Мотивированное решение изготовлено 23.01.2012 года Дело № 2-81/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 января 2012 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: Председательствующего судьи Роговой Т.В. при секретаре Нечаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Артема Анатольевича к МУЗ «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск» о взыскании доплаты стимулирующего характера к заработной плате, УСТАНОВИЛ: Тимофеев А.А. обратился в суд с иском к МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» (далее по тексту – ответчик, ЦРБ) о взыскании доплаты стимулирующего характера к заработной плате. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 17.07.2007 года по 04.07.2011 года работал в МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» в должности .... 04.07.2011 года уволен из МУЗ «ЦРБ ЗАТО Североморск» по собственному желанию. В период с 22.08.2011 года по 09.09.2011 года исполнял обязанности ... МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» по срочному договору. 26.08.2011 года получил на подпись пять расчетов на выплату доплаты стимулирующего характера за пять месяцев (с января по май 2011 года) специалистам с высшим и средним медицинским образованием в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 15.06.2011г. № 306-ПП «О реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012г.г. по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи». Настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 года. Текст постановления опубликован в «Мурманском вестнике» от 29.06.2011 года № 116/1. В этот же день обратился с заявлением к главврачу МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» с просьбой произвести выплату стимулирующего характера за отработанный в ЦРБ период, однако получил отказ со ссылкой на то, что на момент производства выплат в трудовых отношениях с медицинским учреждением не состоял. 05.10.2011 года обратился с жалобой в прокуратуру г.Североморска, в ноябре 2011 года получил ответ, что в выплате ему отказано неправомерно и главврачу ЦРБ внесено представление об устранении нарушения законодательства. Несмотря на это, до настоящего времени выплата надбавки не произведена. Полагал срок для обращения в суд пропущенным по уважительной причине, поскольку о своем нарушенном праве узнал из ответа главврача МУЗ «ЦРБ ЗАТО Североморск» от 12.09.2011 года, просил восстановить срок для обращения в суд, взыскать с ответчика недополученную доплату стимулирующего характера за период с 01.01.2011 года по 04.07.2011 года. В судебном заседании истец Тимофеев А.А. требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указал, что, работая в МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», в период с 01.01.2011 года по 04.07.2011 года вел больных инсультом, т.е. ту категорию больных, которая подпадает под действие программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012г.г. по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи». Пояснил, что дополнительное соглашение к трудовому договору с ним не заключалось только по причине его увольнения. Представитель ответчика ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» (ранее МУЗ «ЦРБ ЗАТО Североморск) по доверенности Шубина Л.В. в судебном заседании с иском не согласилась. Поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснила, что Постановлением Правительства Мурманской области от 15.06.2011г. № 306-ПП утверждены мероприятия долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области на 2011-2012г.г.» по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи». Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 15.06.2011г. № 460 «Об осуществлении денежных выплат стимулирующего характера специалистам с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи» (далее – приказ № 460) утвержден порядок осуществления денежных выплат стимулирующего характера. В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка, для осуществления денежных выплат работодателем заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам с медицинскими работниками, указанными в пункте 2 Порядка. Выплата денежных средств производится при наличии таких соглашений. Привела довод о том, что дополнительные соглашения с работниками ЦРБ заключались в массовом порядке в конце июля 2011 года с указанием, что данные соглашения действуют с 01.01.2011 года. Финансирование на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации поступило спустя две недели после заключения дополнительных соглашений (в августе 2011 года). Сослалась на то, что вопрос начисления и выплаты стимулирующих надбавок работникам, уволенным до начала оформления дополнительных соглашений, данным Порядком и приказом № 460 не урегулированы. Невыполнение предписания прокуратуры г.Североморска обосновала получением разъяснения Государственной инспекции труда в Мурманской области, согласно которому денежные выплаты медицинским работникам производятся с даты заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, а заключение дополнительных отношений к трудовым договорам с уволенными работниками трудовым законодательством не предусмотрено. Не оспаривала, что за период работы в МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» ..., занимаемая Тимофеевым А.А. должность подпадает под перечень должностей специалистов, которым осуществляются спорные выплаты, а также то обстоятельство, что истец выполнял тот вид профессиональной деятельности, которая давала право на выплату надбавки. Показатели качества работы, дающие право на получение доплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 306-ПП, истец выполнил, взысканий не имел. В случае удовлетворения исковых требований ходатайствовала об уменьшении размера взыскиваемой госпошлины, ссылаясь на получение средств из бюджета субъекта только по целевому назначению. В целом просила в удовлетворении иска отказать. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев надзорное производство № 240ж-2011 Прокуратуры г.Североморска, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, Тимофеев А.А. работал в МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» в период с 11.02.2008 года по 04.07.2011 года в должности .... Приказом № 808-л от 21.06.2011 года трудовой договор с Тимофеевым А.А. расторгнут 04.07.2011 года по инициативе работника по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ. В период с 22.08.2011 года по 09.09.2011 года истец исполнял обязанности ... МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» по срочному договору. С августа 2011 года, на основании приказов по МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» № 345 от 21.07.2011 года, № 396 от 26.08.2011 года, во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 15.06.2011г. № 306-ПП, ряду специалистов с высшим и средним медицинским образованием, заключившим дополнительные соглашения к трудовым договорам, стала производиться доплата стимулирующего характера к заработной плате, начиная с 01.01.2011. При этом, истцу в производстве указанных доплат отказано по причине расторжения трудового договора и отсутствия в названном Постановлении № 306-ПП возможности производить подобные выплаты за фактически отработанное время работникам, трудовые договора с которыми расторгнуты. Оценив положения нормативно-правовых актов и обстоятельства дела, суд приходит к следующему. Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является право работника на получение заработной платы в полном размере (ст.2 Трудового кодекса РФ). В соответствии со ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются в частности условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федерального Закона № 326) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Пунктом 7 статьи 50 указанного Закона предусмотрено установление Порядка реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, Правительством Российской Федерации. Во исполнение положений Федерального Закона № 326-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 07.02.2011г. № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации». В соответствии с указанным Постановлением Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 21.02.2011г. № 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи», пунктом 1 которого утверждены показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, согласно приложению. Для оценки качества работы специалистов с высшим медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (далее - врач-специалист), используются следующие показатели: а) процент выполнения нормативов объемов медицинской помощи на одну должность врача-специалиста исходя из функции врачебной должности; б) процент выявленных на ранней стадии заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специалистом; в) процент выявленных запущенных заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специалистом; г) процент случаев расхождения диагнозов при направлении в стационар и клинического диагноза стационара от общего числа направленных в стационар; д) процент осложнений при проведении операций, лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации (для врачей-специалистов хирургического профиля), от общего числа проведенных операций, лечебно-диагностических манипуляций; е) процент случаев несвоевременной госпитализации, приводящей к ухудшению состояния больного или развитию осложнений, по информации, представленной медицинской организацией, оказывающей стационарную медицинскую помощь, от общего числа направленных в стационар; ж) процент случаев направления на плановую госпитализацию больных без предварительного обследования либо обследованных не в полном объеме в соответствии с установленными требованиями к предварительному обследованию от общего числа больных, направленных в стационар; з) отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации; и) процент случаев некачественного оформления медицинской документации от общего количества случаев оформленной медицинской документации на основании актов проведения внутриведомственной или вневедомственной экспертизы. В соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о разработке региональных программ модернизации здравоохранения, данным на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 23.04.2010 года субъектам Российской Федерации, статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановлениями Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 309-ПП "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации", от 04.02.2011 N 29-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011 - 2012 годы" и в целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению области Правительством Мурманской области утверждена региональная программа "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа). Во исполнение Программы Правительством Мурманской области принято постановление от 15.06.2011г. № 306-ПП «О реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011 - 2012 годы по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи». Указанным постановлением утвержден предельный размер доплат специалистам с высшим и средним медицинским образованием амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Министерству здравоохранения Мурманской области в срок до 05.06.2011 года предписано утвердить: - Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; - Перечень внедряемых стандартов стационарной медицинской помощи; - Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; - Порядок осуществления денежных выплат стимулирующего характера специалистам с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; - Показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; - Порядок осуществления денежных выплат стимулирующего характера специалистам с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи; - Типовую форму дополнительного соглашения к трудовому договору между руководителем медицинской организации и специалистами, участвующими в реализации мероприятий по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Данное постановление, в силу пункта 6, вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 года. Указанным постановлением утверждены: Порядок расходования средств бюджета Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий по внедрению стандартов оказания стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; Порядок расходования средств областного бюджета государственными областными учреждениями здравоохранения на реализацию мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; Предельный размер доплат специалистам с высшим и средним медицинским образованием амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Так, пунктом 1 предельный размер доплат медицинскому персоналу амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), участвующему в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи (без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате), устанавливается (в том числе) - работающему в должности врача с высшим медицинским образованием амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения), участвующему в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи, в объеме: 1 ставка - 5000 рублей. Должность ..., занимаемая истцом в период трудовых отношений с ответчиком, входит в Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012 годы, доплата которым осуществляется за счет средств субсидии, предоставляемой из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный приказом главного врача МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» № 345 от 21.07.2011 года. Указанным приказом также утвержден Перечень внедряемых стандартов стационарной медицинской помощи, по которым производится дополнительная оплата, в который входит лечение больных инсультом. Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела, Тимофеев А.А. в период с 01.01.2011 года по 04.07.2011 года осуществлял лечение больных инсультом. Из анализа приведенных нормативных актов следует, что законодатель обусловил производство выплаты надбавки стимулирующего характера необходимостью заключения дополнительного соглашения к трудовому договору об участии в целевой программе. Однако, силу объективных причин подобное соглашение с истцом заключено быть не может, поскольку на момент принятия приказов по МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» о выполнении Постановления Правительства Мурманской области № 306-ПП от 15.06.2011 трудовой договор был с ним расторгнут. Вместе с тем, учитывая, что настоящий спор перенесен на рассмотрение в суд, принимая во внимание, что действие названного Постановления № 306-ПП распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 года, истец фактически выполнил тот вид работ, который давал ему право на получение спорной доплаты и выполнил установленные показатели оценки его деятельности, не имел взысканий, а работодатель не может выполнить обязательства по оплате его труда в силу объективных причин, не урегулированных нормативно-правовым актом субъекта РФ, что не должно лишать Тимофеева А.А. права на оплату его труда, суд полагает, что имеются основания для взыскания спорной доплаты в судебном порядке. Согласно требованиям ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Как следует из пояснений истца, его письменного обращения к ответчику, о нарушенном праве ему стало известно лишь 26.08.2011 года. В связи с отказом в удовлетворении его требований (ответ от 12.09.2011 года), 05.10.2011 года Тимофеев А.А. обратился с жалобой в прокуратуру г.Североморска, по результатам проведенной проверки в ноябре 2011 года получил ответ, что в выплате ему отказано неправомерно и главврачу ЦРБ внесено представление об устранении нарушения законодательства в месячный срок. При таких обстоятельствах, истец вправе был рассчитывать на производство оплаты его труда в добровольном порядке на основании представления прокурора. Однако предписание прокуратуры г.Североморска руководством ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» выполнено не было со ссылкой на разъяснения Государственной инспекции труда в Мурманской области, о чем истцу ответ не давался. С иском в суд истец обратился 15.12.2011 года. С учетом изложенного, суд полагает уважительными причины пропуска истцом срока на обращение с иском в суд по трудовому спору и восстанавливает этот срок. Таким образом, суд полагает требования истца обоснованными и удовлетворяет иск в полном объеме. Согласно представленному представителем ответчика расчету, размер доплаты спорной надбавки за период с 01.01.2011 года по 04.07.2011 года составляет ... руб. В пользу истца подлежит выплате денежная сумма за вычетом налога на доходы физического лица в размере ... руб. Данный расчет проверен судом, истцом не оспорен. В силу ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину, от уплаты которой истец освобожден, уменьшая ее размер с учетом ходатайства представителя ответчика, в соответствии со ст.333.20 НК РФ, до 400 руб. Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Тимофеева А.А. – удовлетворить. Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск» (---, ИНН №) в пользу Тимофеева Артема Анатольевича доплату стимулирующего характера к заработной плате за январь-июль 2011 года в сумме ... руб. Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г.Североморск» (---, ИНН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Т.В. Роговая СПРАВКА: решение не обжаловалось.