Мотивированное решение изготовлено 02.05.2012 Дело № 2-621/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 апреля 2012 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Брандиной Н.В. при секретаре Новоселовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорцова Евгения Ивановича к ГУ 1973 ОМИС об отмене приказа об увольнении по сокращению штата, УСТАНОВИЛ: Сидорцов Е.И. обратился в суд с иском к ГУ 1973 ОМИС об отмене приказа об увольнении по сокращению штата. В обоснование заявленных требований в иске, а также в судебных заседаниях 10 и 26 апреля 2012 года указал, работает в ГУ 1973 ОМИС. 01.03.2012 предупрежден о сокращении численности штата, получил уведомление о расторжении трудового договора по п.2 ст.81 ТК РФ. При этом 07.03.2012 начальником ГУ 1973 ОМИС был издан приказ № 31 об увольнении работников 02.03.2012 в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Указанный приказ № 31 издан на основании Приказа МО РФ № 1444 от 22.08.2011 и отсутствия утвержденного штатного расписания ГУ 1973 ОМИС на 2012 года. Приказ МО РФ № 1444 отменяет порядок регистрации штатных расписаний, но об отмене самих штатных расписаний и дальнейшем содержании гражданского персонала в приказе ничего не указано. Руководящих документов в отношении сокращения гражданского персонала в ГУ 1973 ОМИС от вышестоящих организаций не поступало. Полагал, что администрация ГУ 1973 ОМИС, не имея на то руководящих документов, издала приказ о сокращении штата работников 02.05.2012, что является нарушением законодательства о труде и порядке проведения оргштатных мероприятий в организациях Министерства обороны РФ. Уточнив исковые требования в судебном заседании 10.04.2012, просил признать незаконным приказ ГУ 1973 ОМИС от 07.03.2012 № 31 об его увольнении 02.05.2012 и отменить его. Представители ответчика ГУ 1973 ОМИС Кудряева В.В. и Смирнова Л.Н. в судебных заседаниях иск не признали. Пояснили, что в октябре 2011 года все работники ГУ 1973 ОМИС были уведомлены о предстоящем сокращении и увольнении. 30.12.2011 в ГУ 1973 ОМИС поступил протест прокурора Северного флота в отношении указанных мероприятий, и приказ о проведении организационно-штатных мероприятий был отменен, все работники восстановлены на работе с 10.01.2012. Штатное расписание ГУ 1973 ОМИС на 2012 год утверждено не было, в связи с чем финансовый орган – Филиал № 1 УФО МО РФ отказал в финансировании, заработную плату этим работникам не выплачивают. В основном штате ГУ 1973 ОМИС не отражено структурное подразделение, в котором работает истец, оно отражается в отдельном штатном расписании. Вышестоящее командование – КЭУ СФ никак не высказалось относительно решения этого вопроса. Штатное расписание для ГК 1973 ОМИС подписывает и утверждает командир в/ч 62720-И. Привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика Филиал № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. В письменном отзыве просил в иске отказать. Ссылаясь на положения действующего трудового законодательства, законодательства, регулирующего правоотношения в связи с работой гражданского персонала в учреждениях, организациях Вооруженных Сил РФ и устанавливающего полномочия работодателя как руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны РФ, указал, что действия работодателя по сокращению численности проведены в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с нормами права. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Квартирно-эксплуатационного управление СФ Зембицкий Р.Г., представляющий также интересы привлеченной по делу в качестве третьего лица в/ч 62720-И, в судебном заседании просил в иске Сидорцову Е.И. отказать. В обоснование своих возражений по иску привел следующие доводы. В соответствии с ч.1 ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях распространяется трудовое законодательство с особенностями, установленными Кодексом и нормативно-правовыми актами Министерства обороны РФ (приказами, распоряжениями, приказаниями, директивами МО РФ и т.д.). Статьей 11 Федерального закона «Об обороне» определен состав Вооруженных Сил, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, в/частей и организаций, которые входят в виды ВС РФ, рода войск ВС РФ и в войска, не входящие в виды ВС РФ и рода войск ВС РФ. В соответствии со ст.12 указанного Федерального закона к личному составу ВС РФ относятся не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала. Структура и состав ВС РФ, штатная численность военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ определяются Указом Президента РФ (п.11 ч.2 ст.4 Федерального закона «Об обороне»). Указом Президента РФ от 29.12.2008 № 1878 сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил РФ» с 01.01.2016 установлена штатная численность Вооруженных Сил РФ. При этом не свойственные для ВС РФ в новом облике задачи передаются для решения сторонним организациям, созданным на основании Указа Президента РФ «О создании ОАО «Оборонсервис». Так, на основании распоряжений Правительства РФ ряд ранее выполняемых гражданским персоналом функций и объемов переданы для выполнения сторонним организациям: ОАО «Славянка», ОАО «Оборонэненргосбыт», ОАО «РЭО» и т.д. Гражданский персонал ВС РФ согласно приложению № 1 к Инструкции о порядке утверждения и регистрации штатных расписаний в/частей и организаций ВС РФ содержался по штатным расписаниям за счет бюджетных ассигнований согласно Приказу МО РФ от 10.08.2005 № 340. Штатные расписания ежегодно подлежали утверждению должностными лицами. В соответствии с абзацем 3 ч.1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.3004 № 1082, в структуру Министерства обороны РФ входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Согласно п.1 Положения о МИС СФ, Положения о КЭУ СФ, МИС СФ и КЭУ СФ являются органами военного управления СФ и подчиняется начальнику инженерного обеспечения, расквартирования и обустройства – заместителю командующего флотом по инженерному обеспечению, расквартированию и обустройству СФ. Организационная структура МИС СФ и КЭУ СФ определена штатом управления СФ № 2/241, утвержденным начальником генерального штаба. Разделом 3 Положения о МИС СФ установлен круг прав и обязанностей начальника МИС СФ. В частности, МИС утверждает и регистрирует штатные расписания на содержание рабочих и служащих МИС содержащихся за счет бюджетных ассигнований и смет административно-управленческих расходов. Аналогичный круг прав и обязанностей руководства КЭУ СФ содержится в Положении о КЭУ СФ, которым определена структура Управления с перечислением находящихся в подчинении отделений морской инженерной службы (далее – ОМИС) в состав которых входит ГУ 1973 ОМИС. Состав и организационная структура ГУ 1973 ОМИС, как указано в Положении о ГУ 1973 ОМИС, определяется штатным перечнем, штатными расписаниями, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ и Министерством обороны РФ, исходя из штатных нормативов для выполнения функций, определенных Положением о ГУ 1973 ОМИС. В состав ГУ 1973 ОМИС входят: Управление, подразделения - эксплуатационно-ремонтная группа, топливно-энергетическая группа, жилищная группа, аварийно-ремонтная группа, эксплуатационный персонал, специалисты по оформлению отводов, учету и контролю за использование земель, материальный склад, склад твердого топлива, команды обслуживания причалов, общежитие. Таким образом, организационно-штатная структура численности работников ГУ 1973 ОМИС устанавливалась двумя формами распорядительных документов: штатами, утвержденными генеральным штабом ВС РФ, и штатными расписаниями, утверждаемыми начальниками МИС СФ и КЭУ СФ на основании штатных нормативов численности гражданского персонала в зависимости от объема работ согласно Приказу Министра обороны РФ № 340 от 10.08.2005. Определение порядка проведения организационно-штатных мероприятий в органах управления, как и в отделениях ОМИС, зависит от того, каким исполнительным органом утверждена структура численности гражданского персонала. Организационная структура Управления ГУ 1973 ОМИС утверждена штатом 84/086. Численная структура подразделений утверждалась штатными расписаниями по согласованию начальника ГУ 1973 ОМИС и начальника МИС СФ, применительно к заявленному иску. Министром обороны РФ 30.06.2011 за исх. № 205/416 дсп издано требование об упорядочении содержания гражданского персонала ВС РФ и централизации расчетов с личным составом. Согласно требованию с 01.09.2011 исключается содержание гражданского персонала ВС РФ по штатным расписаниям, оплата труда которых осуществлялась за счет средств федерального бюджета (Приказ МО РФ № 340). Назначенным должностным лицам центральных органов военного управления поставлены задачи по подготовке к отмене штатных расписаний, утверждению перечней должностей, подлежащих включению в штаты воинских частей и организаций ВС РФ, определив периоды содержания и наименования должностей гражданского персонала, предназначенных для выполнения работ, носящих сезонный характер с целью содержания их в некомплекте, а так же внесению изменений в нормативно-правовые акты МО РФ по отмене содержания гражданского персонала ВС РФ, оплата труда которых осуществлялась за счет средств федерального бюджета. 22.08.2011 Министерством обороны РФ издан Приказ № 1444 «О признании утратившим силу Приказа Министра обороны РФ от 2005 № 340». В развитие указанного Приказа командованием СФ, руководителями организаций, командирами и начальниками проведены организационно-штатные мероприятия, направленные на сокращение должностей гражданского персонала, содержащегося по штатным расписаниям, функции которого переданы сторонним организациям. Лимитов денежных средств на оплату труда гражданского персонала, содержащегося по штатным расписаниям, на 2012 год бюджетом не предусмотрено. Проводимое сокращение гражданского персонала, содержащегося по штатным расписаниям, в ГУ 1973 ОМИС начальником ОМИС производится в соответствии с нормами ТК РФ и действующего законодательства. В связи с изложенным просил в иске отказать, поскольку оснований для признания незаконным приказа ГУ 1973 ОМИС от 07.03.2012 не имеется. Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица в/часть 45655-в представителя в судебное заседание не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указала, что в соответствии с разъяснением Департамента финансового планирования нр 182/1/2/325 от 13.02.2012 о содержании гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, оплата труда которого осуществляется за счет средств федерального бюджета только на штатной основе, и отсутствия оснований для продления срока действия утвержденных и зарегистрированных в 2011 году штатных расписаний работники ГУ «1973 ОМИС», содержащиеся по штатному расписанию, 02.03.2012 уведомлены работодателем о предстоящем сокращении. Предложения по включению в штат вышеуказанных должностей гражданского персонала, содержащихся по штатным расписаниям, были представлены в штаб Западного военного округа за исх. № 34/1/1/1584 от 07.07.2011, № 34/1/2938 от 11.11.2011, № 34/1/44 от 12.01.2012. До настоящего времени решение вышестоящих органов военного управления по существу вопроса до штаба флота не доведено. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска. Как установлено судом, Сидорцов Е.И. с 20.03.2006 работает в ГУ 1973 ОМИС, с указанного времени – в должности ... с 01.11.2011 – в должности ... что подтверждается копий трудовой книжки и трудового договора (контракта), имеющихся в материалах дела. 01.03.2012 Сидорцов Е.И. уведомлен о том, что в связи с отсутствием утвержденного штатного расписания на 2012 год занимаемая им должность ... будет сокращена 02.05.2012, в связи с чем с ним будут прекращены трудовые отношения по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Из текста копии указанного уведомления № 443 следует, что работник ознакомлен с ним 01.03.2012, что подтверждается его подписью в уведомлении. Приказом начальника ГУ 1973 ОМИС от 07.03.2012 № 31 «Об увольнении работников ГУ 1973 ОМИС в связи с проведением организационно-штатных мероприятий» Сидорцов Е.И. уволен 02.05.2012 по сокращению численности штата, пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Копия указанного приказа представлена в материалы дела. Проанализировав действующее законодательство по вопросу порядка проведения организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах РФ в совокупности с представленными доказательствами, касающимися правомочий работодателя в части расторжения трудовых договоров с работниками, суд находит действия начальника ГУ 1973 ОМИС правомерными и не противоречащими закону. Так, согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, иными федеральными законами. Одной из основных обязанностей работодателя при оформлении трудовых отношений является соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения (п.1 ч.2 ст.22 ТК РФ). В соответствии с частью 1 ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» определен состав Вооруженных Сил РФ, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды Вооруженных Сил РФ и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды Вооруженных Сил РФ и рода войск Вооруженных Сил РФ. В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об обороне» к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации относятся не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала. При этом под гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ понимается личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой Договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения выполнения ит возложенных на них задач. Структура и состав Вооруженных Сил Российской Федерации, штатная численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ других войск, воинских формирований и органов, согласно пункту 11 ч.2 ст.4 данного закона определяются Президентом РФ. Указом Президента РФ от 29.12.2008 №1878сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации», вступившим в силу со дня подписания, установлена с 01.01.2016 штатная численность. Пунктом 4 Указа постановлено Министерству обороны РФ осуществить организационные мероприятия в соответствии настоящим Указом. При этом суд принимает во внимание и общую тенденцию сокращения гражданского персонала в связи с передачей функции обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ специализированным сторонним организациям. В соответствии с абзацем 3 ч.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, в структуру Министерства обороны РФ входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Согласно пункту 68 ч.7 указанного Положения Минобороны России осуществляет в качестве органа в области обороны расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ. Согласно пункту 1 Положения о Квартирно-эксплуатационном управлении Северного флота, утвержденного 01.12.2011 заместителем командующего флотом по инженерному обеспечению, расквартированию и обустройству Северного флота, Квартирно-эксплуатационное управление является органом военного управления Северного флота и подчиняется начальнику инженерного обеспечения, расквартирования и обустройства. Руководство КЭУ Северного флота осуществляет начальник квартирно- эксплуатационного управления Северного флота. В соответствии со ст.20 Трудового кодекса РФ начальник КЭУ СФ является работодателем для руководителей подчиненных организаций, входящих в структуру КЭУ Северного флота. КЭУ СФ подчинено, в том числе, и ГУ 1973 Отделение морской инженерной службы (п.11 Положения). Состав и организационная структура ГУ 1973 ОМИС определяется штатным перечнем, штатными расписаниями, утверждаемыми в порядке, установленными Правительством РФ и Министерством обороны РФ, исходя из штатных нормативов для выполнения возложенных на него функций. В состав Учреждения входят, в том числе, и команды обслуживания причалов (также ...), что сторонами в судебном заседании не оспаривалось и нашло свое подтверждение в материалах дела. Приказом Министра обороны РФ от 10.08.2005 № 340 «О порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» с последующими изменениями, определялись порядок и сроки составления, рассмотрения, утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Пункт 4 Приказа № 340 устанавливал, что рассмотрение представленных на утверждение и регистрацию штатных расписаний проводится на гражданский персонал по обслуживанию зданий и сооружений воинских частей и организаций, содержащихся за счет бюджетных ассигнований на оплату труда и численности гражданского персонала, утвержденной квартирно-эксплуатационным органом, - квартирно-эксплуатационными частями районов, морской инженерной службой военно-морских баз и отделениями морской инженерной службы (подпункт «в»). Организационно-штатная структура численности работников устанавливалась двумя формами распорядительных документов: штатами и штатными расписаниями, определяемыми от предоставленных штатных нормативов численности гражданского персонала всех структурных подразделений. Определение порядка проведения организационно-штатных мероприятий в органах военного управления, как и Отделениях МИС, зависит от того, каким исполнительным органом утверждена структура численности гражданского персонала. Организационная структура Управления ГУ 1973 ОМИС утверждена штатом 84/086. Численность структурных подразделений, в том числе, плавучего причала ППР-136 (причал № 16), где работает Сидорцов Е.И. в должности ... на каждый год утверждалась штатными расписаниями по согласованию начальника ГУ 1973 ОМИС и начальника МИС СФ. Истец полагает приказ начальника ГУ 1973 ОМИС № 31 от 07.03.2012 незаконным, поскольку он издан в отсутствие руководящих документов вышестоящих организаций военного управления, что, по его мнению, свидетельствует о нарушении порядка проведения организационно-штатных мероприятий в организациях Министерства обороны РФ. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истцом не представлено доказательств, что проведение сокращение численности структурных подразделений ГУ 1973 ОМИС обусловлено одной из форм организационно-штатных мероприятий, что требует издания организационных и исполнительных директив военного руководства Вооруженных Сил РФ. Как следует из пояснений представителя третьего лица и письменного мнения Филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области, определение порядка проведения организационно-штатных мероприятий в органах управления, как и в отделениях МИС, зависит от того, каким исполнительным органом утверждена структура численности гражданского персонала. Методические основы проведения организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах РФ, утвержденные заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 2001 году, подлежали применению в том случае, если организационно-штатными мероприятиями было бы затронуто Управление Отделения МИС. Согласно указаниям Министра обороны РФ от 30.06.2011 № 205/2/416 дсп в целях выполнения мероприятий по созданию Единого расчетного центра Министерства обороны РФ, упорядочения содержания гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и обеспечения централизации расчетов с личным составом Министр Обороны РФ требовал предусмотреть с 01.09.2011 содержание гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, оплата труда которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, только по штатам соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ; исключив содержание гражданского персонала по штатным расписаниям. Заместителям Министра обороны РФ, главнокомандующим видами Вооруженных Сил РФ, командующим войсками военных округов (флотами), командующим родами войск Вооруженных Сил РФ, руководителям центральных органов военного управления по линии ответственности требовалось обеспечить до 10.07.2011 направление заместителю Министра обороны РФ (М.П. Мокрецову) штатных расписаний, с приложением обоснований необходимости содержащихся в них гражданского персонала в штаты подчиненных соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ; предложений по ликвидации подразделений (отдельных должностей), содержащихся по штатным расписаниям, функции которых переданы сторонним организациям; предложений по отмене штатных расписаний. Заместителю Министра обороны РФ требовалось обеспечить до 15.07.2011 отмену штатных расписаний и ликвидацию подразделений (отдельных должностей), содержащихся по штатным расписаниям, функции которых переданы сторонним организациям. До 20.07.2011 заместителю Министра обороны РФ требовалось установленным порядком представить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты по отмене содержания гражданского персонала Вооруженных сил РФ, оплата труда которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, по штатным расписаниям. На основании Указа Президента РФ от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и принятых Правительством РФ в целях его исполнения распоряжений возложенные на подразделения Отделений морской инженерной службы (в том числе, ГУ 1973 ОМИС) полномочия переданы сторонним организациям. Приказом Министра обороны РФ от 22.08.2011 № 1444 «О признании утратившими силу приказов Министра обороны Российской Федерации» признаны утратившими силу Приказы Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 340 «О порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и 2007 года № 269 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 340». Как следует из письма штаба Северного флота от 05.12.2011, во исполнение указания Министра обороны от 30.06.2011 №205/2/416дсп соответствующие предложения по включению в штаты должностей гражданского персонала, содержащегося по штатным расписаниям, были согласованы с заинтересованными органами военного управления, командирами воинских частей и организаций и представлены в штаб Западного военного округа (исх. № 34/1/1584 от 07.07.2011). Также, в целях соблюдения законности и прав гражданского персонала в соответствии с требованиями ст.180 Трудового кодекса РФ, штабом флота направлены запросы в штаб Западного военного округа, Главное командование Военно-Морского Флота и Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области о порядке дальнейшего содержания вышеперечисленных категорий гражданского персонала и сроках действия ранее зарегистрированных штатных расписаний (исх. 34/1/2372 от 30.09.2011). Как следует из письма Департамента финансового планирования Минобороны России от 13.02.2012 № 182/325, адресованного командующему Северным флотом, результаты анализа обоснованности включения должностей гражданского персонала, содержащегося по штатным расписаниям, в штаты воинских частей и организаций Западного военного округа, в том числе Северного флота, проведенного Департаментом социальных гарантий Минобороны России, направлены для принятия решения в Главное организационно-мобилизационное управление Главного штаба ВС РФ (исх. № 182/2/1/1547 от 29.09.2011, № 182/2/1/100 от 10.02.2012), которое реализует их в установленном порядке. Согласно решению Министра обороны РФ от 24.06.2011 содержание гражданского персонала ВС РФ, оплата труда которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотрено только на штатной основе. В связи с изложенным, оснований для продления срока действия утвержденных и зарегистрированных в 2011 году штатных расписаний не имеется. Одновременно сообщается, что прекращение действия утвержденных и зарегистрированных в 2011 году штатных расписаний относится к компетенции должностного лица, утвердившего эти расписания. При этом издания организационных директив Министра обороны РФ или начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ на проведение организационно-штатных мероприятий не требуется. Кроме того, как указано в телеграмме начальника штаба Западного Военного округа № 5/1/3539/1-2 от 22.03.2012, в соответствии с Указаниями МО РФ от 30.06.2011 № 205/2/416дсп содержание гражданского персонала ВС оплата труда, которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматривается с 01.09.2011 только по штатам соединений, воинских частей и организаций ВС РФ, исключив содержание гражданского персонала по штатным расписаниям. Одновременно с этим, Приказом Министра обороны РФ от 22.08.2011 № 1444 признан утратившим силу Приказ Министра обороны РФ от 2005 года № 340. В соответствии с вышеуказанными приказами и директивами содержание гражданского персонала после истечения срока действия штатных расписаний, утвержденных на 2011 год (31.12.2011) считается необоснованным и приводит к незаконному расходованию бюджетных средств. При этом директив на проведение организационных мероприятий по сокращению должностей гражданского персонала, содержащегося по штатным расписаниям, не требуется, т.к. указанная категория должностей гражданского персонала содержалась по штатным расписаниям, утверждаемым соответствующими начальниками в пределах утвержденных лимитов численности и выделенных ассигнований на оплату труда, и в компетенцию ОМУ штаба округа не входило. Выделение лимита численности на 2012 год Департаментом финансового планирования и ГШ ВС РФ не предусматривалось и не осуществлялось. Указанная телеграмма доведена КЭУ СФ до сведения начальника ГУ 1973 ОМИС 28.03.2012 письмом № 54/СЭО-62. Государственное Учреждение 1973 Отделение морской инженерной службы является бюджетным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета. Разделами 2 и 3 Положения о ГУ 1973 ОМИС предусмотрено, что учреждение возглавляет начальник, действующий от имени учреждения на правах единоначалия, без доверенности представляющий его интересы во всех органах и организациях в пределах предоставленных ему полномочий, заключающий договоры, в пределах своей компетенции издающий приказы и указания, обязательные к исполнению для всех работников Учреждения. Основными задачами ГУ 1973 ОМИС, в том числе, являются составление и представление в в/ч 49354 (МИС СФ) на утверждение и регистрацию штатных расписаний структурных подразделений, а также утверждение и регистрация штатных расписаний квартирно-эксплуатационных служб воинских частей на содержание и обслуживание зданий коммунальных сооружений. Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 № 555 (в ред. от 08.09.2010) «О мерах по реализаций в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» предоставлено право руководителям бюджетных учреждений утверждать штатные расписания на содержание гражданского персонала (с учетом возможности изменения численности и наименования должностей, предусмотренных штатами бюджетных учреждений) исходя из предназначения и выполняемых функций в пределах утвержденной численности и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Как следует из пояснений представителя третьего лица, до настоящего времени каких-либо директив об изменении штата Управления не поступало. Действия штатных расписаний с 01.01.2012 всех структурных подразделений ГУ Отделений морских инженерных служб Северного флота прекращены. Более того, в соответствии с директивой Министра обороны РФ от 30.06.2011 № 205/2/416дсп и в связи с отменой Приказа Министра обороны РФ 2005 года № 340 оснований для содержания гражданского персонала по штатным расписаниями с 01.01.2012 не имеется. Пункт 1 Приложения № 3 к Приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 № 555 устанавливает, что годовой фонд оплаты труда на выплату заработной платы гражданскому персоналу бюджетные учреждения и воинские части определяют по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям. Таким образом, как следует из представленных документов органов военного управления Минобороны России, директив на проведение организационных мероприятий по сокращению должностей гражданского персонала, содержащегося по штатным расписаниям, не требуется, поскольку указанная категория должностей гражданского персонала содержалась по штатным расписаниям, утверждаемым соответствующими начальниками в пределах утвержденных лимитов численности и выделенных ассигнований на оплату труда и руководитель бюджетного учреждения – начальник ГУ 1973 ОМИС ввиду отсутствия утвержденных штатных расписаний структурных подразделений и заложенного годового фонда на оплату труда гражданского персонала этих подразделений вправе самостоятельно принимать соответствующие кадровые решения. Согласно п.3.1 трудового договора, заключенного с Сидорцовым Е.И., работодатель (ГУ 1973 ОМИС) вправе изменять и расторгать трудовой договор с работником в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В соответствии с пунктом 2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата организации. Согласно статье 180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Соблюдая требования положений статьи 180 Трудового кодекса РФ, о предстоящем увольнении 02.05.2012 в связи с сокращением штата Сидорцов Е.И. уведомлен 01.03.2012. Таким образом, факт сокращения гражданского персонала ГУ 1973 ОМИС, содержащегося по штатным расписаниям, в том числе, должности, в которой работал истец, нашел свое подтверждение. К исключительной компетенции работодателя относятся вопрос оформления трудовых отношений, в том числе, расторжения трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что неправомерных действий ответчиком при издании приказа от 07.03.2012 № 31 о расторжении трудового договора с Сидорцовым Е.И. в связи с сокращением численности не допущено, мероприятия проведены в полном соответствии с требованиями закона, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом ст.56 ГПК РФ, по заявленным истцом требованиям. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сидорцова Евгения Ивановича оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Н.В. Брандина Справка: решение не обжаловалось