о признании права на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения по договору социального найма.



Мотивированное решение изготовлено 24.01.2012

Дело № 2-52/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Роговой Т.В.,

С участием военного прокурора Чеснова Н.Е.,

При секретаре Нечаевой О.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халатовой Алены Сергеевны к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ и Отделу № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Халатова А.С. обратилась в суд с иском к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ и Отделу № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указала, что в период с 18.12.1994 года по 13.07.2011 года проживала по адресу: ---. Данное жилое помещение предоставлено её отцу – Халатову С.А. на состав семьи из 4-х человек (в том числе и на неё), являлось муниципальной собственностью. С 2004 года жилое помещение получило статус служебного.

В 2005 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» её отец Халатов С.А. был признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства. Указала, что в состав его семьи (как члены семьи военнослужащего, подлежащий обеспечению жильем) она и её брат ФИО1 не входили, поскольку на тот момент сами являлись военнослужащими. При этом она продолжала оставаться членом семьи Халатова С.А., как нанимателя жилого помещения по вышеуказанному адресу.

В 2009 году было принято решение о распределении её отцу квартиры по избранному месту жительства в Ленинградской области, как военнослужащему, уволенному в связи с организационно-штатными мероприятиями на состав семьи из 2-х человек, однако, поскольку строительство дома еще не было завершено, вся семья из 4-х человек (отец, мать, она и брат) осталась проживать в служебной квартире по адресу: ---.

В связи с окончанием срока действия контракта уволилась из Вооруженных Сил РФ 21.06.2010 года. Указала, что в период прохождения службы служебным жильем не обеспечивалась.

05.07.2011 года её отцу Халатову С.А. решением Отдела № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ предоставлена квартира по договору социального найма по адресу: ---

В соответствии с требованиями п.32 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, а также п.п.17, 18 «Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра Обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280, для заключения договора социального найма жилого помещения в Ленинградской области вся семьи освободила жилое помещение и снялась с регистрационного учета в --- для получения Халатовым С.А. квартиры ---.

Указала, что брат зарегистрировался при войсковой части по месту службы, а она оказалась необеспеченной жильем ни в г.Североморске, ни в других регионах России.

На момент постановки отца на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства в 2005 году, существовала процедура обеспечения жильем остающихся в гарнизоне членов семей уволенных военнослужащих на основании Приказа Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000 года, согласно которого ей могло быть предоставлено другое жилое помещение, поскольку она планировала и дальше проживать в г.Североморске.

Кроме того, при реальном предоставлении квартиры отцу в 2009 году она, являясь военнослужащей, не могла участвовать в получении жилья вместе с родителями, при этом, могла быть обеспечена жильем в г.Североморске либо как военнослужащая, либо как член семьи уволенного военнослужащего и переезжающего на постоянное избранное место жительства.

На обращение отца в адрес начальника Отдела № 4 Западного регионального управления жилищного обеспечения с просьбой об обеспечении её жильем, получен отказ.

Ссылаясь на положения Конституции РФ, Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина», полагая нарушенным свое право на жилище, с учетом положений ст. 6 ГК РФ об общих началах и смысле гражданского законодательства (аналогии права) и требований разумности и справедливости, просила признать за ней право на получение жилья в качестве члена семьи уволенного военнослужащего после сдачи им жилого помещения по месту прохождения военной службы и убытия к избранному месту жительства, обязать Отдел № 4 Западного регионального управления жилищного обеспечения решить вопрос о предоставлении ей жилого помещения в г.Североморске.

Истица в судебное заседание не явилась, рассмотреть дело в её отсутствие не просила. Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, в связи с чем суд рассматривает дело с участием представителя истицы – Халатова А.С.

Представитель истицы Халатов А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что истица является его дочерью, по 13.07.2011 года постоянно проживала в качестве члена его семьи по адресу: ---.

В 2005 году он был признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства на состав семьи из 4-х человек (он, жена, дочь и сын). 2009 году он уволился из Вооруженных Сил РФ по организационно-штатным мероприятиям. В декабре 2009 года ему было распределено жилое помещение на состав семьи из 2-х человек с учетом права на дополнительную площадь в ---

К моменту распределения жилья его дети оба были совершеннолетними, являлись военнослужащими и имели самостоятельное право на обеспечение жилым помещением.

Однако, фактически жилое помещение ему предоставлено только в июле 2011 года, после чего он сдал занимаемое его семьей жилое помещение в ---, в том числе, из указанной квартиры выписались его сын и дочь, иначе он не смог бы получить квартиру в Ленинградской области.

Халатова А.С. уволилась из Вооруженных Сил РФ 21.06.2010 года по окончании срока действия контракта, о праве на самостоятельное обеспечение жилым помещением по приказу Министра обороны РФ № 80 от 2000 года (в период его действия) ни дочь, ни он сам не заявили, с соответствующим ходатайством к Командующему СФ не обращались. Однако, в 2009 году в устном порядке консультировался в ОМИСе и подготовил на имя Командующего СФ ходатайство об обеспечении жилым помещением своей дочери. В ОМИСе ему разъяснили, что существует подобная практика предоставления жилых помещений, но обращаться с соответствующим ходатайством необходимо только после фактического получения жилья. Поэтому ходатайство (его проект представил суду) не реализовал.

Сослался на то, что в связи с «пробелами» в законодательстве дочь, как член его семьи, жильем не обеспечена. Полагал, что отсутствие порядка обеспечения жильем членов семей бывших военнослужащих не должно лишать его дочь права на жилище.

Указал, что в Администрацию города по вопросу обеспечения жильем в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, истица также не обращалась.

Обосновал требования к ответчику тем, что в настоящее время решение вопросов обеспечения жилым помещением военнослужащих и членов их семей возложено на ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ.

Согласился с тем обстоятельством, что исходя из положений ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» по достижении возраста 23 лет его детей можно считать отдельными семьями и в квартире в г.Североморске, на момент ее сдачи, фактически жило 3 семьи. Однако, просил учесть, что Халатова А.С. имела равное право на пользование служебным жилым помещением по ---.

В целом, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика – Отдела № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Кулькин О.Ю. в судебном заседании с иском не согласился. В письменном отзыве на иск указал следующее (л.д. 38-39).

Решением жилищной комиссии военного комиссариата Мурманской области № 32 от 01.12.2009 года Халатову С.А. распределено жилое помещение на состав семьи из 2-х человек по адресу: ---.

Для организации деятельности в порядке, определенном приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее по тексту - Инструкция) в соответствии с приказом начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 01-05/01 от 25.01.2011 года сформировано территориальное обособленное структурное подразделение (Отдел № 4) с зоной ответственности Мурманская и Архангельская области с местом дислокации в г.Североморск.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 05.05.2011 года № 453 и указаниями заместителя Министра обороны РФ от 08.04.2011 года № 205/2/210 полномочиями по принятию решений о постановке на учет нуждающихся, о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, заключению договоров социального найма наделены специализированные организации МО РФ (региональные управления) и их структурные подразделения.

В связи с этим решением начальника Отдела № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ от 05.07.2011 года № 08-45/472 указанное жилое помещение предоставлено Халатову С.А. по договору социального найма на состав семьи из 2-х человек.

В соответствии с ч.14 ст.15 Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения по избранному месту жительства необходимо представление документов о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

На основании п.18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи занимаемого жилого помещения.

В связи с этим, с целью заключения договора социального найма необходимо было предоставить документы, подтверждающие освобождение занимаемого жилого помещения всеми проживающими в нем. На момент заключения договора в жилом помещении по адресу: --- проживали 4 человека: Халатов С.А., его жена ФИО2., сын ФИО1 и дочь Халатова А.С. 13.07.2011 года из указанного жилого помещения все выписаны, квартира сдана, о чем выдана справка о её сдаче № 149095.

13.07.2011 года с Халатовым С.А. заключен договор социального найма № 08-44/22.

Положением об Отделе № 4 ФГУ «Западрегионжилье», а также Инструкцией предоставление членам семьи военнослужащего после сдачи жилого помещения по последнему месту службы и убытием к избранному месту жительства жилых помещений в дополнение к полученному, не предусмотрено.

Дополнительно пояснил, что нормативных правовых актов и ведомственных приказов МО РФ, позволяющих обеспечивать жилыми помещениями членов семьи (бывших членов семьи) военнослужащего, остающихся по прежнему месту службы военнослужащего, не существует.

Ранее пунктом 41 приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» такая возможность предусматривалась по решению Командующего флотом. В настоящее время приказ утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010г. № 1297.

Пояснил, что на Отдел № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ полномочия по обеспечению бывших членов семьи военнослужащих жилыми помещениями не возложены, так как обеспечение жилыми помещениями осуществляется только военнослужащих – по месту прохождения военной службы и лиц, уволенных с военной службы, по избранному месту жительства (с учетом членов их семей).

В целом в удовлетворении иска просил отказать.

Соответчик ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание представителя не направил, мнение по иску не представил.

Представитель третьего лица – Администрации ЗАТО г.Североморск -Николаенко Е.И. в судебном заседании пояснила, что с 1994 года истица проживала в квартире отца и, в силу положений ст.69 Жилищного кодекса РФ, имела равные права пользования жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя. В 2004 году квартира была отнесена к категории служебной и, в силу ч.5 ст.100, ч.2, 3 и 4 ст. 103 Жилищного кодекса РФ истица также имела равные права пользования служебным жилым помещением совместно с нанимателем. При прекращении семейных отношений право пользования служебным жилым помещением за членом семьи не сохраняется.

До 2010 года истица являлась военнослужащей, следовательно, имела право инициировать вопрос о самостоятельном получении жилья. Вместе с тем, считает, что, имея равное право на пользование служебным жилым помещением, истица не могла быть выселена из занимаемой в г.Североморске квартиры без предоставления другого жилого помещения.

Привела довод о том, что приказ Министра обороны от 30.09.2010г. № 1280, фактически отменивший приказ Министра обороны от 15.02.2000г. № 80, должен нести преемственность и сохранить социальную защищенность граждан, как это было ранее предусмотрено с учетом положений Конституции РФ, а именно, права на жилище. Указала, что в рассматриваемом случае имеет место пробел в законодательстве.

Поскольку правоотношения по приказу Министра обороны от 30.09.2010г. № 1280 касаются, в том числе, и предоставления муниципальных жилых помещений, полагала возможным разрешить спор в пользу истицы.

Пояснила, что Халатова А.С. в Администрацию города по вопросу обеспечения жилым помещением в порядке, определенном положениями Жилищного кодекса РФ не обращалась.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ГУ «1973 ОМИС», надлежаще извещенное о дне и времени судебного разбирательства, мнение по иску не представило, представителя в суд не направило.

Заслушав участников процесса, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что иск не основан на законе, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Халатова А.С., *** года рождения, в период с 18.12.1994 года по 13.07.2011 года была зарегистрирована и проживала по адресу: ---, что подтверждается справкой Ф-9 (л.д.21). Данное жилое помещение предоставлялось её отцу – военнослужащему Халатову С.А. на состав семьи из 4-х человек (в том числе и на истицу), являлось муниципальным до 2004 года. В 2004 году в установленном порядке жилое помещение переведено в статус служебного на основании Постановления Главы Администрации ЗАТО г.Североморск от 17.02.2004 года № 96 (л.д. 56).

В связи с переводом занимаемой жилой площади в разряд служебных, в соответствии с решением Городского Совета депутатов ЗАТО г.Североморск от 28.11.2001 года № 82 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления и пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными военнослужащим, проживающим на территории ЗАТО», в целях получения жилой площади с помощью государственного жилищного сертификата (ГЖС) в г.Санкт-Петербурге Халатов С.А., его супруга, а также совершеннолетние дети Халатова А.С. и ФИО1 приняли на себя обязательство о сдаче квартиры по адресу: --- и освобождении указанной жилой площади (л.д. 58).

В 2005 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» наниматель указанного служебного жилого помещения Халатов С.А. признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.

Вместе с тем, право на получение государственного жилищного сертификата Халатов С.А. не реализовал, избрав иной способ обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.

Так, решением жилищной комиссии Военного комиссариата Мурманской области от 01.12.2009 года Халатову С.А. распределено жилое помещение по избранному месту жительства в пос. Тельмана Ленинградской области, с учетом его права на дополнительную жилую площадь, на состав семьи из 2-х человек – Халатов С.А. и супруга ФИО2 (л.д. 8-9).

Решением Отдела № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 05.07.2011 года № 08-45/472 отцу истицы – Халатову С.А., по договору социального найма предоставлена квартира по адресу: ---, с учетом права на дополнительную площадь (л.д.11).

В связи с распределением жилья в Ленинградской области, в соответствии с требованиями п.32 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. № 1054, пунктов 17, 18 «Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010г. N 1280, а также исходя из условий ранее принятого на себя обязательства об освобождении служебной квартиры в г.Североморске для заключения договора социального найма жилого помещения в Ленинградской области все лица, зарегистрированные по --- снялись с регистрационного учета (л.д. 21).

Эта же квартира в последствии была предоставлена как служебная брату истицы – военнослужащему ФИО1. В предоставлении отдельного жилого помещения Халатовой А.С. (в ответ на обращение ее отца Халатова С.А. от 07.07.2011 года) решением начальника Отдела № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ от 04.10.2011 года отказано ввиду отсутствия правовых оснований (л.д. 10, 12).

В обоснование исковых требований истица ссылается на то, что фактически осталась без жилья, поскольку на неё, как на члена семьи уволенного военнослужащего, не распределено жилое помещение в пос. Тельмана (по избранному отцом месту жительства), а также она не обеспечена жильем по прежнему месту прохождения службы ее отцом. Поскольку спорный вопрос законодательно не урегулирован, полагала возможным применить аналогию права, учесть положения ранее действующего Приказа Министра Обороны РФ № 80 от 15.02.2000 года, нормы Конституции РФ.

Однако, суд полагает, что требования истицы не основаны на законе.

Так, в соответствии со ст.93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Аналогичное по содержанию правовое решение предусматривалось и ЖК РСФСР, действовавшим до 01.03.2005 года.

В силу ч.1 ст.99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании ч.5, 6 ст.100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.

В соответствии с ч.1, 2 ст.103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

Частью 5 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:

супруга (супруг);

несовершеннолетние дети;

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Судом установлено, что в период с 14.06.2005 года по 21.06.2010 года Халатова А.С. проходила военную службу по контракту (л.д.13). Кроме того, по состоянию на 01.12.2009 года достигла возраста 23 лет, в связи с чем, к членам семьи военнослужащего в соответствии с положениями ФЗ «О статусе военнослужащих» не относилась. Соответственно, в составе семьи отца, как военнослужащего, при решении вопроса об обеспечении квартирой по избранному месту жительства, Халатова А.С. обоснованно не учитывалась.

В период прохождения военной службы, как военнослужащая, свое право на обеспечение служебным жилым помещением в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», истица не реализовала.

При решении вопроса о переводе квартиры по адресу: --- в разряд служебного жилья, Халатова А.С., будучи совершеннолетней (как указывалось судом выше), давала обязательство освободить жилое помещение не позднее одного месяца со дня получения Халатовым С.А. свидетельства о собственности на квартиру, приобретенную с помощью государственного жилищного сертификата.

В силу положений п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Таким образом, истица, проживая в служебном жилом помещении, дав обязательство об освобождении служебного жилья, а также с учетом положений ч.5 ст.2 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», не могла заблуждаться относительно своих прав как на пользование служебным жилым помещением, так и на возможность обеспечения жилым помещением после освобождения служебной жилплощади.

Кроме того, суд учитывает следующее.

На основании пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 названного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федеральною органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным: органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 14 статьи 15 закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000г. № 80, действовавшей в период распределения Халатову С.А. жилого помещения в 2009 году (далее - Инструкция), по просьбе военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, удерживающего по предыдущему месту военной службы жилое помещение, состоящее на учете в КЭЧ района, в котором остаются проживать имеющие право на часть жилого помещения совершеннолетние члены семьи, а также иные лица, проживающие совместно с ним, с письменного их согласия, по решению командующих войсками военных округов, флотами (флотилией) им может быть предоставлено другое жилое помещение в части, причитающейся от общей площади жилого помещения.

При этом нормы, обязывающей командующих военных округов, флотов (флотилий) обеспечивать членов семьи уволенного с военной службы военнослужащего, убывающего к избранному месту жительства, которые желают остаться проживать по прежнему месту жительства, Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» и указанная Инструкция не содержали.

Названный Приказ Министра Обороны РФ № 80 от 15.02.2000 года утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1297.

Действующий в настоящее время Приказ Министра Обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 регулирует вопросы предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений по договору социального найма только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ (с учетом членов их семей).

Также между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством Обороны РФ на 2011-2013 г.г заключено отраслевое соглашение от 07.02.2011, регулирующее (в том числе) вопросы обеспечения указанной категории лиц жилыми помещениями (п. 65). Вместе с тем, к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ Халатова А.С. не относится, что подтверждается копией ее трудовой книжки (л.д. 16-18).

Иных обязательств в области жилищных правоотношений, кроме вышеприведенных, Министерство обороны РФ на себя не принимало.

Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что действующие нормативные правовые акты, ведомственные приказы и локальные акты Министерства Обороны РФ не содержат оснований, обязывающих соответствующий компетентный орган Министерства Обороны РФ обеспечить Халатову А.С. жилым помещением по основаниям заявленного иска.

Суд также принимает во внимание, что после окончания военной службы, с 22.06.2010 года, в период действия Приказа Министра Обороны РФ от 15.02.2000 года № 80, Халатова А.С. либо ее отец Халатов С.А. в порядке, определенном п. 41 Инструкции, с соответствующим ходатайством об обеспечении истицы жилым помещением к Командующему Северным Флотом не обращались.

Доводы представителя администрации ЗАТО г.Североморск о том, что при наличии спора Халатова А.С. не могла быть выселена из служебной квартиры в г.Североморске без предоставления иного жилого помещения суд полагает не состоятельными, поскольку истица не относится к категории граждан, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. К числу лиц, самостоятельное выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного Кодекса РФ (ст. 108 ЖК РСФСР) Халатова А.С. также не относилась.

Кроме того, служебная квартира по --- освобождена Халатовой А.С. добровольно, согласно взятого на себя обязательства в силу ст. 310 ГК РФ и положений ч. 1 ст. 103 ЖК РФ.

Имея намерение получить жилое помещение в г.Североморске, Халатова А.С. могла реализовать свои права в соответствии с Жилищным кодексом РФ, однако, в Администрацию ЗАТО г.Североморск для постановки на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением она не обращалась.

При разрешении спора суд также полагает, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку, применительно к существу спора, вопрос самостоятельного обеспечения жилым помещением членов семей (бывших членов семей) военнослужащих, уволенных с военной службы и подлежащих обеспечению жилым помещением по избранному месту жительства, не входит в компетенцию ФГУ «Западрегионжилье», которое создано для организации деятельности, определенной приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Полномочия ответчика по принятию решений в отношении военнослужащих о постановке на учет нуждающихся, о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, заключению договоров социального найма определены приказом Министра обороны РФ от 05.05.2011 года № 453 и указаниями заместителя Министра обороны РФ от 08.04.2011 года № 205/2/210.

Положением об Отделе № 4 ФГУ «Западрегионжилье», а также Инструкцией, утвержденной Приказом Министра Обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года предоставление членам семьи (бывшим членам семьи) военнослужащего после сдачи жилого помещения по последнему месту службы и убытием к избранному месту жительства жилых помещений в дополнение к полученному, не предусмотрено.

В связи с изложенным, суд не усматривает оснований для признания за истицей права на обеспечение жилым помещением по основаниям заявленного иска.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении иска за необоснованностью.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств в соответствии с положениями ст.ст. 56-57 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований (ст. 196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Халатовой Алене Сергеевне в удовлетворении иска к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» и Отделу № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения по договору социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Т.В. Роговая

СПРАВКА: решение не обжаловалось.