о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.



Дело № 2-1343/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Брандиной Н.В.

При секретаре Новоселовой А.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Североморска в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 48 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

Установил:

Прокурор г.Североморска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 48 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование заявленных требований и в судебном заседании представитель прокуратуры Пожидаев А.В. указал, что прокуратурой г.Североморска проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлены нарушения в деятельности ответчика.

Так, установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, нарушает положения законодательства об охране окружающей среды, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон), в частности положения ст.3, 34 Закона.

Также пояснил, что в силу п.1 ст.16 Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 г. «Об установлении сроков уплаты платы на негативное воздействие на окружающую среду», подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В свою очередь, отчетным периодом признается календарный квартал.

Как установлено в ходе проведенной проверки, ответчиком по состоянию на 30.07.2012 года не произведены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2012 года в размере 1828 руб. 33 коп., тогда как установленный законодательством срок уплаты – не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, т.е. 20.07.2012 года.

Привел довод о том, что осуществление предприятием производственной деятельности без внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы, выбросы, размещение отходов) является нарушением экологических требований.

В связи с тем, что ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» не исполнило требования законодательства, выразившееся в невнесении платежей за негативное воздействие на окружающую среду, просил взыскать с ответчика соответствующую плату в размере 1828 руб. 33 коп.

Представитель ответчика – ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» Сухоцкая Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что в установленный законом срок платежи за негативное воздействие на окружающую среду не были внесены в связи с отсутствием денежных средств для оплаты, представила соответствующие документы (отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03491243570 на 21.08.2012 года, запросы в вышестоящую инстанцию (ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России»), из которых следует, что ответчик запрашивал средства для оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 квартал 2012 года). В целом исковые требования признала.

Третье лицо – Управление Росприроднадзора по Мурманской области, надлежаще извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителя не направило, мнение не представило.

Заслушав представителей прокуратуры и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как установлено судом, по результатам проведенной прокуратурой проверки природоохранного законодательства установлены нарушения в деятельности ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России», в частности установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ответчиком нарушаются положения законодательства об окружающей среде, а также установлено, что по состоянию на 31.07.2012 года не произведены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2012 года в размере 1828 руб. 33 коп.

В силу ст.9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст.42, ст.58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относится к природным богатствам.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условия жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.34 Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу п.1 ст.16 Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 г. «Об установлении сроков уплаты платы на негативное воздействие на окружающую среду», подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В свою очередь, отчетным периодом признается календарный квартал.

Как установлено в ходе проведенной проверки, ответчиком по состоянию на 30.07.2012 года не произведены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2012 года в размере 1828 руб. 33 коп., тогда как установленный законодательством срок уплаты – не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, т.е. 20.07.2012 года.

Осуществление предприятием производственной деятельности без внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы, выбросы, размещение отходов) является нарушением экологических требований.

В связи с тем, что ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» не исполнило требования законодательства, выразившееся в невнесении платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что не оспаривается представителем ответчика, суд взыскивает с ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» соответствующую плату в размере 1828 руб. 33 коп.

С учетом вышеизложенного, суд удовлетворяет исковое заявление прокурора в полном объеме.

Настоящий спор суд рассматривает в пределах заявленных истцом требований, на основании представленных сторонами доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Североморска в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 48 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (---) в пользу Управления Росприроднадзора по Мурманской области плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1828 руб. 33 коп.

Наименование получателя платежа: УФК по Мурманской области (Управление Росприроднадзора по Мурманской области, л/сч 04491780380), ИНН 5190129538, КПП 519001001, Код ОКАТО 47401000000, номер счета получателя платежа (р/счет) 40101810000000010005. Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г.Мурманск БИК 044705001, КБК 04811625050016000140.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Н.В. Брандина

СПРАВКА: решение не обжаловалось.