О признании незаконным решения Администрации Серпуховского р-на по использованию земельного участка



Дело № 2-2058/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2010 года

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Кравченко М.Ю.,

С участием:

Заявителя Т. и его представителя по доверенности – Ершовой Е.С.,

Представителя заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района по доверенности – Михайловой У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании незаконным решения Администрации Серпуховского муниципального района, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Т. обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным решение администрации Серпуховского района Московской области, изложенное в письме от /Дата/ /Номер/ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /Номер/ , общей площадью ... кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: /Адрес/ , принадлежащего заявителю, обязать Главу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения, дать ответ в порядке, установленном действующим законодательством, обязать Главу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области организовать проведение публичных слушаний.

Свои требования мотивирует тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером /Номер/ , общей площадью ... кв.м., находящегося на землях сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: /Адрес/ . Обращался с заявлением к Главе администрации Серпуховского района Московской области с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства», к которому приобщил необходимые документы. Решением администрации, изложенном в письме от /Дата/ . /Номер/ ., Т.. было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Данное решение считает незаконным и противоречащим действующему законодательству, поскольку указанное решение было принято в виде письма, без проведения публичных слушаний, чем нарушен порядок рассмотрения его заявления об изменении разрешенного вида использования земельного участка и его права, как собственника земельного участка.

Заявитель Т. и его представитель по доверенности Ершова Е.С. заявленные требования поддержали и просили удовлетворить, так как не соблюдена процедура рассмотрения заявление – не проведены публичные слушания, так как только после этого можно давать ответ.

Представитель заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области Михайлова У.А. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что в соответствии с действующим законодательством собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, возводить на нем здания, сооружения. Согласно ст.40 п.1 п.п.2 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Земельный участок заявителя предназначен для сельскохозяйственного производства.

Одним из фактов перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, является невысокий уровень его кадастровой стоимости относительно среднерайонного уровня кадастровой стоимости по муниципальному району. Согласно сообщения начальника отдела Управления Роснедвижимости по МО, среднее значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в Серпуховском районе составляет 7,062 рублей за 1 кв.м.

Перевод земли для дачного строительства возможен, если кадастровая стоимость переводимого участка не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, а перевод земельных участков с кадастровой стоимостью свыше 50% среднерайонной допускается только в связи с изменением границ населенных пунктов, строительством линейных объектов, добычей полезных ископаемых, выполнением международных обязательств РФ и обеспечением обороны государства при отсутствии иных вариантов размещения оборонных объектов. Также пояснила, что нормативно-правовыми актами установлен приоритет использования земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Представитель заинтересованного лица так же пояснила, что до настоящего времени зонирование земель в Серпуховском районе не проведено. Кроме того, при наличии данных, свидетельствующих о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, проведение публичных слушаний является необязательным.

Выслушав заявителя, представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из копии свидетельства о государственной регистрации права усматривается, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером /Номер/ , общей площадью ... кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: /Адрес/ л.д.10).

/Дата/ представитель Т. по доверенности Ершова Е.С. обратилась к Главе Серпуховского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего Т. земельного участка л.д.9).

Т. было отказано в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка.

Из письма и.о.заместителя Главы Администрации Серпуховского муниципального района, помощника Главы района С. за /Номер/ от /Дата/ следует, что до настоящего времени в Серпуховском районе не проведено территориальное зонирование, позволяющее определить земельные участки, наиболее пригодные для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан. Произведенное ранее изменение вида использования земельных участков под дачное строительство привело к массовому нарушению их застройки, несанкционированному подключению к источникам электроэнергии, обслуживающим населенные пункты района, организации подъездных путей без получения необходимых согласований и разрешений. Бессистемное размещение дачных объединений создает дополнительную нагрузку на изношенную ифраструктуру района. Также указано, что поскольку средний удельный показатель кадастровой стоимости принадлежащего Т. земельного участка не ниже среднего по Серпуховскому района, Администрация Серпуховского района считает целесообразным его использование именно для сельскохозяйственного производства л.д.16).

Согласно кадастровой выписке, земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером /Номер/ , расположенный по адресу: /Адрес/ , предоставлен для сельскохозяйственного производства л.д.11-14).

Заявителем представлен и приобщен к материалам дела ситуационный план на земельный участок л.д.15).

Представителем заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района представлены и приобщены к материалам дела Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории Серпуховского муниципального района, утвержденное решением Совета депутатов Серпуховского района /Номер/ от /Дата/ Устав Серпуховского муниципального района Московской области.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актом и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст.ст. 254-255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п.1 ст.4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 191-ФЗ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

В соответствии с п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Порядок подготовки, согласования и утверждения генеральных планов населенных пунктов и правил землепользования и застройки установлен ст. ст. 24, 25, 30-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства при подготовке указанных документов в обязательном порядке проводятся публичные слушания с участием жителей населенных пунктов.

На основании утвержденных правил землепользования и застройки правообладатели земельных участков самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования выбирают вид разрешенного использования земельных участков из числа основных и вспомогательных видов разрешенного использования.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Однако в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент, а следовательно, и разрешенное использование не устанавливается, хотя сельскохозяйственные угодья в составе земель иных категорий могут входить в состав зон сельскохозяйственного использования в соответствии с документами территориального зонирования (ч. 9 ст. 35 и ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, в случае если установление разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом не осуществляется, его разрешенное использование определяется правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений.

Разрешенный вид использования земельного участка сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения выбирается с учетом видов использования, разрешенных в целом для категории земель сельскохозяйственного назначения (ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации), в том числе собственник земельного участка вправе изменить вид разрешенного использования с "для крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для дачного строительства".

До принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид может быть принято главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012г., допустимо принятие решения об установлении такого вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, как "для дачного строительства".

Также при наличии вышеназванных условий допустимо определить разрешенное использование земельного участка на основании утвержденного проекта планировки территории (п. 5 ч. 1 ст. 4 от 29.12.2004 N 191-ФЗ Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

Таким образом, до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, но не позднее 30 декабря 2009 г. один вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен на другой вид на основании решения главы местной администрации. При этом законодательством требование об обязательном наличии согласия правообладателя земельного участка в целях принятия такого решения не установлено.

Оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание, что нормами действующего законодательства предусмотрено обязательное рассмотрение заявление граждан об изменении вида разрешенного использования земельного участка с разрешенного вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства» Главой местной администрации, путем обязательного проведения публичных слушаний, суд находит обоснованными требования заявителя о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, изложенного в виде письма, подписанного исполняющим обязанности заместителя Главы Администрации Серпуховского района, помощником Главы района С. без проведения публичных слушаний, поскольку при рассмотрении заявления Т. существенно нарушены порядок и процедура рассмотрения обращения заявителя, установленные действующим законодательством.

Несоблюдение порядка и процедуры рассмотрения обращения заявителя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушает права последнего, как собственника земельного участка.

Вместе с тем, суд считает несостоятельными доводы представителя заинтересованного лица о том, что при наличии данных, свидетельствующих о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, проведение публичных слушаний является необязательным, поскольку указанное противоречит требованиям п.3 ст. 4 от 29.12.2004 N 191-ФЗ Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой проведение публичных слушаний является необязательным только при изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, предусматривающий жилищное строительство.

Суд так же считает несостоятельными доводы представителя заинтересованного лица о том, что одним из препятствий для проведения публичных слушаний является отсутствие до настоящего времени зонирования земель в Серпуховском района, поскольку указанное противоречит нормам Федерального закона 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которым требования, предъявляемые названным Законом к зонированию территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (ст. ст. 12, 14 и 15 названного Закона), распространяются исключительно на случаи предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства некоммерческими объединениями граждан.

Таким образом, особые условия для зонирования территории для размещения вышеназванных организаций не являются препятствием для изменения разрешенного использования земельного участка, принадлежащего гражданину, на такой вид разрешенного использования, как "для дачного строительства". Право гражданина вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке закреплено ст. 8 названного Закона.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным решение администрации Серпуховского района Московской области, изложенное в письме от /Дата/ /Номер/ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /Номер/ общей площадью ... кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: /Адрес/ , суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, разрешая требования заявителя об обязании Главы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области организовать проведение публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /Номер/ , общей площадью ... кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: /Адрес/ , принадлежащего Т., с разрешенного вида использования «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства» с правом возведения строений, сооружений, без изменения категории земель, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку это противоречит нормам действующего законодательства и разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

С учетом конкретных обстоятельств дела и заявленных требований, при удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения администрации Серпуховского района Московской области, суд считает необходимым обязать Главу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения в порядке, установленном действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Серпуховского района Московской области, изложенное в письме от /Дата/ /Номер/ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /Номер/ , общей площадью ... кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: /Адрес/ , принадлежащего Т., обязав Главу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения и дать ответ в порядке, установленном действующим законодательством.

Требования Т. об обязании Главы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области организовать проведение публичных слушаний - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200