Мотивированное решение изготовлено 09.03.2011 годаДело № 2-375/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2011 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Роговой Т.В.,
При секретаре Буйной А.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в г.Североморске,
УСТАНОВИЛ:
Ушаков Д.А., действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС России по Мурманской области в г.Североморске, связанных с отказом в регистрации заявителя при войсковой части 63946 – по месту прохождения военной службы.
В обоснование заявления указал, что ФИО1 проходит ходит службу по контракту в в/ч 63946 г.Североморск. Ранее при прохождении службы г.Североморске был зарегистрирован и проживал на основании договора социального найма в квартире по адресу: ..., с супругой и дочерью. После расторжения брака и невозможностью изменения договора найма снялся с регистрационного учета на ... – к матери, откуда также снялся с регистрационного учета 30.07.2010 года.
В связи с переводом к новому месту службы в в/ч 63946, прибыл 14.10.2010 года в указанную часть, собрал необходимые документы и через командование в/ч 63946 обратился в Межрайонный отдел управления Федеральной Миграционной службы по Мурманской области в г.Североморске с заявлением о регистрации его при в /ч 63946.
На указанное заявление 27.12.2010 получен ответ за подписью начальника Межрайонной отдела УФМС об отказе в совершении регистрационных действий со ссылкой на положения п. 70 Административного регламента, (введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208), в который внесены изменения, согласно которых при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме №12П (приложение №12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Войсковая часть 63946, где он проходит службу, не имеет в своем адресе улицы и номеров домов.
Полагает, что возврат документов, является фактическим отказом в регистрации ФИО1 по месту жительства при в/ч 63946 и противоречит Закону РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, право места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которых военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Просил признать незаконным действия миграционной службы, обязать УФМС России по Мурманской области в г.Североморске зарегистрировать ФИО1 по месту жительства по адресу в/ч 63946.
В судебном заседании заявитель и его представитель Ушаков Д.А. заявление уточнили и пояснили, что фактически оспаривают действия межрайонного отдела УФМС по Мурманской области в г.Североморске, который просят произвести регистрационные действия.
Также, ФИО1 в судебном заседании пояснил, что проходит военную службу в г.Североморске с 2002 года в различных войсковых частях. В настоящее время является <данные> в/ч 53039, подчиненной в/ч 63946 (при которой в случае необходимости осуществляется регистрация по месту жительства).
В период с 2003 года по 2004 год имел регистрацию при в/ч 63946. Затем, в 2004 году получил от в/ч 63946 служебную квартиру по адресу: ... (на состав семьи из ... человек), которая до настоящего времени сохраняет статус служебного жилья.
В сентябре Дата года он расторгнул брак и выехал из указанной квартиры в связи с <данные>, жил у матери, потом снимал жилье. Супруга при этом не вносила квартирную плату, образовался долг и в последствии на основании решения суда задолженность была взыскана с него и супруги, хотя в квартире он не проживал. Он подал документы для получения другого служебного жилья, в чем ему отказывают до тех пор пока не сдаст ранее предоставленную служебную квартиру. Однако, бывшая супруга из квартиры выезжать отказалась. В связи с чем, он снялся с регистрационного учета, зарегистрировался у матери, а потом снялся с учета с целью зарегистрироваться по месту жительства при в/ч 63946, чтобы решить вопрос о получении другого служебного жилья в г.Североморске.
Указал, что отсутствие регистрации по месту жительства лишает возможности реализовать свои права и свободы – на въезд в ЗАТО г.Североморск, на реализацию избирательных прав и иных, связанных с наличием регистрации. В служебной квартире не желает регистрироваться, так как не может проживать в ней совместно с бывшей супругой, кроме того, регистрация повлечет начисление коммунальных платежей (хотя квартирой он пользоваться не будет).
Просил признать незаконными действия миграционной службы, обязать Межрайонный отдел УФМС России по Мурманской области в г.Североморске зарегистрировать его по адресу: ....
Представитель заявителя Ушаков Д.А. дополнительно указал, что вопрос о наличии у Игнатьевского А.С. служебного жилья в г.Североморске не подлежит оценке и выходит за рамки предмета судебного разбирательства. Кроме того, регистрация граждан по месту жительства носит уведомительный характер, а право военнослужащего быть зарегистрированным по месту прохождения службы установлено законом, если у него не имеется иного жилья.
Считает, что заявитель в связи со снятием с регистрационного учета из ранее предоставленной служебной квартиры имеет право быть зарегистрированным при в/ч 63946. Ранее, до принятия Административного регламента ФМС РФ, подобные ситуации проблем не вызывали. Просил заявление удовлетворить.
Заинтересованное лицо – ФИО2 - в письменном мнении на заявление (л.д. 42-43) указал, что действия должностных лиц отдела соответствовали требованиям закона – п. 3 ст. 5 ФЗ РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 3 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», п. 23 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ…», а также п. 70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ», а именно – военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
Адрес места жительства определяет норма п.п. 2 п. 2 ст. 4 ФКЗ от 28.06.2004 года «О референдуме в Российской Федерации», как адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
В силу п. 70 вышеназванного регламента при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
При поступлении материалов на регистрацию, оформленных в установленном порядке, регистрация будет произведена.
В судебном заседании представитель Межрайонного отдела УФМС по Мурманской области Суфиярова Л.В., с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, возражала против удовлетворения заявления, полагала, что права заявителя на свободу передвижения и выбор места жительства не нарушены. ФИО1 может быть зарегистрирован по месту нахождения предоставленного ему служебного жилья, поскольку утратившим право пользования квартирой его никто не признал.
Заявителю отказано в регистрации, в первую очередь, в связи с отсутствием в адресе в/ч 63946 улицы и номера дома – на основании поданных документов. Однако, документов о том, что ранее ФИО1 был обеспечен служебным жилым помещением, заявитель в Межрайонный отдел не представлял.
В ином случае, при наличии в адресе в/ч 63946 улицы и номера дома, миграционная служба в обязательном порядка стала бы проверять законность его регистрации по месту прохождения военной службы, так как законодательством предусмотрена регистрации при войсковых частях лишь до получения жилья. В подобных случаях всегда проводится соответствующая проверка, в том числе, через ФИО6. Если бы адрес в/ч 63946 соответствовал требованиям Административного регламента ФМС РФ, то ФИО1 безусловно было бы отказано в регистрации ввиду отсутствия правовых оснований.
В целом просила в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо - ФИО3 в письменном мнении на заявление (л.д. 33-38) привело доводы, в целом аналогичные изложенным в отзыве Межрайонного отдела по г.Североморску, и дополнительно указало, что Минобороны РФ даны соответствующие указания руководителям органов военного управления (письмо от 21.12.2009 года) о порядке регистрации военнослужащих по адресам воинских частей, в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных актов. Директивы и указания Министерства Обороны РФ обязательны для исполнения (п. 3 Указа Президента РФ от 27.07.1998 года № 901).
Руководству воинских частей, совместно с органами местного самоуправления, необходимо произвести регистрацию места нахождения восковой части, что не исполнено. В связи с чем, полагает, что органы миграционного учета ответственность нести не могут за бездействие органов военного управления.
Также полагает, что отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не влияет на получение льгот, социальных выплат и т.п. для военнослужащих и членов их семей (с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998 года № 4-П).
Кроме того, в случае отсутствия жилых помещений для обеспечения военнослужащих по установленным нормам, воинские части арендуют жилые помещения для военнослужащих.
Привело также иные доводы и возражения и в целом просит в удовлетворении заявления отказать.
ФИО4, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена.
Заинтересованное лицо - ФИО5 - заявлением от 03.03.2011 года поддержало заявление ФИО1 и просит удовлетворить.
Представитель ФИО5 Николаев Д.А. в судебном заседании поддержал позицию командира части и указал, что командованию части известно обо всех указанных ФИО1 обстоятельствах его дела, возражений против его требований не имеется. Пояснил, что при в/ч 63946 не имеется жилищно-бытовой комиссии, которая решает вопросы о постановке в очередь на получения жилья. При регистрации заявителя при в/ч 63946 права в/части не будут нарушены, как и интересы Министерства Обороны РФ.
Лосева О.В., представляющая интересы ФИО6, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании поддержала позицию представителя миграционной службы Суфияровой Л.В. Полагала заявление ФИО1 не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как в силу п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» регистрация военнослужащих по месту прохождения службы производится только до получения ими жилья. Заявитель до настоящего времени является нанимателем служебного жилого помещения и в таких случаях, как правило, командиры воинских частей отказывают в регистрации.
До настоящего времени (несмотря на принятие Приказа Минобороны № 1280) – до формирования нового порядка, сохраняется прежний порядок принятия на учет, обеспечения служебным жильем в муниципальном фонде через жилищно-бытовые комиссии воинских частей, а потом документы утверждаются соответствующими ОМИСами (иными уполномоченными органами военного управления).
Для разрешения жилищной проблемы заявителя, поскольку его бывшая супруга и ребенок были вселены в служебную квартиру до введение в действие Жилищного Кодекса РФ, с учетом положений ст. 108 ЖК РСФСР, ФИО1 должен обратиться через войсковую часть, ФИО6 с ходатайством на имя Командующего СФ о предоставлении его бывшей супруге и ребенку иного жилья по установленным нормам.
Просила в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Номер, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО1 проходит военную службы по контракту в в/ч 53039 <данные> с 14.10.2010 года. Указанная войсковая часть находится в подчинении в/ч 63946.
В период с 12.06.2003 года по 15.07.2004 года заявитель имел регистрацию при в/ч 63946. В связи с получением согласно служебному ордеру № 196 от 14.09.2004 года жилья (на семью из трех человек), имел регистрацию по месту предоставления служебной квартиры – .... После расторжения брака с супругой, добровольно снялся с регистрационного учета и был зарегистрирован с 08.06.2010 года по месту проживания по адресу: .... Изложенное подтверждается, помимо пояснений ФИО1, копией его паспорта, копией служебного ордера, копией свидетельства о расторжении брака (л.д. 12 -14, 46-47).
После снятия 30.07.2010 года с регистрационного учета по адресу: ..., в связи с неделимостью лицевого счета на квартиру по решению суда, 15.12.2010 года через командование в/ч 63946, ФИО1 обратился в Межрайонный отдел УФМС по Мурманской области с заявлением о регистрации по месту жительства при в/ч 63946 в г.Североморске, представив необходимые для этого документы (л.д. 19-22, 26).
Письмом от 17.12.2010 года за подписью начальника Межрайонного отдела УФМС документы были возвращены, со ссылкой на необходимость указать адрес местонахождения воинской части, что предусмотрено п.70 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364 – (л.д. 24-25)).
Таким образом, фактически орган миграционного учета отказал заявителю в регистрации по месту жительства при в/ч 63946, так как воинская часть не имеет почтового адреса (улицы и номера дома).
Однако, в судебном заседании, с учетом установленных по делу обстоятельств, представитель органа миграционного учета полагал, что ФИО1 в целом не имеет права на регистрацию при войсковой части по месту прохождения службы, о чем ранее Межрайонному отделу УФМС по Мурманской области в г.Североморске известно не было.
В связи с тем, что спор перенесен на рассмотрение в суд, а позиция органа, действия которого обжалуются, уточнена, то при разрешении заявления ФИО1 суд оценивает действия органа миграционной службы на предмет их соответствия требованиям закона независимо от мотивов отказа в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий – в соответствии с требованиями главы 25 ГПК РФ.
Заявитель, его представитель полагают отказ Межрайонного отдела УФМС по Мурманской области в г.Североморске в совершении регистрационных действий не законным и не обоснованным, противоречащим требованиям Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ФЗ «О статусе военнослужащих», а также исходя из уведомительного характера процедуры регистрации.
Однако суд полагает их позицию ошибочной по следующим основаниям.
Согласно Закону РФ № 1541-1 от 25 июня 1993 г «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации, при этом регистрация носит заявительный характер.
Частью 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционные права граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 1 ГК РФ.
Право военнослужащего и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Вместе с тем, пунктом 3 статьи 15 такое право гарантировано лишь до получения жилых помещений.
Аналогичное положение содержится и в пункте 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.
Судом установлено, что ФИО1 в 2004 году – как военнослужащий – по месту прохождения военной службы в г.Североморске обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам.
При этом, согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Таким образом, при наличии в адресе в/ч 63946 улицы и номера дома, факт наличия служебного жилья по месту прохождения военной службы является основанием, препятствующим в регистрации заявителя при в/ч 63946.
Несмотря на то обстоятельство, что ФИО1 добровольно снялся с регистрационного учета из служебной квартиры, однако, в силу положений Жилищного Кодекса РФ и, учитывая уведомительный характер регистрации, утратившим право пользования указанным жилым помещением он не является, поскольку связь с Министерством Обороны РФ не утратил. Кроме того, в установленном порядке квартиру по адресу: ... – не сдал.
Следовательно, ФИО1 в целях защиты своих прав имеет возможность как зарегистрироваться по месту жительства в служебной квартире, так и проживать в ней.
Согласно п. 2 Административного регламента, введенного в действие приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 № 208 (в редакции приказа ФМС от 23.12.2009 г. № 364) предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Указом Президента РФ от 19.07.2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства…».
Кроме того, в соответствии с п. 3 названного Административного регламента, ФМС России и ее территориальные органы при предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации также руководствуются Жилищным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих» и проч.
На основании вышеизложенного, при установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что орган миграционного учета действовал в пределах предоставленных полномочий, отказ в регистрации ФИО1 по месту прохождения военной службы соответствует требованиям закона и не нарушает права и свободы гражданина.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявления за необоснованностью.
Иные доводы заявителя и его представителя на существо принимаемого решения не влияют.
Руководствуясь ст.ст. 254-257, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении заявления об оспаривании действий Межрайонного отдела в г.Североморске Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Т.В.Роговая
Справка: по состоянию на 14.03.2011 года решение не вступило в законную силу