об оспаривании представления и.о. прокурора г. Североморска.



Мотивированное решение изготовлено 26 января 2012 года

Дело № 2-137/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Койпиш В.В.

при секретаре Логиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании представления ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании представления ФИО2 от 05.12.2011 об устранении нарушений законов в организации призыва граждан на военную службу.

В обоснование заявления указал, что указанное представление вынесено в связи с призывом ФИО1 на военную службу ФИО3., ФИО4 и предоставлением отсрочки от призыва на военную службу ФИО5 и ФИО6

Так, ФИО3 поставлен на первоначальный воинский учет 21.01.2009. Решением призывной комиссии ЗАТО г.Североморск ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2011 на основании п.«а» ч.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно справке учебного заведения.

После сдачи итогового экзамена в учебном заведении 21.06.2011 ФИО3 добровольно прибыл в военный комиссариат, известил сотрудников об окончании учебы, 23.06.2011 прошел все необходимые мероприятия, связанные с призывом, и был призван на военную службу. Решение о призыве на военную службу не обжаловал. Кроме того, решение о призыве на военную службу было вынесено призывной комиссией уже после окончания действия предоставленной ФИО3 отсрочки, в связи с чем не согласен с утверждением прокуратуры о призыве гражданина на военную службу в период обучения.

Кроме того, полагает, что прокуратурой сделаны ошибочные выводы о нарушении при предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ФИО5 и ФИО6

Отсрочка от призыва на военную службу на время обучения была предоставлена ФИО5 на основании справки учебного заведения об окончании обучения 30.06.2012.

Заседание призывной комиссии, на которой было принято решение о предоставлении ФИО5 отсрочки от призыва, состоялось 08.07.2010, на тот момент у призывной комиссии имелись данные об аккредитации учебного заведения до 01.11.2011, сведения о продлении аккредитации учебного заведения в дальнейшем были своевременно запрошены и получены военным комиссариатом. Однако данная информация прокуратурой при проведении проверки во внимание принята не была.

Аналогичная ситуация сложилась с предоставлением отсрочки от призыва ФИО6, имевшему на нее право до достижения им 20-летнего возраста.

Кроме того, призывной комиссией ЗАТО г.Североморск вынесено решение о призыве на военную службу ФИО4 Прокуратурой в ходе проведения проверки выявлено нарушение в части определения степени его годности к военной службе.

Вместе с тем, решение призывной комиссии принималось на основании заключения медицинской комиссии о степени годности ФИО4 к военной службе по призыву, которое, в свою очередь, основывалось на результатах обследования МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск».

Полагает, что при проведении прокурорской проверки не было выяснено, на каком этапе было неверно определено состояние здоровья ФИО4, что повлекло внесение представления в три адреса одновременно – в адрес призывной комиссии г.Североморска, Отдела военного комиссариата и МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», без учета вины той или иной организации или должностного лица и определения причинно-следственной связи между некомпетентными действиями отдельных сотрудников и наступившими последствиями, и поставлен вопрос об ответственности в порядке ч.3 ст.7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Просил признать представление ФИО2 об устранении нарушений законов в организации призыва граждан на военную службу в отношении ФИО1, а также призывной комиссии ЗАТО г.Североморск необоснованным и отменить его.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО7 заявленные требования поддержала, обосновав по доводам, приведенным в заявлении, пояснила, что представление вынесено прокуратурой при отсутствии нарушений ОВК в организации призыва граждан на военную службу. Военкомат фактически не участвует в работе призывной комиссии, лишь предоставляет помещение для проведения заседаний комиссии. Медицинские работники, участвующие в работе призывной комиссии, работают постоянно в МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», а врач, руководящий работой медицинских работников в призывной комиссии, находящийся в штате ОВК на должности врача-терапевта, во время работы призывной комиссии подчиняется непосредственно ее председателю. Просила признать представление и.о. прокурора г.Североморска от 05.12.2011 необоснованным и отменить указанное представление.

Представители заявителя ФИО8., ФИО9 в судебном заседании доводы представителя ФИО7 поддержали, просили заявление удовлетворить. ФИО8 дополнительно дала пояснения по обстоятельствам призыва на военную службу ФИО4

Так, пояснила, что ФИО4 в соответствии с п.19 Положения о военно-врачебной экспертизе, а также Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» 12.04.2011 был направлен на дополнительное медицинское стационарное обследование в терапевтическое отделение МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск».

В ходе стационарного обследования ФИО4 был установлен индекс массы тела 36,8, поставлен диагноз «...». 05.05.2011 ФИО4 прибыл на заседание призывной комиссии, в соответствии с медицинским заключением (актом) медицинская комиссия сделала вывод о годности ФИО4 к прохождению военной службы с незначительными ограничениями, установлена категория годности «Б», а призывная комиссия, в свою очередь, вынесла решение о призыве.

Медицинская комиссия призывной комиссии не может подвергать сомнению медицинское заключение МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», поскольку данное учреждение является вышестоящим органом.

В дальнейшем, при прохождении ФИО4 медицинской комиссии в войсковой части, было обращено внимание на установленный индекс массы тела, призывник был направлен в госпиталь для обследования, после чего был уволен с военной службы с диагнозом «...».

Представитель заинтересованного лица – ФИО2 – Анисимова Н.С. в письменном мнении на заявление, а также в судебном заседании, с требованиями заявителя не согласилась, пояснила, что 25.11.2011 в помещении ОВК были изучены личные дела граждан, подлежащих призыву на военную службу, освобожденных от призыва, находящихся в розыске.

При изучении личных дел ФИО6., ФИО5 установлено, что в них имеются справки об их обучении в Мурманском Морском рыбопромышлен­ном колледже им. И.И. Месяцева с указанием срока окончания обучения - в 2012 году. Однако изу­чение указанных документов показало, что срок окончания аккредитации данного обра­зовательного учреждения - 01.11.2011.

Вместе с тем, решением призывной комиссии от 08.07.2010 ФИО5 пре­доставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2012 - до окончания обучения, а ФИО6 решением от 27.05.2010 - отсрочка до 29.03.2012 – до дос­тижения 20-летнего возраста в соответствии с п.«а» ч.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и во­енной службе». Иных сведений о том, что на момент проведения проверки указанные учеб­ные учреждения имели государственную аккредитацию, в личных делах призывников не имелось.

Работники военкомата пояснили, что ими запрошена информация по ак­кредитации учреждения, однако на момент проведения проверки такие сведения отсутствовали.

Таким образом, полагает, что отсрочка призывнику должна была быть представлена до 01.11.2011, то есть до окончания аккредитации учебного заведения.

Кроме того, при изучении личного дела призывника ФИО3 было уста­новлено, что он поставлен на воинский учет 21.01.2009, решением призывной комиссии от 07.04.2010 ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.«а» ч.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 30.06.2011.

Основанием для её предоставления послужило получение призывником среднего профессионального образования в Мурманском морском рыбопромышленном колледже им. И.И. Месяцева сроком обучения до 30.06.2011, что подтверждено справкой образо­вательного учреждения от 13.11.2010. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, решением призывной комиссии от 23.06.2011, то есть в период обучения, ФИО3 призван на военную служ­бу.

Документов, свидетельствующих о том, что призывник окончил обучение ранее уста­новленного срока, в материалах личного дела не имелось. Согласно пояснениям сотрудников военкомата, ФИО3 сам добровольно явился в военкомат и сообщил, что окончил обучение, однако сведения об этом материалы личного дела призывника не содержат.

Кроме того, 21.11.2011 в адрес прокуратуры г.Североморска поступило обращение военного прокурора Североморского гарнизона о факте необоснованного призыва ФИО4., по которому также проводилась проверка.

По результатам проведения проверки 25.11.2011 был составлен акт, принято решение о подготовке представления об устранении выявленных нарушений.

По результатам проверки 05.12.2011 председателю призывной комиссии в связи с выявленными нарушениями в деятельности призывной ко­миссии в целом, военному комиссару, являющемуся заместителем председателя призывной комиссии, в связи с тем, что лица, допустившие указанные нарушения, находятся в его непосредственном подчине­нии, а также главному врачу МУЗ «Североморская ЦРБ», поскольку специалисты указанного учреждения проводили обследование ФИО4 и неверно определили диагноз, направлено представление об устранении нарушений законов в организации призыва граждан на военную службу, которое полагает обоснованным.

Просила в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав участников процесса, принимая во внимание данные в судебном заседании показания свидетелей ФИО3., ФИО10., ФИО11., исследовав материалы дела, обозрев личные дела призывников ФИО4., ФИО6., ФИО5., ФИО3., суд находит заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок прохождения военной службы регламентируется и определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность граждан Российской Федерации, в соответствии с п.1 ст.1 указанного Закона, предусматривает призыв на военную службу, который, исходя из содержания и смысла его положений, представляет собой принудительное (то есть не зависящее от воли призываемого гражданина) направление на военную службу. От исполнения воинской обязанности граждане освобождаются только по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом (п.3 ст.1 Закона).

Согласно ст.22 Федерального закона от 1998 года призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Основания для освобождения от призыва на военную службу, признания граждан не подлежащими призыву на военную службу, предоставления отсрочки от призыва на военную службу установлены статьями 23, 24 Федерального закона.

Одним из оснований освобождения от призыва на военную службу, как следует из пп.«а» п.1 ст.23 Закона, является признание граждан не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Подпункт «а» части 2 ст.24 Федерального закона предусматривает право на отсрочку от призыва на военную службу, в том числе, граждан, обучающихся:

по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Как установлено судом, 25.11.2011 прокуратурой г.Североморска совместно с военной прокуратурой Североморского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства об организации призыва граждан на военную службу, результаты которой показали, что призывной комиссией неправомерно приняты решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу либо о призыве на военную службу, в том числе в отношении ФИО3., ФИО5., ФИО6., ФИО4

По результатам проведения проверки 05.12.2011 и.о. прокурора г.Североморска в адрес призывной комиссии ЗАТО г.Североморск, ОВК Мурманской области по городам Североморск и Островной, МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» вынесено представление об устранении нарушений законов в организации призыва граждан на военную службу.

ФИО1, не согласившись с указанным представлением, просил признать его необоснованным и отменить его.

Оценив в совокупности установленные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований заявителя.

Так, судом установлено, что ФИО3., *** года рождения, состоит на воинском учете в ОВК Мурманской области по городам Североморск и Островной с 21.01.2009.

В 2007 году ФИО3 был зачислен в ФГОУСПО «Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева» с обучением по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 210309 «Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов», со сроком окончания обучения в образовательном учреждении 30.06.2011.

На основании предоставленной образовательным учреждением справки и заявления ФИО3 решением призывной комиссии ЗАТО г.Североморск ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2011 на основании пп.«а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Как следует из доводов заявителя, материалов дела и личного дела призывника, ФИО3 до окончания отсрочки от призыва, по окончании обучения, сдачи итоговых экзаменов в образовательном учреждении, 21.06.2011 добровольно прибыл в ОВК, известил сотрудников об окончании обучения, после чего прошел все мероприятия, необходимые для призыва, и 23.06.2011 на основании решения призывной комиссии был призван на военную службу.

Указанное подтверждается также показаниями свидетеля ФИО3., данными в судебном заседании, о том, что он до 2011 года обучался в колледже им. Месяцева. После сдачи итоговых государственных экзаменов и защиты диплома явился в призывную комиссию и сообщил, что окончил учебу и желает служить. Свои права нарушенными тем, что был призван на военную службу, не считает.

Кроме того, из справки ФГБОУСПО «Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева», имеющейся в материалах личного дела призывника, ФИО3. 21.06.2011 сдал междисциплинарный экзамен по специальности и ему в соответствии с решением Государственной аттестационной комиссии от 21.06.2011 присвоена квалификация «техник» по специальности 210309 «Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов».

В соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ "Об образовании" Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

В соответствии с п.6.1 ст.9 указанного Закона РФ основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Согласно п.20 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543, в среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

По окончанию освоения образовательной программы в полном объеме государственной аттестационной комиссией осуществляется государственная (итоговая) аттестация выпускника среднего специального учебного заведения, выдается диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании среднего специального учебного заведения (п.27, 28 Типового положения).

Таким образом, судом установлено, что ФИО3 21.06.2011 фактически окончил обучение в образовательном учреждении, что, соответственно, прекратило действие отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с подп.«а» ч.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В связи с изложенным суд не находит оснований для обоснованности выводов прокуратуры г.Североморска о незаконности решения о призыве ФИО3. на военную службу.

Необоснованным суд признает представление от 05.12.2011 также в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу ФИО5 и ФИО6

Как следует из представленных суду доказательств, ФИО5., *** года рождения, поставлен на воинский учет в ОВК Мурманской области по городам Североморск и Островной 28.01.2009.

Решением призывной комиссии ЗАТО г.Североморск от 08.07.2010 ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2012 на основании подп.«а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением с 2008 года в ФГОУСПО «Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева» по очной форме обучения по направления подготовки (специальности) 190502 «Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта)», со сроком окончания обучения 21.06.2012.

ФИО6., *** года рождения, поставлен на воинский учет в ОВК Мурманской области по городам Североморск и Островной 30.01.2009.

Решением призывной комиссии ЗАТО г.Североморск от 27.05.2010 ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 29.03.2012 на основании подп.«а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением с 2009 года в ФГОУСПО «Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева» по очной форме обучения по направления подготовки (специальности) 080504 «Государственное и муниципальное управление», со сроком окончания обучения 30.06.2012.

В ходе проведения проверки прокуратура установила нарушение при предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ФИО5 и ФИО6 в связи с тем, что, как следовало из представленных для проверки документов, срок окончания аккредитации образовательного учреждения окончен 01.11.2011.

Согласно ст.33.2 Закона РФ «Об образовании» государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено ... 12 Закона, установление его государственного статуса.

Порядок государственной аккредитации установлен Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ.

Как следует из справок образовательного учреждения, на основании которых ФИО5., ФИО6. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева имел государственную аккредитацию АА № 000392 от 01.11.2008, действовавшей по 01.11.2011.

28.07.2017 ФГОУСПО «Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева» решением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки выдано свидетельство о государственной аккредитации ВВ № 001094, действительное по 28.07.2017, что подтверждается справками образовательного учреждения от 12.09.2011, имеющимися в материалах дела, материалах личных дел призывников ФИО5., ФИО6

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, выводы ФИО2 об отсутствии оснований для предоставления указанным лицам отсрочки от призыва сроком более чем до 01.11.2011, суд полагает необоснованными.

На основании вышеизложенного, в вышеуказанной части требований суд удовлетворяет заявление ФИО1 и отменяет представление ФИО2 в части указания на нарушения требований закона при призыве на военную службу ФИО3., предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ФИО5., ФИО6

Вместе с тем, суд соглашается с доводами прокурора о наличии нарушений при призыве на военную службу ФИО4 и полагает представление от 05.12.2011 в указанной части обоснованным.

Так, судом установлено, что ФИО4., *** года рождения, решением призывной комиссии ЗАТО г.Североморск от 05.05.2011 признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу.

В соответствии со ст.5.1. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоя­нию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: те­рапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласо­ванию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться воен­ные врачи-специалисты.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, ука­занных в пункте 1 указанной статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 ст.5.1 Закона, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Как следует из материалов дела, материалов личного дела призывника, 05.04.2011 ФИО4. прибыл в ОВК Мурманской области по городам Североморск и Островной для прохождения медицинской комиссии для определения степени годности к военной службе.

В соответствии со ст.13 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» ФИО4 был направлен на дополнительное обследование в терапевтическое отделение МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» для уточнения диагноза и определения дальнейшей категории годности к военной службе.

Как следует из указанной нормы, при наличии стойких эндокринных нарушений освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призы­ве на военную службу при впервые выявленных заболеваниях, а также военнослужа­щих, проходящих военную службу по призыву, проводится только после стационарного обследования и лечения.

По результатам медицинского обследования, соглас­но акту исследования состояния здоровья № 10/956 от 04.05.2011, ФИО4 был установлен диагноз «...». 05.05.2011 на основании акта исследования состояния здоровья от 04.05.2011 врач при­зывной комиссии также вынес итоговое медицинское заключение «.... Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями», в соответствии с которым призывная комиссия вынесла решение о призыве ФИО4 на военную службу согласно подп.«а» п.1 ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В ходе проведения проверки установлено, что врачи МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», при установлении ФИО4 вышеуказанного диагноза руководствовались определением индекса массы тела при установлении сте­пени ожирения, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения. Согласно указанным рекомендациям диагноз «...» устанавливается в случае, ес­ли индекс массы тела более 40. Как установлено в ходе проведения проверки, у ФИО4 на момент призыва на военную службу индекс массы тела составлял 37 - 37,6.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», установленной таблицей соотношения роста и массы тела в норме и при нарушениях питания, 3-я степень ожирения устанавливается лицам при индексе массы тела от 35,0 до 39,9.

Поскольку медицинское освидетельствование проводится с целью определения степени годности граждан к военной службе, врачам-специалистам, входящим в состав комиссии, при её определении необходимо руководствоваться законодательными и иными нормативными актами, определяющими возможность граждан, подлежащих призыву, осуществлять возложенную на них государственную обязанность по защите Отечества и реализации конституционного долга гражданина Российской Федерации.

В связи с чем врачам-специалистам, входящим в состав призывной комиссии, не­обходимо применять обладающее большей юридической силой Постановление Прави­тельства РФ от 25.02.2003 № 123 «Об утверждении положения о военно-врачебной экс­пертизе», определяющее требования об определении состояния здоровья граждан под­лежащих призыву на военную службу.

Решением Военно-врачебной комиссии от 07.07.2011 № 1016 ФИО4 признан ограниченно годным к военной службе, что в соответствии с подп.«а» п.1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» является основанием для освобождения гражданина от призыва на военную службу.

Неверное определение врачами-специалистами степени годности к военной службе ФИО4., по мнению прокурора, повлекло нарушение прав гражданина, не­обоснованный призыв на военную службу и ущерб государству по его доставлению к месту службы и выплат при её прохождении.

Доводы прокурора суд полагает обоснованными, подтвержденными исследованными доказательствами.

Выводы о неправомерности установленного ФИО4 диагноза, послужившего основанием для вынесения призывной комиссией необоснованного решения о его призыве на военную службу, следуют также из показаний свидетелей ФИО10., ФИО11., допрошенных в судебном заседании.

Так, свидетель ФИО10., являющаяся врачом-специалистом, руководящим работой по медицинской освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в судебном заседании показала, что при проведении медицинского освидетельствования получает личное дело призывника с заключением всех врачей, в том числе с актом медицинского заключения стационарного учреждения, в котором указывается диагноз. Изучив представленные документы, комиссия принимает решение о призыве.

При изучении личного дела призывника ФИО4., в том числе медицинского акта, оснований не доверять диагнозу врачей МУЗ «Североморская ЦРБ» не имелось. В данном акте имелись подписи трех врачей, кроме того, призывник проходил медицинскую комиссию в субъекте РФ, то есть в военном комиссариате Мурманской области, где также не возникло сомнений в правильности поставленного диагноза. Если бы обратили внимание на индекс массы тела и сопоставили данный индекс с Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02.2003, которым руководствуются в работе, то, конечно, увидели бы, что данный индекс не соответствует диагнозу. Но возможности досконально изучать медицинские документы всех призывников не имеется, на это нет времени, как нет и оснований перепроверять медицинские заключения стационарных медицинских учреждений.

Свидетель ФИО11., являющийся ... МУП «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», в судебном заседании показал, что в настоящее время существует две классификации степени ожирения - таблица Кейса, которая приведена в Постановлении Правительства РФ № 123 от 25.02.2003, и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Данные классификации различаются друг от друга. Индекс массы тела 37 для ВОЗ является «...», по таблице Кейса индекс 37 - это «...».

В настоящее время заведующей терапевтическим отделением указано на то, что необходимо внимательно проводить обследование и при проведении медицинского обследования призывников руководствоваться таблицей Кейса.

Полагал, что члены призывной комиссии, изучив медицинские документы призывника и увидев индекс массы тела призывника, должны были руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 123 от 2003 года, сравнить указанный индекс с диагнозом.

Пояснил, что окончательное решение о годности призывника принимает призывная комиссия, которая вправе не согласится с заключением стационарного учреждения, направить призывника на дополнительное обследование в другие медицинские учреждения, что неоднократно имело место.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности вынесения представления прокуратурой г.Североморска в части нарушений при призыве на военную службу ФИО4., оснований для отмены представления в указанной части суд не усматривает.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе, нормой, которая позволяет прокурору в пределах предоставленных ему законом полномочий устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, вносить соответствующее представление.

Приходя к выводу об обоснованности представления от 05.12.2011 в указанной части, суд не принимает доводы представителей ФИО1 об отсутствии вины ОВК, призывной комиссии ЗАТО г.Североморск в установленных нарушениях.

При этом суд учитывает положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определяющие порядок организации и проведения призыва граждан на военную службу, состав призывной комиссии и полномочия членов этой комиссии.

Так, в соответствии со ст.26 Федерального закона призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно ст.27 Закона в состав призывной комиссии включаются:

по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии;

должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии;

секретарь комиссии;

врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;

представитель соответствующего органа внутренних дел;

представитель соответствующего органа управления образованием;

представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).

В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении (ст.28 Федерального закона).

Кроме того, в соответствии с функциональными обязанностями членов призывной комиссии ЗАТО г.Североморск, утвержденными главой муниципального образования ЗАТО г.Североморск 31.03.2010, организация работы призывной комиссии ЗАТО г.Североморск по контролю за законностью принятия решений призывной комиссией ЗАТО г.Североморск, возложена на заместителя председателя комиссии – должностное лицо военного комиссариата.

Таким образом, из приведенных норм следует, что военный комиссариат в лице уполномоченных должностных лиц несет соответствующие обязанности по правильной организации работы призывной комиссии, проведению необходимых мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявления в части признания необоснованным и отмены представления прокуратуры г.Североморска от 05.12.2011 при призыве на военную службу Пискунова А.О.

Таким образом, суд удовлетворяет заявление Отдела военного комиссариата частично.

Руководствуясь ст.198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать необоснованным и отменить представление ФИО2 от 05.12.2011 № 3-23в-2009 «Об устранении нарушений законов в организации призыва граждан на военную службу» в части указания на нарушения пп.«а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ФИО5., ФИО6., ч.2 ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу ФИО3

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий В.В. Койпиш

СПРАВКА: решение не обжаловалось.