Мотивированное решение изготовлено 28.11.2011 года Дело № 2-1864/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 ноября 2011 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Койпиш В.В. при секретаре Логиновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бескровной Ирины Михайловны к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области, Морской авиации Северного флота о перерасчете суммы оплаты отпусков, УСТАНОВИЛ: Бескровная И.М. обратилась в суд с иском к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области (далее по тексту - Филиал № 1 УФО Минобороны РФ по Мурманской области), Морской авиации Северного флота о взыскании недополученной заработной платы: В обоснование иска указала, что работает в Управлении Морской авиации Северного флота в должности ... Оплата труда производится в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 90 от 2001 года. С 2009 года гражданскому персоналу Управления Морской авиации Северного флота выплачивают премию, предусмотренную в 2009 году Приказом Министра обороны РФ № 115 от 2009 года, в 2010 году - № 1010 от 2010 года. В 2010 году в период с 09.03.2010 по 28.10.2010 ею был использован дополнительный учебный отпуск, с период с 01.06.2010 по 18.07.2010 - ежегодный оплачиваемый отпуск. В 2011 году отпуск был предоставлен в период с 01.05.2011 по 12.05.2011, а также в период с 15.07.2011 по 28.08..2011. Однако вышеуказанная премия в расчет отпускных включена не была. На письменное обращение в Филиал № 1 Управления финансового обеспечения Минобороны РФ в Мурманской области в июне 2011 года был получен ответ с указанием на то, что премия, предусмотренная вышеуказанными приказами, не подлежит включению в средний дневной заработок для расчета отпусков, исключительными случаями, когда указанная премия включается в средний заработок, являются расчет пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. С мнением ответчика не согласилась и, ссылаясь на ст.139 Трудового кодекса РФ, п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007, просила обязать Филиал № 1 УФО Минобороны РФ в Мурманской области произвести перерасчет и выплату недополученной суммы отпускных за 2010-2011 годы с учетом вышеуказанной премии. В судебном заседании истица исковые требования поддержала по доводам искового заявления, просила иск удовлетворить в полном объеме. Ответчик - Филиал № 1 УФО Минобороны РФ по Мурманской области - в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменное мнение по иску, в котором указал, что оплата труда работников Управления Морской авиации г.Североморска производится на основании Приказа Министра обороны РФ от 2001 года № 90, изданного во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства». Указанным Приказом № 90 предусмотрены все гарантированные работникам доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, предусмотрены они и коллективным договором, а также трудовыми договорами, заключенными с работниками. В целях установления дополнительных льгот и преимуществ отдельным категориям работников издан Приказ Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010. Дополнительные выплаты первоначально были установлены Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2009 № 115, который утратил силу на основании указанного Приказа № 1010 от 2010 года. Приказом № 1010 от 2010 года утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Согласно утвержденному Порядку расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. Конкретные объемы экономии бюджетных ассигнований для военных организаций, состоящих на финансовом обеспечении флота, устанавливаются по согласованию с заместителем Министра обороны РФ по финансово-экономической работе. На основании указания заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе в 2009, 2010 годах за счет экономии высвободившейся в результате сокращения численности гражданского персонала Северному флоту выделены лимиты бюджетных обязательств на дополнительную выплату гражданскому персоналу управления флота и флотилии. Материальное стимулирование в виде дополнительной премии не несет обязательного характера и не является гарантированной, осуществляется только за счет высвободившейся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств и является разовой поощрительной выплатой. Таким образом, оснований для включения в расчет среднего заработка на выплату отпусков, выходного пособия, сохраненного среднего заработка на период трудоустройства не имеется. Кроме того, установление указанной поощрительной выплаты трудовым договором, коллективным договором, руководящими документами не предусмотрено. Указанная дополнительная премия в соответствии с Порядком исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в силу положений Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ), подлежит включению в средний заработок для выплаты указанных пособий. На основании изложенного просил в удовлетворении иска отказать. Представитель соответчика – Управления Морской авиации СФ – Бакуменко О.И. в судебном заседании требования истца полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ссылаясь на положения ст.139 ТК РФ, п.2, 3 Постановления Правительства РФ № 922 от 2007 года, п.4, 5 Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» от 26.12.2006 № 1459, полагала, что дополнительная премия, предусмотренная Приказом Министра обороны РФ № 1010 от 2010 года, не является разовой выплатой, носит стимулирующий характер, выплачивается по результатам работы и должна быть включена в расчет средней заработной платы. Заслушав истицу, представителя Управления Морской авиации СФ, исследовав материалы дела, суд полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что истица работает в Управлении Морской авиации Северного флота в должности ..., относится к категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В 2009-2011 годах гражданскому персоналу Управления Северного флота, в том числе истцу, в соответствии с требованиями Приказов Министра обороны РФ № 115 от 2009 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и его решением от 19.10.2009 о материальном поощрении личного состава за счет экономии денежных средств, выделенных на заработную плату гражданского персонала, № 1010 от 2010 года с аналогичным наименованием (которым приказ № 115 от 2009 года признан утратившим силу) и указанием руководителя Департамента социальных гарантий Минобороны РФ от 10.08.2011 № 182/1/1/1411 выплачены дополнительные премии по результатам работы (л.д.21-27). Согласно приказам начальника Морской авиации Северного флота истцу был предоставлен в 2010 году в период с 09.03.2010 по 28.10.2010 дополнительный учебный отпуск, с период с 01.06.2010 по 18.07.2010 ежегодный оплачиваемый отпуск; в 2011 году ежегодный оплачиваемый отпуск был предоставлен в период с 01.05.2011 по 12.05.2011, а также в период с 15.07.2011 по 28.08..2011. Истец, указав, что вышеуказанная дополнительная премия не была включена работодателем в расчет среднего заработка на оплату очередных отпусков в 2010, 2011 годах, и дополнительного учебного отпуска, полагала действия ответчиков нарушающими ее право на получение заработной платы в полном объеме. Суд полагает позицию истца, представителя Управления Морской авиации СФ ошибочной, основанной на неверном толковании законодательства по следующим основаниям. В соответствии со ст.349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой указанной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. В силу положений ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Общий порядок исчисления средней заработной платы установлен статьей 139 ТК РФ, согласно которой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Также положениями указанной статьи установлено, что для оплаты отпусков применяется расчет среднего дневного заработка, исчисленный за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Особенности исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Для расчета среднего заработка, как следует из п.2 указанного Положения, учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К этим видам выплат относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (п.3 Положения). Согласно ст.135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными и нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Оплата труда гражданского персонала Управления Морской авиации Северного флота, как следует из доводов истца, ответчиков и представленной копии коллективного договора, заключенного между командованием (администрацией) и гражданским персоналом (работниками) Морской авиации Северного флота, на 2009-2012 годы, утвержденного на общем собрании трудового коллектива Морской авиации Северного флота 13.07.2009, производится на основании Приказа Министра обороны РФ № 90 от 2001 года. Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2011 № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», утверждены размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, согласованные с Министерством труда и социального развития РФ, а также доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера. В соответствии с Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, являющего Приложением № 4 к указанному Приказу от 02.03.2001 № 90, премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации производится в целях усиления его материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях. На премирование гражданского персонала при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации. Премирование гражданского персонала производится, как правило, по результатам работы за месяц (квартал). Выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации и его структурными подразделениями. Размер премии, выплачиваемой работнику, определяется по результатам его деятельности и максимальными размерами не ограничивается. При этом общая сумма выплаченных в течение года всем работникам премий не должна превышать исчисленной в установленном порядке суммы средств на их выплату. Основанием для выплаты премии является приказ руководителя отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации с указанием ее конкретного размера (в рублях) каждому работнику. Премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка. Указанная премия и порядок ее выплаты предусмотрены коллективным договором Морской авиации Северного флота, Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала Морской авиации СФ, являющегося Приложением к коллективному договору, включена в фонд материального стимулирования Морской авиации Северного флота (л.д.28-34). В целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач издан Указ Президента РФ от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти». Согласно пунктам 4, 5 данного Указа Президента РФ, начиная с 01.01.2007 исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие, в том числе, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, осуществляется исходя из численности лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на денежное довольствие и оплату труда, с учетом принятых решений об увеличении этой численности в предусмотренных случаях. Установлено, что при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с данным Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на текущий год в соответствии с п.4 Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Из пункта 7 Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1459 усматривается, что руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы). Во исполнение названного Указа Президента РФ издан Приказ Министра обороны РФ от 28.03.2009 № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», действие которого в части, касающейся гражданского персонала, распространяется на работников отдельных федеральных органов исполнительной власти, определенных Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 № 90. Согласно указанному Приказу № 115 от 2009 года с 01.01.2009 военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, иных подразделениях Министерства обороны Российской Федерации, не входящих в состав центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, военных округах, флотах, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, установлены дополнительные выплаты (премии по результатам службы (работы)). В соответствии с пунктами 1-3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2009 № 115 дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала (материальное стимулирование) выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов бюджетных обязательств утверждаются командующими объединениями, командирами соединений для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Истребование дополнительных средств на выплату заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Как видно из пунктов 5 и 6 Порядка, объемы бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, устанавливаются командующими объединениями, командирами соединений для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказов соответствующих командиров (начальников). Критерии вышеуказанной выплаты устанавливаются руководителем бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части применительно к задачам, выполняемым организацией, ее структурными подразделениями, по конкретным профессиям и должностям по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников. Размеры выплаты конкретному работнику определяются по результатам его деятельности и в пределах объемов фондов оплаты труда лиц гражданского персонала и максимальными размерами не ограничиваются. Следовательно, конкретные размеры материального стимулирования, как и категории гражданского персонала, подлежащего премированию, периодичность производства данных выплат, определяются непосредственно Министром обороны РФ по представлению его заместителя по финансово-экономической работе. Аналогичные положения установлены Приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010, которым Приказ Министра обороны РФ № 115 от 2009 года признан утратившим силу. На основании указания заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе в 2009, 2010 годах за счет экономии, высвободившейся в результате максимального сокращения (уменьшения) численности гражданского персонала управления флота и флотилии, были выделены лимиты бюджетных обязательств на дополнительную выплату гражданскому персоналу управления флота и флотилии. На основании данных распорядительных действий командующим Северным флотом в пределах предоставленных полномочий в 2009-2011 годах изданы приказы о выплате гражданскому персоналу управления Северного флота (в том числе истцу) за счет экономии денежных средств, выделенных на заработную плату гражданского персонала, указанной дополнительной премии (л.д.21-27). На основании вышеизложенного суд приходит к выводу и соглашается с доводами ответчика – Филиала № 1 УФО по Мурманской области - о том, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии не несет обязательного характера, не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободившейся в результате сокращения численности экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств, и является разовой поощрительной выплатой. При этом суд также учитывает, что спорная выплата носит стимулирующий характер, в годовой фонд оплаты труда не входит, коллективным договором управления Морской авиации Северного флота не предусмотрена. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для признания требований истца обоснованными не имеется и отказывает истцу в удовлетворении исковых требований. Иные доводы истца на существо рассматриваемого спора и принимаемого судом решения не влияют. Данный спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Бескровной Ирине Михайловне в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий В.В.Койпиш СПРАВКА: решение обжаловалось. Определением Судебной коллегии Мурманского областного суда оставлено без изменения.