РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации р.п. Северо-Енисейский 31 мая 2011 года Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Ковалёва О. Ю. при секретаре Тылоевой Т. А. с участием помощника прокурора Северо-Енисейского района Павлюкова Е. А., действующего в интересах ФИО2, истца ФИО2, представителя ответчика ФИО7 и представителя органа опеки и попечительства управления образования администрации <адрес> Фильчук Л. А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-20/2011г. по исковому заявлению прокурора Северо-Енисейского района в интересах ФИО2 к администрации <адрес> и Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> и Министерства образования и науки <адрес> незаконными и обязании представить ФИО2 жилое помещение, установил: Прокурор Северо-Енисейского района в интересах ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением ссылаясь на то, что в ходе проверки проведенной прокуратурой района было установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГг.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО2 лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился в детском доме <адрес> на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете в жилищном отделе администрации <адрес> для внеочередного получения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончил КГБОУ начального профессионального образования «Профессиональное училище № 13». Однако до настоящего времени в нарушение действующего законодательства, жилое помещение ФИО2, по месту жительства на момент утраты родительского попечения, т.е. в <адрес> не предоставлено. Жилого помещения па праве собственности ФИО2 не имеет. ФИО2 неоднократно обращался в орган опеки и попечительства администрации района, однако администрация <адрес> ФИО2 не разъясняло порядок получения причитающегося жилья, не предпринимались какие-либо меры, направленные на обеспечение ребенка необходимым жилым помещением. Просит признать незаконным бездействие Министерства образования и науки <адрес> в связи с не обеспечением ФИО2 жилой площадью. Обязать Министерство образования и науки <адрес> обеспечить ФИО2 на территории <адрес> <адрес> изолированным жилым помещением площадью не менее 15 квадратных метров, благоустроенным применительно к данному населенному пункту, отвечающим всем санитарным и техническим требованиям. Признать незаконным бездействие администрации <адрес> в связи с непредоставлением ФИО2 жилого помещения по договору социального найма. Обязать администрацию <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить ФИО2 по договору социального найма изолированное жилое помещение площадью не менее 15 квадратных метров, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в р.п. Северо-Енисейский. В судебном заседании помощник прокурора Северо-Енисейского района Павлюков Е. А. исковые требования уточнил, поддержал их и суду пояснил, что ФИО2 состоит на учете в жилищном отделе администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предлагалось жилье в р. <адрес>. Следовательно документы и информация в отношении ФИО2 в администрации имелась. В 2009г. ФИО2 окончил ПУ-13 <адрес>. Жилое помещение ФИО2 не было предоставлено. На момент утраты родительского попечения ФИО2 проживал в <адрес>, т. е. жилье ФИО2 должно быть предоставлено в р<адрес>. Просит признать незаконным бездействие Министерства образования и науки <адрес> и администрации <адрес> в связи с не обеспечением ФИО2 жилой площадью. Обязать Министерство образования и науки <адрес> и администрацию <адрес> обеспечить ФИО2 на территории р.п. <адрес> изолированным жилым помещением площадью не менее 15 квадратных метров, благоустроенным применительно к данному населенному пункту, отвечающим всем санитарным и техническим требованиям в срок до ДД.ММ.ГГГГ Дело рассматривается с учетом уточненных требований. В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования прокурора поддержал и суду показал, что он обучался в школе и в детском доме <адрес>. С 2007-по 2009г. обучался в ПУ-13 <адрес>. Его мать лишена родительских прав, отца нет. Он состоит в администрации района в очереди на получение жилья. В 2009г. он обратился в жилищный отдел администрации <адрес>, где ему сказали собрать все документы. Ему не разъясняли, что необходимо обратиться в Министерство образования и науки <адрес>. В 2010г. он дважды обращался в жилищный отдел администрации <адрес>. Сам он в Министерство образования и науки <адрес> не обращался. Представитель администрации <адрес> ФИО7 исковые требования прокурора не признала и пояснила, что с 2005г. ФИО2 состоит на учете в жилищном отделе администрации <адрес> на получение жилья. В 2009г. ФИО2 обращался в жилищный отдел администрации района по вопросу получения жилья. В 2010г. ФИО2 было предложено жилое помещение в р. <адрес>, но ФИО2 отказался. Законные представители ФИО2 не обращались в администрацию по вопросу получения жилья ФИО2. ФИО2 сам может обратиться с документами для получения жилья. ФИО2 будет обеспечен жилым помещением после выделения денежных средств на приобретение жилья. Представитель органа опеки и попечительства управления образования администрации <адрес> Фильчук Л. А. суду пояснила, что администрация Тейского детского дома ставила вопрос о предоставлении жилья ФИО2 С 2007г. по 2009г. ФИО2 обучался в ПУ-13 <адрес>. В 2009г. ФИО2 вернулся в район. С 2005г. ФИО2 стоит в очереди на получение жилья в администрации района. ФИО2 обращался в жилищный отдел администрации с просьбой предоставить ему жилье, однако ему не разъяснили какие документы необходимо представить и каков порядок. ФИО2 обращался в управление с вопросом когда ему будет предоставлено жилье. Вопрос о направлении документов в Министерство образования и науки <адрес> стал уже в ходе рассмотрения дела в суде. В настоящее время большая часть документов уже собрана. В силу возраста и особенностей развития ФИО2 не мог самостоятельно оформить все необходимые документы. Представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес> исковые требования прокурора <адрес> не признал и просил дело рассмотреть в его отсутствие и суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Суд, заслушав стороны и исследовав материалы дела, приходит к следующему. Абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 того же Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна, попечителя, приемная семья. В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.1 1.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка», дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. В соответствии с п. 2 Приложения 4 к Указу Губернатора края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от 04.04.2005г. № 25уг, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечении родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Согласно ст. 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка». В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения"; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции должны своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. В силу п. 1-2 «Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», утвержденного Указом Губернатора края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от 04.04.2005г. № 25уг министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения 23-летия представляется определенный пакет документов. В соответствие с п. 1п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Северо-Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2- ФИО3 лишена родительских прав. Отец ФИО2 записан со слов матери. На основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 определен в муниципальный <данные изъяты> детский дом на полное государственное обеспечение до совершеннолетия. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете в жилищном отделе администрации <адрес> для внеочередного получения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончил КГБОУ начального профессионального образования «<данные изъяты>». Таким образом, ФИО2 имеет право на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей, оставшийся без попечения родителей, не имеющих жилья. Жилого помещения па праве собственности ФИО2 не имеет, что подтверждается имеющимися в деле документами. ФИО2 неоднократно обращался в орган опеки и попечительства администрацию района, чтобы узнать, когда он будет обеспечен полагающимся жильем, однако положительных результатов обращения не дали. Работниками администрации <адрес> ФИО2 не разъясняло порядок получения причитающегося жилья, не предпринимались какие-либо меры, направленные па обеспечение ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимым жилым помещением. Согласно п. 5 Приложения 4 к Указу Губернатора края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от 04.04.2005г. № 25уг, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечении. На момент утраты родительского попечения, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 проживал в <адрес>, что подтверждается материалами дела. Согласно решению Совета депутатов Северо-Енисейского района №41-4 от 29.04.2005г. норма предоставления жилья в муниципальном образовании <адрес> составляет 15 квадратных метров па каждого человека. Удовлетворяя заявленные требования в части признания бездействия администрации <адрес> незаконными и возлагая па администрацию обязанность предоставить ФИО2 по договору социального найма изолированное жилое помещение площадью не менее 15 квадратных метров, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в <адрес> суд исходит из того, что имея право на получение жилья вне очереди, ФИО2 неоднократно обращался в орган опеки и попечительства и в администрацию района, чтобы узнать, когда он будет обеспечен полагающимся жильем, однако положительных результатов обращения не дали. Работниками администрации <адрес> ФИО2 не разъясняло порядок получения причитающегося жилья, не был обозначен необходимый перечень документов, которые следует собрать и предоставить в соответствующий орган, не предпринимались какие-либо меры, направленные на обеспечение ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимым жилым помещением. Вместе с тем. нормы, закрепленные в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального -закона «О дополнительных гарантиях но социальной защите детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г., в ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000г. № 12-961 связываю момент возникновения у соответствующих органов исполнительной власти обязанности обеспечить указанные в них категории граждан жильем не ниже установленных норм с наступлением определенных событий, как то: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, о учреждениях всех видов профессионального образования, и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силач Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм, у лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечении родителей в возрасте до 23 лет возникает право па получение жилых помещений не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения 23-летия. Возникновение права у вышеуказанных лиц на получения жилья корреспондирует с возникновением у соответствующих государственных органов обязанности предоставить таким лицам жилые помещения. Следовательно, у ФИО2, право на получение жилого помещения возникло за год до окончания им учебного заведения, то есть в июне 2008 года и прекратится по достижении им 23-летия, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что ФИО2 с заявлением о постановке на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения не обращался. В этой связи довод представителя администрации района о том, что ФИО2 должен был самостоятельно подготовить необходимый пакет документов для направления его в Министерства образования и науки Красноярского края и предоставить его в администрацию района, однако не сделал этого, суд признает несостоятельным, поскольку исходя из полномочий органов исполнительной власти муниципального образовании, в том числе органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей, оставшихся без попечения родителей возложенных на них Федеральными законами от 21.12.1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях, по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009г. в редакции Закона от 11.12.2010г. № 11-5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», уполномоченный орган администрации <адрес>, до исполнения ФИО2 18 лет и при возникновении у него нрава на получение жилого помещения вне очереди в июне 2009 года, а также при непосредственном обращении ФИО2 за помощью в решении жилищной проблемы, не предпринял необходимых мер по сбору и подготовке необходимых для этого документов и направлению их в Министерство образования и науки <адрес> для решения принятия решения о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения. Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части признания незаконным бездействия Министерства образования и науки <адрес> и возложении на него обязанностей обеспечить жильем ФИО2, суд учитывает, что ФИО2 непосредственно в Министерство с соответствующим ходатайством не обращался. Кроме того, на указанное министерство ни законом, ни иными правовыми актами не возложена обязанность обеспечить жилым помещением конкретного гражданина. Порядок рассмотрении документов и принятия решения министерством о выделении денежных средств из бюджета края на приобретение жилых помещений урегулирован Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», в то время как необходимый для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств на приобретение жилья пакет документов на ФИО2 до настоящего времени в министерство не направлен. При таких обстоятельствах оснований для признания бездействия Министерства образования и науки <адрес> незаконным, не имеется. При определении сроков исполнения решении суд учитывал принцип разумности, то есть устанавливает такой срок, в который обязанное лицо по решению суда имеет реальную, возможность его исполнить. В связи с этим, учитывая требования прокурора, характер спорного правоотношения, необходимость соблюдения установленного порядка принятия решения о выделении денежных средств, и также процедуры приобретения жилого помещения, суд приходит к выводу, что разумный срок по настоящему делу для исполнения решения следует установить до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации <адрес> в связи с непредоставлением ФИО2 жилого помещения по договору социального найма. Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ФИО2 по договору социального найма изолированное жилое помещение площадью не менее 15 квадратных метров, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в <адрес>. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения суда через Северо-Енисейский районный суд. Председательствующий- подпись. Мотивированное решение изготовлено в 9 часов 6 июня 2011 года. Копия верна. Решение вступило в законную силу 15 августа 2011 года. Подлинник документа находится в гражданском деле № 2-20/2011. Судья - О. Ю. Ковалёв