о понуждении к совершению определенных действий



Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2011 года

Дело № 2-313/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2011 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Койпиш В.В.

При секретаре Логиновой М.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску и.о. прокурора г.Североморска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г.Североморск, Управлению образования администрации ЗАТО г.Североморск, Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №12 о возложении обязанностей по совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г.Североморска обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г.Североморск, Управлению образования администрации ЗАТО г.Североморск, Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа (далее по тексту - МОУСОШ №12) о возложении обязанностей по совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с ч.7 ст. 14 Федерального закона «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В силу ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку
по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования, образовательных учреждениях начального

профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

На основании пунктов 2, 3, 4, 5, 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31
декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан
Российской Федерации к военной службе» Приказом от 24.02.2010 года
Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования
и науки Российской Федерации № 134 утверждена Инструкция об организации
обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по
основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

Согласно пунктам 13 и 14 указанной Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Кроме того, в соответствии с п.11 Инструкции руководители образовательных учреждений обязаны, в том числе, обеспечивать материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Согласно п. 4 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно пункту 9 Инструкции, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Согласно пунктам 2.5, 3.1 Положения об Управлении образования ЗАТО г.Североморск, утвержденного постановлением администрации ЗАТО г.Североморск № 288 от 26.05.1998 года, Управление осуществляет финансирование образовательных учреждений из средств местного бюджета в соответствии с утвержденной сметой; осуществляет контроль за исполнением образовательным учреждением законодательства РФ, нормативных, правовых актов, Устава и условий лицензии, а также за ее образовательной и финансово-хозяйственной деятельностью.

Положения ст.ст. 11, 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривают обязательную подготовку гражданина к военной службе, в том числе, в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального среднего профессионального образования и учебных пунктах организаций. В образовательных учреждениях должна создаваться и постоянно совершенствоваться учебно-материальная база в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ.

В нарушение вышеназванных норм закона, в МОУСОШ № 12 г.Североморска отсутствует спортивный городок и элементы полосы препятствий. По фактам нарушений закона в 2010 году в Администрацию ЗАТО г. Североморск прокуратурой города вносилось представление об устранении нарушений Федерального закона «Об образовании» и законодательства о воинской обязанности и военной службе, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Отсутствие вышеуказанных элементов полосы препятствий в МОУ свидетельствует о ненадлежащей организации учебно-материальной базы и не обеспечивает право учащихся на получение необходимого уровня подготовки к военной службе, отнесенной Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» к обязательной подготовке гражданина к военной службе.

Просит обязать Управление образования Администрации ЗАТО г.Североморск внести в титул капитального ремонта на 2011 год работы по установке спортивного городка с элементами полосы препятствий на территории МОУ средняя общеобразовательная школа №12 г. Североморска в срок до 01.09.2011 года, возложить на Администрацию ЗАТО г. Североморск обязанность по обеспечению финансирования Управления образования администрации ЗАТО г.Североморск, обязать МОУСОШ №12 в срок до 01.09.2011 года установить спортивный городок с элементами полосы препятствий.

В судебное заседание от 03 марта 2011 года и.о. прокурора представлено заявление об изменении исковых требований, в котором и.о. прокурора просит суд возложить на Управление образования администрации ЗАТО г.Североморск организовать в срок до 01 сентября 2011 года работы по установке в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 12 спортивного городка с элементами полосы препятствий, обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 в срок до 01 сентября 2011 года установить спортивный городок с элементами полосы препятствий.

В судебном заседании помощник прокурора Мелехин А.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Управления образования администрации ЗАТО г.Североморска Михалева И.М. в судебном заседании с заявленным иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве по иску, в которых указала, что организовать выполнение работ не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования в смете расходов учреждения на текущий год. Фактическая потребность на проведение ремонтных работ во всех школах г.Североморска на 2011 год составляет 228181500 руб., утверждено по этой статье расходов 11076000 руб. (это на 15 образовательных учреждений). Из них МОУСОШ №12 выделены 1400000 на устройство ограждения территории. Кроме того, выраженное в устной форме требование прокурора вкопать 4 шины и два турника поплагала некорректным и необоснованным в связи с тем, что истец не предоставил требований (закрепленных законодательно) к сооружению, которое требует установить. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2000 года № 631 введены «Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации», в которых дается описание полос препятствий и требования к ним. Изучив, данный документ ответчик приходит к выводу о невозможности установки такого сооружения для образовательных учреждений. Ответственность за жизнь и здоровье учащихся, пока они находятся на территории школы, лежит на образовательном учреждении. Установка несанкционированных конструкций может привести к трагическим последствиям. Материально-техническая база школы организована надлежащим образом, права учащихся на получение необходимого уровня подготовки реализуются в полном объеме и в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Вопросы по основам технической и прикладной физической подготовки не включены в образовательный минимум содержания предмета ОБЖ на базовом уровне, следовательно, необходимости в установке спортивного городка с элементами полосы препятствий нет. В связи с приведенными обстоятельствами требования истца полагала необоснованными и просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12 Вареница Т.П. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве по иску. В обоснование возражений пояснила, что рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена и выполняется в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р), который одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21/12, утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); «Примерными программами среднего полного общего образования» (разработанными и утвержденными Министерством образования и Науки Российской Федерации (Письмо от 7 июля 2005 года N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»), Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»), методическим письмом Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

Материально-техническая база школы соответствует разработанным Министерством образования и Науки Российской Федерации «Требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования», которые не предусматривают обязательного наличия спортивного городка с элементами полосы препятствий. Кроме того, в 2009 году школа получила лицензию и в 2010 году прошла процедуру государственной аккредитации, в ходе которой было проверено выполнение лицензионных требований. Замечаний к материально-техническому обеспечению и выполнению образовательных программ выявлено не было. Кроме того, в соответствии с пунктом 14 «Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» в школе создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по основам безопасности жизнедеятельности. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения; электронный стрелковый тренажер. Подготовка по основам военной службы выполняется во время 5-дневных учебных сборов на базе воинской части. Обучающиеся школы - неоднократные победители и призеры спортивных соревнований, соревнований допризывной молодежи разных уровней, ежегодных городских соревнований «Школа безопасности».

В Санитарно-эпидемиологических правилах 2.4.2.1178-02, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 25 ноября 2002 г., введенных в действие 1 сентября 2003 г. указано: озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% площади его территории (п. 2.2.4), в на земельном участке выделяются следующие зоны: учебно - опытная, физкультурно - спортивная, отдыха, хозяйственная; в пункте 2.2.7. «Физкультурно - спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений (п.2.2.5), не следует располагать физкультурно – спортивную зону со стороны окон учебных помещений, поскольку спортивно - игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся. Полагала, что строительство спортивного городка с элементами полосы препятствий в оответствии СаНПиН 2.4.2.1178-02 невозможно в связи с отсутствием территории. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Администрации ЗАТО г.Североморск Инзарцев Н.А. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы представителя Управления образования ЗАТО г.Североморск.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В силу статьи 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

Согласно статье 17 Федерального закона добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры). Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 5, 11 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

Занятия в учебных пунктах проводятся 2 - 3 раза в неделю по 2 - 3 часа. Для проведения занятий по основам военной службы в учебном пункте оборудуется специальный кабинет. Кроме того, в учебном пункте необходимо наличие военного имущества, общевоинских уставов, учебных пособий и другого имущества. Организации, на базе которых созданы учебные пункты, обеспечивают указанные пункты помещениями, мебелью, учебной техникой и необходимыми финансовыми средствами (пункт 11, 12 Положения).

Согласно пункта 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом от 24.02.2010 года Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Согласно п. 2.2.1. эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44, установлены требования к участку общеобразовательных учреждений, которые предусматривают самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25м.

В силу п. 2.2.7 Правил, физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.

Исходя из указанных Правил, физкультурно-спортивная зона должна быть размещена на территории общеобразовательного учреждения в пределах 25 м. от здания учреждения школы.

Однако, как следует из материалов дела, пояснений участников процесса, указанные требования администрацией муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 12 и Управлением образования администрации ЗАТО г. Североморск не соблюдаются.

Об этом свидетельствует пояснения сторон, данных в ходе настоящего судебного заседания.

Доводы представителей ответчиков в обоснование возражений по иску, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку действующим законодательством предусмотрена подготовка по основам военной службы для граждан мужского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и создание для этих целей учебно-материальной базы, в том числе спортивных городков с элементами полосы препятствий.

Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 был утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно данному правовому акту среднее (полное) общее образование - третья, завершающая ступень общего образования.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако, они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

До настоящего времени федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми могло бы предусматриваться получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны, прохождение подготовки по основам военной службы, не приняты.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 и 8 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 142, Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации: Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом (далее - экспертное заключение).

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В данном случае, суд полагает, что по своему характеру, сфере и методу регулирования отношений федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования должен приниматься в виде нормативного правового акта, который подлежит обязательной государственной регистрации и обязательному официальному опубликованию для всеобщего сведения.

Согласно пунктам 2 и 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пунктам 10, 11, 17 Правил, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2004 года № ГКПИ2004-1284 Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликован.

Кроме того, анализ данного правового акта не позволяет утверждать, что он прошел соответствующую независимую экспертизу в Министерстве обороны Российской Федерации в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

Таким образом, суд полагает, что по порядку и форме принятия данный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом с нарушениями действующего законодательства, в силу чего не является нормативным и не обладает обязательными признаками, присущими федеральному государственному образовательному стандарту.

Более того, согласно пункту 3 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом от 24.02.2010 года Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134, задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.

Данный объем обучения относится к элементам начальной военной подготовки и, как следует из Инструкции, является обязательным и соотносится с требованием пункта 14 данного нормативного акта, предусматривающим создание в образовательных учреждениях учебно-материальной базы, включающей в себя, в том числе спортивный городок с элементами полосы препятствий.

Однако, как уже указывалось выше, Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" предусматривает обучение элементам начальной военной подготовке в рамках учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности только по профильному уровню, который является не обязательным в образовательном процессе, чем неправомерно допускает снижение уровня подготовки учащихся по вопросам, касающимся подготовки граждан к военной службе, обучающимся в рамках указанного учебного предмета по базовому уровню.

Согласно пункту 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно пункту 9 Инструкции, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Таким образом, исковые требования и.о. прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

При этом, суд, удовлетворяя указанные исковые требования, полагает справедливым и разумным возложить на Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск обязанность по организации в срок до 01 сентября 2011 года работ по установке в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 12 спортивного городка с элементами полосы препятствий. Обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 в срок до 01 сентября 2011 года установить спортивный городок с элементами полосы препятствий.

Указанные сроки способствуют интересам, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и исполнителей.

Суд рассматривает спор в соответствии со ст.56 ГПК РФ на основании представленных доказательств.

Руководствуясь ст.ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора г. Североморска удовлетворить.

Возложить на Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск обязанность по организации в срок до 01 сентября 2011 года работ по установке в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 12 спортивного городка с элементами полосы препятствий.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 в срок до 01 сентября 2011 года установить спортивный городок с элементами полосы препятствий.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий В.В.Койпиш