о взыскании расходов за медицинский осмотр



Дело № 2-1526/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Койпиш В.В.

при секретаре Логиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стратила Петра Ивановича к филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области о взыскании расходов, связанных с прохождением медицинского осмотра,

УСТАНОВИЛ:

Стратила П.И. обратился в суд с иском к филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области (далее – филиал № 1 УФО) о взыскании расходов, связанных с прохождением медицинского осмотра.

В обоснование иска указал, что работает в в/ч 40658 в должности ....

В соответствии со ст.213 ТК РФ и на основании направления командира в/ч 40658 в феврале 2012 года прошел медицинскую комиссию на годность к работе, после чего представил работодателю авансовый отчет с целью оплаты расходов за обязательный медицинский осмотр (обследование) на сумму 2 900 руб. Однако в возмещении указанных расходов ему было отказано.

Просил взыскать с ответчиков расходы за прохождение медицинского осмотра в сумме 2 900 руб.

В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, не явился. В исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – филиала № 1 УФО – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил письменное мнение по иску, в котором с заявленными требованиями не согласился.

В обоснование возражений сослался на приказ Министра обороны РФ 2006 года № 20 (в ред. приказа Министра обороны РФ 2007 года № 526) «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях МО РФ» которым предусмотрено обследование и лечение гражданского персонала ВС РФ в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях МО РФ бесплатно.

Привел довод о том, что приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 года № 302н определил порядок проведения периодических медицинских осмотров, который предусматривает заключение договоров на прохождение медицинских осмотров между работодателем и медучреждением.

Также указал, что в соответствии с указанием заместителя директора Департамента финансового планирования МО РФ от 28.06.2012 года № 180/7/422Т проведение медицинских осмотров персонала осуществляется военно-медицинскими учреждениями, а при их отсутствии (невозможности проведения осмотров) в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (в случае отсутствия или невозможности проведения осмотров в военно-медицинских учреждениях) на основании договоров, заключаемых военными округами.

Прохождение медицинского осмотра индивидуально работником за счет личных средств действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с требованиями п. 5 ст.219 Бюджетного кодекса РФ оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

В связи с изложенным просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала № 1 УФО.

Соответчик - в/ч 40658 в судебное заседание также не явился, возражений не представил.

Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).

В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные медицинские осмотры (обследования).

Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет работодателя.

В соответствии со ст.214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования охраны труда, проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены Приложениями №№ 1-3 (соответственно) к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 г. № 302н.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний (п. 2 Приложения № 3 к названному приказу).

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (п. 7 Приложения № 3 к приказу).

Соответственно, без прохождения предварительных и обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний, работники не допускаются к выполнению ими трудовых обязанностей.

Как установлено судом, истец работает в в/ч 40658 в должности ....

25.10.2011 года истцу выдано направление для прохождения медкомиссии. Указание о прохождении медицинской комиссии в определенном медицинском учреждении в данном направлении отсутствует.

По направлению работодателя истец прошел ежегодное медицинское обследование в Мурманском клиническом комплексе Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр им.Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При этом за прохождение медицинского осмотра истец оплатил 2 900 руб., что подтверждается представленной квитанцией, актом об оказании услуг, что ответчиками не оспаривается.

Таким образом, установлено, что при прохождении медицинского осмотра в медицинском учреждении по направлению войсковой части с работника была взята плата за прохождение медицинского обследования.

До настоящего времени указанные расходы истцу филиалом № 1 Управления финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Мурманской области не возмещены, авансовый отчет и квитанции работнику возвращены.

Доказательств тому, что ответчиком – филиалом № 1 УФО перечислены денежные средства в медицинское учреждение для оплаты медосмотра – не представлено, в связи с чем истец понес расходы вынужденно.

Таким образом, поскольку оплата стоимости медицинского обследования за счет собственных средств для работника была вынужденной, не прохождение комиссии исключало возможность дальнейшей работы в войсковой части, суд находит требование работника о взыскании понесенных расходов за прохождение медицинского осмотра обоснованным.

На основании вышеизложенного, в силу ст.213 Трудового кодекса РФ, суд взыскивает в пользу истца понесенные им расходы в сумме 2 900 руб., подтвержденные соответствующей квитанцией, актом выполненных работ.

Взыскание денежных средств суд производит с филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, являвшегося довольствующим органом для в/ч 40658.

Войсковую часть 40658 суд от ответственности освобождает.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных истцом требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Стратила Петра Ивановича удовлетворить.

Взыскать с филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области (... ИНН ) в пользу Стратила Петра Ивановича расходы за прохождение медицинского осмотра в сумме 2 900 руб.

Войсковую часть 40658 от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий В.В. Койпиш

СПРАВКА: решение не обжаловалось.