о признании права на получение государственного жилищного сертификата.



Дело № 2-1026/2012 Мотивированное решение изготовлено 24. 07.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Сажневой Н.Л.

при секретаре Шагаровой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопчук Надежды Филипповны к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице Отдела № 4 г.Североморска о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Прокопчук Н.Ф. обратилась в суд с иском к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице Отдела № 4 г.Североморска о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

В обоснование заявленных требований в иске, а также в судебном заседании указала, что является вдовой бывшего военнослужащего по контракту - ... ФИО1, умершего ***.

14 октября 1986 года, т.е. в период прохождения военной службы, муж с учетом членов семьи был обеспечен жилым помещением по адресу : ---.

После увольнения с военной службы муж не был обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, и в связи со смертью не реализовал свое право, предусмотренное п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.

В связи с тем, что в соответствии с п. 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей, она, будучи вдовой военнослужащего, на которую распространяются социальные льготы и компенсации военнослужащим, в 2010 году обратилась в квартирно-эксплуатационное управление Северного флота с просьбой об обеспечении жилым помещением вне районов Крайнего Севера. Однако, в 2010 году решение об обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства принято не было.

В связи с изменением законодательства и принятием приказа Минобороны РФ от 30 сентября 2010 г. №1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", обеспечение жильём военнослужащих и членов их семей возложено на Департамент жилищных отношений Министерства обороны РФ, представителем которого в г. Североморске является Отдел № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

Исходя из указанных обстоятельств она направила в 2011 году документы в Отдел № 4 ФГУ «ЗРУЖО» для включения её в список граждан на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за счет федерального бюджета. В апреле 2012 года получила уведомление № 08-29/205 от 07 марта 2012 года за подписью начальника отдела № 4 ФГУ «Западрегионжилье» Кулькина О.Ю., согласно которого ей отказано во включении в указанный список.

Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что она является собственником жилого помещения, т.к. в 2006 году приватизировала квартиру, которую получил её супруг во время службы.

С указанным отказом она не согласна, т.к. п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что увольняемые военнослужащие имеют право на выбор места жительства в любом населенном пункте России. Избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является льготным основанием признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

Данное право, которое распространяет свое действие на членов семьи военнослужащих, её супругом не было реализовано по независящим от него причинам.

В 2010 году, в период рассмотрения вопроса о предоставлении ей жилого помещения в районе с более благоприятным климатом, она оформила и представила в числе иных документов в КЭУ Северного флота обязательства о передаче квартиры --- в распоряжение администрации ЗАТО г. Североморск.

Эти же обязательства были представлены и в Отдел № 4 ФГУ «ЗРУЖО» для включения её в списки на получение ГЖС, однако были игнорированы. При этом ответчиком оставлено без внимания, что площадь сдаваемой квартиры в пользу города значительно превышает общую и жилую площадь того жилого помещения, на которое она может претендовать.

Также полагает необоснованной ссылку ответчика на подпункт «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 24 октября 2011 года № 1422 при отказе во включении в списки на получение ГЖС.

Согласно части 2 ст. 11 ГПК РФ, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40), а указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года №9-П).

Таким образом, она, как вдова военнослужащего, при желании изменить постоянное место жительства, имеет право на реализацию своего конституционного права на жилище (ст. 40 Конституции РФ) посредством получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в избранном месте жительства.

В связи с указанным, просила обязать ответчика включить её, как вдову бывшего военнослужащего ... ФИО1 в список граждан на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за счет федерального бюджета.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил мнение по иску в котором указал, что с доводами, приведенными в заявлении, не согласен по следующим основаниям.

На момент увольнения по месту прохождения службы ФИО1 был обеспечен жильем для постоянного проживания по установленным нормам, в базе компьютерного учета нуждающихся в жилье военнослужащих не состоял. Избрал после увольнения с военной службы постоянным местом жительства г. Североморск. Проживал с женой и дочерью в двухкомнатной неслужебной квартире общей площадью 43,00 кв. м.

Порядок жилищного обеспечения военнослужащих в год увольнения ФИО1 с военной службы определял Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с положениями которого обязанности по обеспечению жилыми помещениями в избранном для постоянного проживания после увольнения в запас месте жительства граждан, уволенных с военной службы, были возложены на органы местного самоуправления.

Постановка на учет в органах местного самоуправления и порядок предоставления жилья указанной категории граждан были определены Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года №1054.

В настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года вставших на учет в органах местного самоуправления производится в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 года №342-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 15 «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 г. №342-ФЗ) - жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 год, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 г. №342-Ф3) - обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

-     жилого помещения в собственность бесплатно;

-     жилого помещения по договору социального найма;

-     единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. №342-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями.

Таким образом, вышеизложенные нормы действующего законодательства Российской Федерации, однозначно определяют, что на Министерство обороны РФ (как федеральный орган исполнительной власти) возложены обязанности по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих (членов семей военнослужащих погибших/умерших), уволенных с военной службы (членов семей военнослужащих, погибших/умерших в период прохождения военной службы) после 1 января 2005 года, а полномочия по обеспечению жилыми помещениями уволенных военнослужащих до 1 января 2005 года переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, до 1 января 2005 года обеспечение жилыми помещениями в избранном месте жительства после увольнения с военной службы граждан, проходивших военную службу на Северном флоте, производилось жилищными комиссиями воинских частей в рамках директивы командующего Северным флотом №-27 от 10.07.1998 года.

Прокопчук был включен в список на получение жилья из фонда командующего СФ за учетным номером - 2884.

Данная директива по своей правовой природе не являлась актом федерального органа исполнительной власти и была принята командующим СФ в целях упорядочения распределения жилья, получаемого флотом в средней полосе России, которая являлось дополнительной формой для отселения увольняемых (уволенных) с военной службы военнослужащих.

Приказом командующего Северным флотом №167 от 15.03.2005 года директива № 27 была отменена как не соответствующая действующему законодательству - Жилищному кодексу РФ.

С целью решения жилищного вопроса для граждан принятых в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не вставших на учет в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Президентом Российской Федерации издан Указ от 24 октября 2011 года № 1422 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации». Министерству обороны Российской Федерации» предписано осуществлять учет граждан, проживавших (проживающих) в Архангельской и Мурманской областях, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенных до 1 января 2005 г. с военной службы из воинских частей и организаций Северного флота по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, принятых в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не вставших на учет в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющихся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (членов семей погибших (умерших) после увольнения с военной службы граждан), а также выдачу им государственных жилищных сертификатов.

Данная правовая норма конкретизирует условия предоставления государственного жилищного сертификата для данной категории граждан.

Аналогичная правовая норма предусмотрена в п. 1 Правил предоставления в соответствии с Указом Президента РФ от 24 октября 2011 года 1422 отдельным категориям граждан РФ субсидий для приобретения жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2011 года № 994.

Таким образом, одним из обязательных условий для реализации права на получение государственного жилищного сертификата вышеуказанной категории является отсутствие собственности как у самого кандидата на получение ГЖС, так и у его членов семьи.

Из справки Формы № 9 № 1177 от 26.03.2012г. видно, что жилая площадь по адресу: --- принадлежит Прокопчук Н. Ф. на праве собственности (Свидетельство о гос. регистрации права 51 АБ 114800 от 12.10.2006 г.).

Учитывая вышеизложенное Прокопчук Надежда Филипповна не может быть включена, в список граждан на получение государственного жилищного сертификата даже при условии подписания обязательства о безвозмездной передаче имеющейся у неё в собственности квартиры.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Прокопчук Н.Ф. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Прокопчук Н.Ф. является вдовой бывшего военнослужащего по контракту - ... ФИО1, умершего *** года.

В 1998 году, истица, как вдова военнослужащего, была поставлена на очередь для получения жилья за пределами района Крайнего Севера, из фонда командующего СФ, на основании директивы Д-27 от 10.07.1998г.( учетный номер – 2884)

Поскольку Директива Командующего Северным Флотом № Д-27 утратила силу в связи с принятием Жилищного Кодекса РФ, внесением изменений в ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (л.д. 49), в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Архангельской и Мурманской областях, Президентом РФ издан Указ от 24.10.2011 № 1422 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации».

Согласно имеющейся в материалах дела справки командира в/ч 45655 от 14.03.2012г., Прокопчук Н.Ф., как вдова военнослужащего была включена в списки, переданные в КЭУ 07.12.2010г. для обеспечения в дальнейшем жильём по избранному месту жительства.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455, Инструкцией Министра обороны РФ от 04.06.2010 № 205/2/373 полномочиями по реализации государственных программ жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в настоящее время обладает Департамент жилищного обеспечения МО РФ в лице Североморского отдела ФГУ «Западрегионжилье».

Судом также установлено, что истица, с целью реализации своих жилищных прав, обратилась в установленном порядке к ответчику с заявлением о желании получить ГЖС в рамках Указа Президента РФ от 24.10.2011 № 1422 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации», который был принят фактически для обеспечения жильём граждан уволенных и военной службы до 01.01.2005 года и состоящих на учете на получение жилья на основании Директивы командующего СФ Д-27 от 10.07.1998г.

Решением ФГУ «ЗРУЖО» Отдел № 4 г.Североморска от 07.03.2012 года Прокопчук отказано во включении в список граждан, имеющих право и изъявивших желание на получение государственного жилищного сертификата, так как из представленных истицей документов установлено, что квартира в которой она проживает, находится с 2006 года в её собственности по договору приватизации.

Разрешая данный спор суд исходит из следующего.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями, исходя из положений ст.15 указанного Федерального закона, осуществляется, в том числе, в форме предоставления отдельным категориям граждан в случаях, соответствующих установленным законодательством условиям, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «а» п.1 Указа Президента РФ от 24.10.2011 № 1422 "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации" право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое государственным жилищным сертификатом, имеют граждане Российской Федерации, проживавшие (проживающие) в Архангельской и Мурманской областях, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенные до 1 января 2005 года с военной службы из воинских частей и организаций Северного флота по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, принятые в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не вставшие на учет в муниципальных образованиях по постоянному месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Аналогичная правовая норма предусмотрена в п.1 Правил предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 1433 отдельным категориям граждан Российской Федерации субсидий для приобретения жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 994 «О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации».

Таким образом, право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемое ГЖС, имеют граждане, отвечающие критериям, установленным в вышеназванном Указе.

Доводы истца о том, что Указ Президента РФ от 24.10.2011г. противоречит ФЗ «О статусе военнослужащих, суд полагает несостоятельными, т.к. Указ принят не в рамках реализации ФЗ «О статусе военнослужащих», а в целях социальной защиты отдельной категории граждан из числа уволенных с военной службы до 1.01.2005 года, проживающих в Архангельской и Мурманской областях.

Таким образом, оценив в совокупности обстоятельства спора и имеющиеся доказательства, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокопчук Надежде Филипповне в удовлетворении иска к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице Отдела № 4 г.Североморска о признании права на получение государственного жилищного сертификата – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Н.Л. Сажнева

СПРАВКА: решение не обжаловалось.