период (с 24.11.2011 по 14.12.2011) составило 59 кВтч, что подтверждает факт пользования электрической энергией.

Пояснила также, что вследствие отсутствия технической возможности в жилом доме ввести временное ограничение подачи электроэнергии истцу не представилось возможным.

В целом, просила в удовлетворении требований отказать.

Заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Соколовский Н.А., проживает в муниципальной квартире, расположенной по адресу: --- является нанимателем жилого помещения, что подтверждается справкой формы № 9 (л.д. 8) и, соответственно, потребителем услуги по энергоснабжению жилого помещения. Письменный договор о предоставлении электроснабжения с потребителем не заключался.

Согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан (в том числе) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ст. 68 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

В соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1).

В соответствии с п. 2, действие названных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В понятие "коммунальные услуги", согласно п. 3 Правил, входит деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Пунктом 7 Правил предоставления услуг предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии, из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Согласно п.п. 22, 23 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (т.е. по формуле № 9).

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 также установлено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Письмом от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» Минрегионразвитие РФ разъяснило, что используемое в подпункте «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), понятие «освещение помещений общего пользования» неравнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования». Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 N 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей; в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п.п. 26, 30).

Таким образом, электрическая энергия, используемая на общедомовые нужды, является коммунальной услугой «электроснабжение» и подлежит обязательной оплате.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 50 Правил исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном разделом X данных Правил, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.

Подпункт "а" пункта 80 Правил устанавливает, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы (в редакции Постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 – 3 ежемесячных размеров платы), определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

При этом решение вопроса об ограничении или приостановлении предоставления услуги предоставлено исполнителю.

Согласно пункту 81 Правил, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 данных Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Правила, закрепленные в п. 81 Правил, соответствуют основаниям ответственности за нарушение обязательств, установленных Гражданским Кодексом РФ (статья 401).

Пункт 82 Правил определяет, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 данных Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности.

Судом установлено, что потребитель Соколовский Н.А. с 2010 года и до 22.12.2011 имел задолженность перед ОАО «Колэнергосбыт» по оплате коммунальной услуги электроснабжение, поскольку по личной инициативе необоснованно не вносил платежи, начисленные за СОИМД. Данное обстоятельство послужило основанием для полного ограничения потребления электроэнергии в занимаемом им жилом помещении, которое произведено ответчиком 24.11.2011.

Наличие задолженности подтверждается копией лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: ---, счетами-квитанциями ОАО «Колэнергосбыт» за 2010-2011, не оспаривается истцом.

Возобновление коммунальной услуги произведено ОАО «Колэнергосбыт» 22.12.2011 после погашения истцом задолженности за предоставленные услуги, о чем в дело представлены соответствующие доказательства.

Так, из лицевого счета № 10050939 усматривается, что за 6 месяцев (с мая по октябрь 2011 года), предшествующих отключению квартиры истца от электроснабжения, начислено за предоставленную коммунальную услугу 2219,20 руб., по ноябрь 2011 года (включительно) начислено 2630,27 руб. (л.д. 32). При этом, долг Соколовского Н.А. перед ОАО «Колэнергосбыт» составил 3080,83 руб. – по состоянию на 24.11.2011. Истцом погашена задолженность 22.12.2011 в сумме 3144,84 руб. (л.д. 47-48).

Таким образом, длительное и систематическое ненадлежащее исполнение потребителем и нанимателем жилого помещения обязанности по оплате коммунальной услуги нашло свое подтверждение.

Истец полагает, что ответчиком не соблюдена процедура прекращения подачи электроэнергии в жилое помещение, поскольку соответствующих уведомлений об отключении и о необходимости погашения задолженности под роспись ему никто не вручал.

Однако, суд полагает позицию истца не состоятельной по следующим основаниям.

Из представленных Соколовским Н.А. квитанций об оплате электроэнергии усматривается, что ежемесячно потребителю предоставлялись сведения о размере платы за коммунальную услугу (в том числе – с отражением суммы за СОИМД и наличии задолженности). При этом, истец собственноручно вносил исправления в счет и вносил платежи только за потребленную электроэнергию в квартире (л.д.13).

Факт получения нанимателем жилого помещения уведомления и предупреждения о прекращении подачи электроснабжения при непогашении задолженности подтверждается заявлением Соколовского Н.А., адресованного в ОАО «Колэнергосбыт» 24.08.2010, из которого следует, что по месту его жительства получено уведомление о наличии задолженности за потребленную электроэнергию по состоянию на 31.07.2010 и предупреждение об отключении его от услуги электроснабжение, с которым он ознакомлен (л.д.14).

Кроме того, из исследованных судом доказательств установлено, что в последующем в адрес Соколовского Н.А. ответчиком также неоднократно, в соответствии с требованиями п. 81 Правил, направлялись уведомления о погашении задолженности с предупреждениями об ограничении предоставления коммунальной услуги, от получения которых истец уклонялся. Изложенное подтверждается: выписками из журнала исходящей корреспонденции ОАО «Колэнергосбыт» за 2010-2011 г.г., копиями конвертов о направлении заказных писем в адрес Соколовского Н.А. от 11.11.2010, 16.03.2011, 09.09.2011, которые возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения.

Следовательно, суд полагает, что уведомления о необходимости оплатить возникшую задолженность и о наступлении последствий не исполнения требований ОАО «Колэнергосбыт» истцом игнорировались.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при принятии решения о временном ограничении подачи электроэнергии в жилое помещение, занимаемое Соколовским Н.А., ответчиком были соблюдены все требования, установленные п.п. 80, 81 Правил.

Довод истца о том, что соответствующие уведомления приходили на имя Соколовской Н.И., которая в квартире не проживает более 5 лет, а его лично никто не предупреждал о наличии задолженности и необходимости её погашения, суд не принимает, поскольку они опровергаются счетами за потребленную электроэнергию (л.д. 13).

Также при разрешении спора суд учитывает, что Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере регулирования данных правоотношений, в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг издало Правила «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Подпунктом "д" пункта 50 Правил установлено право исполнителя приостановить или ограничить подачу потребителю определенных видов коммунальных услуг: горячей воды, электрической энергии и газа.

Данное положение нормативного правового акта соответствует общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств. Так, в соответствии со статьей 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

На основании вышеизложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований за необоснованностью, поскольку виновные действия ответчика судом не установлены, отключение электроэнергии в квартире истца было проведено обоснованно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

С учетом вышеприведенных выводов суда, иные доводы сторон и показания свидетелей на существо спора не влияют, правового значения при разрешении заявленных требований не имеют и судом во внимание не принимаются.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Соколовскому Николаю Антоновичу в удовлетворении иска к ОАО «Кольская энергосбытовая компания» о признании неправомерными действий по прекращению подачи электроэнергии в жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Т.В. Роговая

Справка: решение не обжаловалось