Мотивированное решение изготовлено 30.07.2012 Дело № 2-1048/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 июля 2012 года Североморский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Сажневой Н.Л. при секретаре Козиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попкова Валерия Платоновича к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (в лице Отдела № 4 г.Североморск) о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, УСТАНОВИЛ: Попков В.П., действуя через своего представителя Михельсон-Рудову В.Ю., обратился в суд с иском к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (в лице Отдела № 4 г.Североморск) о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. В обоснование заявленных требований в иске указал, что проходил военную службу в в/ч 21817 в г.Оленегорске-8 на должности ..., уволен из Вооруженных Сил РФ 30.05.1995 приказом командующего ВВС Краснознаменного Северного флота назначения № 080-ПМ по ст.48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира в/части от 03.07.1995 № 119 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 03.07.1995. На день увольнения в запас выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 00 мес. 23 дня, в льготном – 30 лет 07 мес. 05 дней. На основании ордера, выданного ОМИС, ему было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: --- в котором проживает до настоящего времени. На день увольнения из ВС РФ жильем обеспечен не был. С 14.02.1995 по 27.02.2003 состоял на квартирном учете в управлении по учету и распределения жилья в г.Курске на очереди граждан, уволенных с военной службы. В связи с возникшими проволочками в получении жилья в апреле 2002 года обратился с рапортом на имя командира в/ч 26801 на включение в состав участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты Постановления Правительства РФ от 20.01.1998 № 71 по пункту 3, а именно в заявлении просил включить в состав кандидатов на участие в президентской программе и выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в Курской области. На основании данного рапорта жилищной комиссией в/ч 26801 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимые документы были направлены в 1967 ОМИС, которым были сформированы списки кандидатов на получение ГЖС по гарнизону Оленегорск-8. Таким образом, с 2002 года он является участником государственной программы. По состоянию на 29.01.2004 также состоял в сводных списках, что подтверждается копией такого списка, приложенного к иску. В последующем указанные списки ежегодно обновлялись. В 2010 году получил информацию о том, что документы на получение ГЖС в отношении него направлены в КЭУ СФ г.Североморска. В 2011 году был вызван к начальнику военного гарнизона, где ему сообщили, что пришли документы из ФГУ «ЗРУЖО» г.Североморска, их необходимо обновить для получения ГЖС. Необходимые документы были собраны, составлено новое заявление от 21.03.2011, все документы были направлены ответчику. Однако до настоящего времени никаких письменных ответов в его адрес не поступало, сертификат так и не выдан. Согласно действующему законодательству проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче ГЖС независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы. Город Оленегорск-8, где он проживает, в 2000 году был включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, в 2003 году исключался из указанного перечня, а в 2005 году снова включен в такой перечень. Полагая, что действиями ответчика нарушено его право на обеспечение жилым помещением, просил признать право на обеспечение жилым помещением путем выдачи жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета по линии Минобороны РФ, обязать ответчика выдать государственный жилищный сертификат для обеспечения жилым помещением в г.Петрозаводске Республики Карелия с учетом членов его семьи. В судебном заседании Михельсон-Рудова В.Ю., представляющая интересы истца в его отсутствие, исковые требования поддержала, обосновала по доводам, приведенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно указала, что в г.Курске истец снялся с учета на получение жилья, поскольку изменились обстоятельства и он хотел получить ГЖС по переселению из военного городка. Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил письменное мнение по иску, в котором указал, что Попков В.П. с 2002 года состоял в списках на получение ГЖС по категории «граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков». Город Оленегорск-8 исключен из состава закрытых военных городков Минобороны РФ распоряжением Правительства РФ от 21.03.2003 № 365-р и в настоящее время к категории закрытых военных городков не относится. Оснований для обеспечения ГЖС в соответствии с Указом Президента РФ от 24.10.ю2011 № 1422 у истца не имеется. Порядок жилищного обеспечения военнослужащих в год увольнения Попкова В.П. с военной службы определял Федеральный закон от 22.01.1993 «О статусе военнослужащих», согласно которому обязанности по обеспечению жилыми помещениями в избранном для постоянного проживания после увольнения в запас месте жительства граждан, уволенных с военной службы, были возложены на органы местного самоуправления. При этом реализации указанного права носила заявительный характер. С 14.02.1995 по 27.02.2003 Попков В.П. состоял на квартирном учете в управлении по учету и распределению жилья города Курска на очереди граждан, уволенных с военной службы. В настоящее время обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005 вставших на учет в органах местного самоуправления, производится в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». На Минобороны РФ, как федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством возожжены обязанности по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих (членов семей военнослужащих погибших/умерших), уволенных с военной службы (членов семей военнослужащих погибших/умерших в период прохождения военной службы) после 01.01.2005, а полномочия по обеспечению жилыми помещениями уволенных военнослужащих до 01.01.2005 преданы органам государственной власти субъектов РФ. В связи с изложенным оснований для оформления Попкову В.П. ГЖС по линии Минобороны России отсутствуют. Решение жилищного вопроса истца возможно на общих основаниях в соответствии с Жилищным кодексом РФ и иными действующими нормативными актами РФ через органы местного самоуправления. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствие с подпунктом «б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (в настоящее время 2010-2015 годы), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 право на участие в подпрограмме и, соответственно, получение государственных жилищных сертификатов имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). При этом участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 данных Правил, и изъявившие такое желание (п.6 Правил). Из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «д» и «ж» пункта 5 Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан, не имеющими жилых помещений, является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Как установлено в судебном заседании, Попков В.П. проходил военную службу в рядах ВС РФ, уволен с военной службы с зачислением в запас по ст.48 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), исключен из списков личного состава в/ч 21817 согласно приказу командующего ВВС Краснознаменного Северного флота от 30.05.1995, приказу командира в/ч 21817 от 03.07.1995. Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 00 мес. 23 дня, общая – 30 лет 07 мес. 05 дней, что подтверждается также справкой Военного комиссариата Мурманской области от 25.02.2009. На день увольнения в запас жильём для постоянного проживания обеспечен не был. Как следует из копии справки Управления по учету и распределению жилья г.Курска Попков В.П. с 14.02.1995 по 27.02.2003 состоял на квартирном учете в Управлении по учету и распределению жилья г.Курска на очереди граждан, уволенных с военной службы. В соответствии с постановлением администрации г.Курска от 27.02.2003 № 311 исключен из списка очередников согласно личному заявлению. Жилой площадью не обеспечивался, государственный жилищный сертификат не получал. Избрав способом приобретения жилого помещения после увольнения с военной службы получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья как лицо, подлежащее переселению из закрытого военного городка, Попков В.П. в апреле 2002 году обратился с рапортом на имя командира в/ч 26801 на включение его в состав кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и решением жилищной комиссии в/ч 26801 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки кандидатов на получение ГЖС, сформированные 1967 ОМИС. В дальнейшем ежегодно предоставлял документы, подтверждающие его право состоять в списках кандидатов на получение ГЖС. С 2010 году документы на получение ГЖС находились в КЖУ СФ (г.Североморск). Как следует из доводов истца и подтверждается материалами дела, 21.03.2011 им вновь было направлено заявление о получении ГЖС и представлены необходимые документы в Отдел № 4 ФГУ «ЗРУЖО». Однако до настоящего времени какого-либо решения, ответа на свое заявление от ответчика не поступило, сертификат выдан не был. В связи с изложенным истец просил, признав за ним право на обеспечение жилым помещением путем выдачи жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета по линии Минобороны РФ, обязать ответчика выдать ГЖС для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства с учетом членов семьи. Ответчик, полагая заявленные исковые требования необоснованными, указал, что право быть обеспеченным государственным жилищным сертификатом по линии Минобороны РФ у Попкова В.П. отсутствует, поскольку в настоящее время г.Оленегорск-8, имеющий жилищный фонд, к категории закрытых военных городков не относится. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, на Минобороны РФ возложены обязанности по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, уволенных с военной службы после 01.01.2005, а полномочия по обеспечению жилыми помещениями уволенных военнослужащих до 01.01.2005 переданы органам государственной власти субъектов РФ. Суд полагает, что указанные доводы не имеют правового значения при рассмотрении данного дела. Проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. То обстоятельство, что в 2003 году распоряжением Правительства РФ от 21.03.2003 № 365-р Оленегорск-8 (военный городок № 5) исключен из Перечня закрытых военных городков, не является основанием для отказа в удовлетворении требований истца, т.к. он был признан нуждающимся и включен в списки кандидатов на получение ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в 2002 году, т.е. до выхода указанного распоряжения. Кроме того, согласно п.18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов выдачу сертификатов осуществляют: а) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти). На основании Директивы штаба Западного военного округа от 04.03.2011 № 5/1/42, жилищный отдел КЭУ СФ расформирован, в настоящее время все вопросы, касающиеся обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы жилыми помещениями, в том числе посредством реализации ГЖС, находится в компетенции Департамента жилищного обеспечения МО РФ и его структурных подразделениях, в частности Североморского отдела № 4 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Таким образом, полагая основания к отказу истцу в получении ГЖС, приведенные ответчиком, необоснованными, суд удовлетворяет исковые требования Попкова В.П. в полном объеме. Суд рассматривает данный спор на основании представленных сторонами доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Попкова Валерия Платоновича удовлетворить. Признать за Попковым Валерием Платоновичем право на обеспечение жилым помещением путем выдачи государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета по линии Министерства обороны РФ. Обязать ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице Отдела № 4 г.Североморск включить Попкова Валерия Платоновича в списки лиц, уволенных с военной службы, подлежащих обеспечению жилым помещением по избранному месту жительства путем выдачи государственного жилищного сертификата. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Н.Л. Сажнева СПРАВКА: решение не обжаловалось.