о взыскании расходов за прохождение медицинского омсотра



Дело № 2-1518/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Козиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукмановой Гульсины Ахматдиновны к филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, в/ч 62779 о взыскании расходов за прохождение медкомиссии,

УСТАНОВИЛ:

Лукманова Г.А. обратилась в суд с иском к филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области (далее – филиал № 1 УФО МО РФ по Мурманской области), в/ч 62779 о взыскании расходов за прохождение медкомиссии.

В обоснование иска указала, что работает в в/ч 62779 в должности ....

В соответствии со ст.213 ТК РФ и на основании направления командира в/ч 62779 в апреле 2012 года прошла медицинскую комиссию на годность к работе, после чего представила в в/ч 62779 авансовый отчет с целью оплаты расходов за обязательный медицинский осмотр (обследование) на сумму 3454 руб. Однако в возмещении указанных расходов ей было отказано.

Просила взыскать с филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области расходы за прохождение медицинской комиссии в сумме 3454 руб.

В судебное заседание истица, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, не явилась. В исковом заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика – филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил письменное мнение по иску, в котором с заявленными требованиями не согласился.

В обоснование возражений сослался на приказ Министра обороны РФ 2006 года № 20 (в ред. приказа Министра обороны РФ 2007 года № 526) «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях МО РФ», которым предусмотрено обследование и лечение гражданского персонала ВС РФ в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях МО РФ бесплатно.

Привел довод о том, что приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н определил порядок проведения периодических медицинских осмотров, который предусматривает заключение договоров на прохождение медицинских осмотров между работодателем и медучреждением.

Также указал, что в соответствии с указанием заместителя директора Департамента финансового планирования МО РФ от 28.06.2012 № 180/7/422Т проведение медицинских осмотров персонала осуществляется военно-медицинскими учреждениями, а при их отсутствии (невозможности проведения осмотров) в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (в случае отсутствия или невозможности проведения осмотров в военно-медицинских учреждениях) на основании договоров, заключаемых военными округами.

Прохождение медицинского осмотра индивидуально работником за счет личных средств действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с требованиями п.5 ст.219 Бюджетного кодекса РФ оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

В связи с изложенным просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области.

Представитель ответчика - в/ч 62779 - в судебное заседание не явился, в представленном письменном мнении по иску указал, что при поступлении на работу работники, чьи должности связаны с вредными и опасными условиями труда, обязаны пройти первичный медицинский осмотр, для чего командованием в/части им выдается направление в медицинское учреждение. Данное направление было выдано истцу.

Медицинскими учреждениями ЗАТО г.Североморск, в том числе подведомственными Министерству обороны РФ (КДП ФГУ «1469 ВМКГ СФ», ФГУ «1469 ВМКГ СФ») со всех направленных граждан за прохождение медицинской комиссии была взята плата. Оплату граждане произвели за счет личных средств, после чего обратились в адрес командования в/ч 62779 для возмещения понесенных расходов. Авансовые отчеты с приложением квитанций об оплате направлены в довольствующий финансовый орган в/ч 62779 – филиал № 1 УФО МО РФ по Мурманской области.

После прохождения медицинского осмотра истцом от начальника филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области поступило разъяснение о том, что военно-медицинские учреждения не вправе осуществлять услуги по первичным медицинским осмотрам гражданскому персоналу воинских частей за плату, на основании чего работникам отказано в возмещении понесенных расходов.

После многочисленных обращений командования в/ч 62779 в военно-медицинские учреждения, довольствующие финансовые органы, а также в военную прокуратуру, вопрос о бесплатном проведении медицинских осмотров гражданского персонала войсковых частей в ФГУ «1469 ВМКГ СФ» был разрешен. Данное решение реализуется в настоящее время в полной мере.

Вместе с тем, до июня 2012 года работники войсковых частей были вынуждены проходить медицинский осмотр за счет собственных средств.

С учетом приведенных обстоятельства, а также того обстоятельства, что денежные средства на оплату медкомиссии поступили в доходную часть сметы Министерства обороны РФ, полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Указал также, что имевшая место неопределенность в порядке оплаты и источниках финансирования медицинских осмотров, а также отсутствие лимитов бюджетных обязательств не может являться основанием для нарушения прав работников и трудового законодательства.

Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).

В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные медицинские осмотры (обследования).

Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет работодателя.

В соответствии со ст.214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования охраны труда, проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены Приложениями № 1-3 (соответственно) к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний (п.2 Приложения № 3 к названному Приказу).

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (п.7 Приложения № 3 к Приказу).

Пунктом 5.1.4. коллективного договора войсковой части 62779, действующим в период с 20.12.2011 до 20.12.2014, предусмотрено, что командование части обязано организовать проведение за счет средств МО РФ обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры согласно утвержденному командиром в/части 62779 графику с учетом мнения профкома по перечню профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры.

Кроме того, в соответствии с п.5.1.5. коллективного договора работники (соответствующих категорий) не допускаются к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

Соответственно, без прохождения предварительных и обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний, работники не допускаются к выполнению ими трудовых обязанностей.

Как установлено судом, Лукманова Г.А. работает в в/ч 62779 в должности ... с 01.06.2012 по настоящее время.

02.04.2012 истице в целях трудоустройства на указанную должность было выдано направление для прохождения медкомиссии. Указание о прохождении медицинской комиссии в определенном медицинском учреждении в данном направлении отсутствует (л.д.10).

По направлению работодателя истица прошла медицинский осмотр в ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск». При этом за прохождение медицинского осмотра истица уплатила 3454 руб., что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.

Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Таким образом, установлено, что при прохождении медицинского осмотра в медицинском учреждении по направлению войсковой части с работника была взята плата за прохождение медицинской комиссии.

Согласно выписке из приказа командира в/ч 62779 от 01.06.2012 № 371 Лукмановой Г.А. подлежат оплате расходы по прохождению первичного медицинского осмотра при трудоустройстве (л.д.11).

Однако до настоящего времени указанные расходы истице филиалом № 1 УФО МО РФ по Мурманской области не возмещены, авансовый отчет и квитанции работнику возвращены письмом со ссылкой на положения Приказа МО РФ № 20 от 2006 года и разъяснения начальника медицинской службы СФ от 26.02.2010 № 64/2/541 о прохождении медицинского осмотра бесплатно в медицинских учреждениях Министерства обороны РФ (л.д.8).

Вместе с тем, доводы ответчика как основание для отказа в удовлетворении исковых требований суд не принимает, поскольку доказательств тому, что работодателем было в установленном порядке организовано бесплатное для работника прохождение медосмотра, перечислены денежные средства в медицинское учреждение для оплаты медкомиссии, суду не представлено. Направление о прохождении медосмотра работодателем выдано без указания наименования медицинского учреждения, в котором истцу надлежит пройти медицинское обследование. Таким образом, суд приходит к выводу, что истец понес расходы по оплате медицинского осмотра вынужденно.

Ссылку ответчика на указание заместителя директора Департамента финансового планирования МО РФ от 28.06.2012 № 180/7/422Т суд во внимание не принимает, поскольку оно дано после прохождения истцом медицинской комиссии.

При этом суд учитывает доводы в/ч 62779 о том, что филиалу № 1 УФО МО РФ по Мурманской области было известно о сложившейся ситуации, связанной с оплатой прохождения медицинской комиссии работниками в/частей (в связи с поступающими обращениями командования войсковых частей), однако разъяснение о порядке прохождения и оплаты медицинских осмотров начальником филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области дано только в августе 2012 года, т.е. уже после прохождения работниками медицинских комиссий и оплаты их стоимости за счет собственных средств, что подтверждается отметкой о получении в/частью такого разъяснения 21.08.2012 (л.д.8).

Более того, лишь после многочисленных обращений командования войсковой части 62779 в военно-медицинские учреждения, довольствующие финансовые органы, а также в военную прокуратуру Североморского гарнизона, вопрос о бесплатном прохождении медицинских комиссий гражданским персоналом ВС РФ был разрешен, руководством ФГУ «1469 ВМКГ СФ» было принято решение о проведении медицинских осмотров гражданского персонала воинских частей бесплатно, которое реализуется в настоящее время в полной мере.

Таким образом, поскольку оплата стоимости медицинской комиссии за счет собственных средств для работника была вынужденной, отказ от прохождения медосмотра исключал возможность трудоустройства в войсковую часть, суд находит требование работника о взыскании понесенных расходов за прохождение медицинского осмотра обоснованным, принимая также признание иска в данной части работодателем – войсковой частью 62779.

На основании вышеизложенного, в силу ст.213 Трудового кодекса РФ, суд взыскивает в пользу истицы понесенные ею расходы в сумме 3454 руб.

Взыскание денежных средств суд производит с филиала № 1 УФО МО РФ по Мурманской области, являющегося довольствующим органом для в/ч 62779.

Войсковую часть 62779 суд от ответственности освобождает.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных истцом требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.56, 67 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лукмановой Гульсины Ахматдиновны удовлетворить.

Взыскать с филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области (г... ИНН в пользу Лукмановой Гульсины Ахматдиновны расходы за прохождение медицинской комиссии в сумме 3454 руб.

Войсковую часть 62779 от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Т.В. Роговая

СПРАВКА: решение не обжаловалось.