Дело 2-3253/2010 .
.
.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Серпуховского городского суда
Московской области
город Серпухов
15 сентября 2010 года
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре Новиковой А.А.,
с участием:
помощника прокурора города Серпухова Почукаевой Ю.В.,
представителей заявителя Давыдова И.Е. - Пискаревой Ю.Е., Болдыревой Л.И.,
представителя Территориальной избирательной комиссии г.Серпухова - Елизова Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Давыдова И.Е. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Серпухов «Об отказе в регистрации Давыдову Ивану Егоровичу кандидату на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области»,
установил:
12 сентября 2010 года в Серпуховский городской суд поступило заявление Давыдова И.Е. на нарушение Территориальной избирательной комиссией города Серпухов Московской области его избирательных прав. Указывает, что 29 июля 2010 года он уведомил Территориальную избирательную комиссию города Серпухов о своём самовыдвижении на предстоящих выборах главы города, а 27 августа 2010 года сдал в комиссию подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку. 06 сентября 2010 года решением Территориальной избирательной комиссии города Серпухов за №238 ему было отказано в регистрации кандидатом. Считает, что данное решение вынесено незаконно и необоснованно, поскольку было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных законом. Представители заявителя показали, что оспаривают вывод ТИК о неправильном указании сборщиком подписей Я.Н.В. адреса своего места жительства. Полагают, что довод Давыдова И.Е. о том, что Я.Н.В. правильно указала адрес своего места жительства подтверждается справками МУП«УК» от 10 сентября 2010 года, а также светокопией паспорта Я.Н.В. Во-вторых, оспаривают вывод ТИК о том, что Я.Н.В. не указала данные своего паспорта. ТИК г.Серпухова, признавая подписи, собранные Я.Н.В., недействительными, основывался на пункте 12 части 12 статьи 28 Закона МО «О муниципальных выборах», в соответствии с которым признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к Закону МО. Приложением №3 к Закону МО утверждена форма подписного листа. Данная форма предусматривает, в частности, указание сборщиком подписи серии и номера паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи, наименование и код выдавшего его органа. При удостоверении подписных листов Я.Н.В. в строгом соответствии с требованиями Приложения №3 к Закону МО указала, в частности: свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату своего рождения, серию и номер своего паспорта, дату выдачи, наименование и код выдавшего его органа, в связи с чем считают, что подписные листы по сборщику подписей Я.Н.В. были оформлены в строгом соответствии с требованиями закона, и у ТИК г.Серпухова отсутствовали основания для выводов о неправильном оформлении подписных листов Я.Н.В.. Считают несостоятельными доводы представителя ТИК о том, что указание Я.Н.В. данных своего паспорта с просроченным сроком его действия, является основанием утверждать, что паспорта у Я.Н.В. не имелось и паспортные данные ей не указывались. Действующее законодательство не содержит нормы о том, что паспорт с просроченным сроком своего действия паспортом не является; Из ответа УФМС от 02.09.2010 года следует, что имелись расхождения между данными, указанными в подписном листе, и данными УФМС, только в отношении адреса места жительства. Т.е. паспортные данные Я.Н.В., указанные ею в подписном листе, соответствовали действительности, и ТИК г.Серпухова об этом было известно. Не соглашаются с доводом ТИК о том, что паспорт с просроченным сроком его действия не позволяет установить принадлежность человека к гражданству РФ. В связи с истечением срока действия паспорта гражданин РФ не утрачивает своего гражданства, также как и гражданство не приобретается на основании паспорта (постановление Президиума ВС РФ от 04.10.2002 г. по делу №44-Г-215/2002). Данные о том, что Я.Н.В. по каким-либо причинам утратила свое гражданство в материалах дела отсутствуют. Не соглашаются с возражением представителя ТИК о том, что к недействительным паспортам относятся паспорта с истекшим сроком действие. Обзор практики Верховного суда, на который ссылается представитель, посвящен применению КоАП. Избирательное законодательство - это отдельная отрасль права, регулирующая правоотношения, отличные от правоотношений по применению КоАП РФ. Считают недопустимой ссылку на судебную практику по другому региону, поскольку в каждом субъекте устанавливаются свои региональные законы, определяющие основания, по которым подписи избирателей признаются недействительными. Кроме того, в деле, на которое ссылается ТИК, речь шла о паспорте СССР. В отношении этих категорий паспортов был отдельный нормативный правовой акт, который признавал их недействительными после 01.01.2004 года. В рассматриваемом деле такая ситуация отсутствует. Из п.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ следует, что избирательная комиссия проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверность сведений об избирателях. В соответствии с законом МО «О муниципальных выборах» избирательная комиссия не устанавливает личность сборщика подписей. Как указано в ст.28 названного закона избирательная комиссия проводит проверку достоверности подписей и соответствующих им данных. Данные о сборщике подписей Я.Н.В. соответствовали действительности, и это было установлено ТИК г.Серпухова.
Представитель Территориальной избирательной комиссии города Серпухова в удовлетворении заявления Давыдова И.Е. просил отказать, показал, что 29.09.2010 года Давыдов И.Е. представил в комиссию заявление о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области». На основании пункта 1 статьи 27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей в количестве 1,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. На основании решения ТИК г.Серпухов от 07.08.2010г. №41 «О подтверждении численности по состоянию на 1 июля 2010 года» численность зарегистрированных избирателей составила 104531 человек. Следовательно, минимальное количество подписей, которое необходимо представить в комиссию для дальнейшей регистрации составляет 1568 подписей избирателей. На основании пункта 2 статьи 28 Закона МО №101/2006-ОЗ количество представляемых для регистрации кандидата подписей, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, следовательно, предельное количество подписей составляет 1725 подписей избирателей. На основании пункта 4 статьи 28 Закона МО соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы с привлечением экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Решением ТИК г.Серпухов №9 от 21.07.2010 года был утвержден состав рабочей группы по проверке подписных листов с привлечением главного эксперта отделения ЭКЦ ГУВД по Московской области по экспертно-криминалистическому обеспечению УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району, а также отдела в городе Серпухове управления по Московской области Федеральной миграционной службы России. В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона МО № 101/2006-ОЗ соответствующая комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20% от установленного законом необходимого количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии. Решением ТИК г.Серпухов №17 от 28.07. 2010 года определено, что проверке подлежат все 100% представленных подписей кандидатами. 27 августа 2010 года Давыдов И.Е.представил в ТИК г.Серпухов подписные листы содержащие 1725 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения. В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных законом. ТИК г.Серпухов приняло Решение об отказе регистрации Давыдову И.Е. кандидату на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в связи с предоставлением кандидатом Давыдовым И.Е. недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, о чём указано в решении. Ни одним нормативно-правовым актом не установлена обязанность избирательной комиссии указывать конкретный пункт соответствующей статьи закона, на основании которой принято указанное решение и соответствующая санкция, на основании которой названное решение подлежит отмене. В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов, что и было сделано ТИК г.Серпухов - в решении изложены основания отказа в регистрации кандидату Давыдову И.Е., а именно - представление недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Кроме того, кандидату Давыдову И.Е. были вручены ведомость проверки подписных листов, протокол об итогах проверки подписных листов и заключения органов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Напротив, подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ устанавливает обязанность избирательной комиссии принять решение об отказе в регистрации кандидату, представившему недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Давыдовым И.Е. оспаривается исключение 97 подписей, собранных сборщиком Я.Н.В. в виду нарушения оформления подписного листа по признаку его несоответствия приложению №3 к Закону Московской области от 11.07.2006 №101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области". С данным доводом согласиться нельзя, так как ТИК г.Серпухов в соответствии со сведениями, предоставленными ОУФМС России по Московской области в г.Серпухове 03.09.2010 года недействительными признано 6 подписей на листах, выполненных Я.Н.В. Данные подписи признаны недействительными в том числе, в связи с тем, что они находятся подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 Закона Московской области от 11.07.2006 №101/2006-ОЗ и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к названному закону, а также являются недействительными в соответствии с пунктом 44 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, как подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей избирателей, и (или) оформления подписного листа. При проведении проверки подписных листов ТИК г.Серпухов основывалось на сведениях, предоставленных ОУФМС России по Московской области в г.Серпухове 03.09.2010 года, в соответствии с которыми, Я.Н.В. указала паспортные данные недействительного документа, который она должна была заменить в соответствии с пунктом 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №828. Вопрос действительности и применимости недействительного паспорта гражданином изложен в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, Утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006г. На основании изложенного, рабочая группа ТИК г.Серпухов пришла к выводу, что Я.Н.В. при внесении данных о себе, как о лице, осуществлявшем сбор подписей, не указала действительных данных о своем документе, удостоверяющем личность (паспорте, либо документе, его заменяющем). Аналогичная оценка действиям Верховного Суда Республики Марий Эл дана Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Определении Верховного Суда РФ от 27.09.2004 по делу № 12-Г04-6. В частности: паспорт гражданина СССР с 1 июля 2004 года не является документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, а данные о таком паспорте в подписных листах - действительными данными о паспорте гражданина. Мнение представителей Давыдова И.Е. о том, что Я.Н.В. является гражданкой Российской Федерации является безосновательным, документов, подтверждающих указанное обстоятельство ни ТИК г.Серпухов в ходе проверки подписных листов, ни суду не представлено. Вывод ТИК г.Серпухов о неполноте сведений об имуществе кандидата не является основанием к отмене решения ТИК г.Серпухов об отказе в регистрации Давыдову И.Е. кандидату на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области. После проведенной рабочей группой проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» действительными и достоверными признано 1488 подписей (при необходимом количестве 1554). На основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях...» № 64-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Считает отказ Территориальной избирательной комиссии города Серпухова в регистрации Давыдова И.Е. кандидатом является законным, поскольку проверив соблюдение им требований статей 33, 37, 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», было установлено, что кандидатом в поддержку выдвижения представлено на проверку 1725 подписей, из которых было проверено 1725 подписей, из них достоверными, действительными избирательной комиссией было признано только 1488 подписей. После исследования документов, опроса свидетеля, представитель в судебном заседании указал, что признают доводы Давыдова И.Е. только в отношении 4 подписей (том 1 лист 261 строка 1; том 2 лист 69 строка 3; том 1 лист 68 строка 2; том 1 лист 236 строка 3), однако, в любом случае количества подписей недостаточно для регистрации Давыдова И.Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области», так как необходимым количеством является 1554 подписей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя Давыдова И.Е., представителя территориальной избирательной комиссии, заслушав прокурора, опросив свидетеля Б., суд считает, что заявление Давыдова И.Е. подлежит удовлетворению, в связи с чем избирательная комиссия обязана зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области».
Материалами дела установлено, что решением от 16 июля 2010 года №579/90 Совета депутатов города Серпухова Московской области на 10 октября 2010 года назначены выборы Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области».
В соответствии со статьёй 24 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Судом установлено, что 29 июля 2010 года в Территориальную избирательную комиссию города Серпухов с заявлением о самовыдвижении кандидатом на пост Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» обратился Давыдов И.Е.
В соответствии со статьёй 27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» в поддержку выдвижения кандидатов в необходимом количестве от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, собираются подписи избирателей в порядке, установленном законом. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением, являются недействительными. Подписные листы изготавливаются по установленной форме. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату её внесения избиратель ставит собственноручно.
Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии города Серпухова от 06 сентября 2010 года №238 Давыдову И.Е. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области».
Из текста оспариваемого решения видно, что основанием принятия такого решения указано признание достоверными, действительными только 1488 подписей избирателей (при необходимом количестве 1554 из 1725 представленных на проверку).
Установлено, что для регистрации в качестве кандидата Давыдову И.Е. необходимо было представить 1554 действительных (достоверных) подписей (количество заявленных для проверки подписей составило 1725).
Проверив законность оспариваемого Давыдовым И.Е. решения от 06 сентября 2010 года №238, вынесенного Территориальной избирательной комиссией города Серпухов, суд приходит к выводу об отсутствии у территориальной избирательной комиссии оснований для отказа Давыдову И.Е. в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области».
В соответствии с подпунктом"д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
Аналогичная норма содержится и в п.п.5 пункта 22 статьи 28 Закона Московской области от 11.07.2006 года №101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
Предусматривая такие основания, законодатель Московской области в пунктах 11,12 статьи 28 областного закона "О муниципальных выборах в Московской области " установил, в каких случаях подписи избирателей признаются недостоверными и недействительными. В соответствии с указанной нормой закона недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 статьи 28.
Недействительными считаются:
1) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем получения избирательной комиссией документов, указанных в части 2 статьи 23 Закона;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями;
7) подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
8) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
9) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, или уполномоченного им лица, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения или уполномоченным им лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, названным уполномоченным представителем, кандидатом или его уполномоченным лицом;
10) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, либо при оказании благотворительной помощи;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 статьи;
12) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к Закону.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
При этом в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Территориальная избирательная комиссия города Серпухов из 1725 подписей, представленных Давыдовым И.Е. признала недостоверными (недействительными) 237 подписей (1725-1488=237). Суд, проверив в настоящем судебном заседании оригиналы подписных листов, с выводом комиссии о наличии указанного количества недостоверных (недействительных) подписей не соглашается, поскольку недостоверными (недействительными) могут признаны только 135 подписей, и с учётом того, что в таком случае достоверными подписями должны признаваться оставшиеся 1590 подписей (а такое количество превышает необходимое количество подписей), то оснований для отказа Давыдову И.Е. в регистрации кандидатом не имеется.
Проверяя подписи избирателей в оригиналах подписных листов на предмет их достоверности и действительности, суд исходит из того, что заявитель Давыдов И.Е. согласился с обоснованностью признания недействительными части подписей. Суд также соглашается с таким выводом заявителя в отношении указанных подписей, поскольку в отношении указанных подписей выводы комиссии являются правильными.
Суд считает, что по настоящему делу должно быть принято в качестве доказательства заключение л.д.18-22) отделения ЭКЦ ГУВД МО УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району (специалист Б.В.В..) от 30.08.2010 года. Из этого документа специалиста видно, что недостоверными должны быть признаны 5 подписей, поскольку подписи избирателей выполнены от имени одного лица другим лицом, и недействительными 19 подписей, поскольку рукописные записи в графе «дата внесения подписи» выполнены одним лицом.
В свою очередь суд не соглашается с позицией территориальной избирательной комиссии о признании недостоверными, недействительными следующих подписей, и указанные подписи должны быть признаны достоверными, действительными:
в томе 1 в подписном листе 68 в строке 2,
в томе 1 в подписном листе 261 в строке 1,
в томе 1 в подписном листе 307 в строке 3,
в томе 1 в подписном листе 236 в строке 3,
в томе 2 в подписном листе 5 в строке 1, 3,
в томе 2 в подписном листе 6 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 7 в строке 2,3,
в томе 2 в подписном листе 10 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 31 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 40 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 44 в строке 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 56 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 59 в строке 1, 2,
в томе 2 в подписном листе 61 в строке 1, 2,
в томе 2 в подписном листе 69 в строке 3,
в томе 2 в подписном листе 72 в строке 1, 3,
в томе 2 в подписном листе 78 в строке 1, 2,
в томе 2 в подписном листе 87 в строке 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 90 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 96 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 102 в строке 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 111 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 112 в строке 1, 2,
в томе 2 в подписном листе 115 в строке 1, 2,
в томе 2 в подписном листе 124 в строке 1, 2,
в томе 2 в подписном листе 127 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 129 в строке 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 147 в строке 1,
в томе 2 в подписном листе 152 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 153 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 155 в строке 3,
в томе 2 в подписном листе 163 в строке 1,
в томе 2 в подписном листе 170 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 182 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 188 в строке 1, 3,
в томе 2 в подписном листе 193 в строке 3,
в томе 2 в подписном листе 194 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 195 в строке 1, 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 196 в строке 1, 2,
в томе 2 в подписном листе 230 в строке 2, 3,
в томе 2 в подписном листе 231 в строке 1, 2, 3.
Суд считает, что территориальная избирательная комиссия необоснованно признала часть подписей избирателей недостоверными по тем основаниям, что нарушено оформление подписного листа (в отношении сборщика Я.Н.В. не указан документ, удостоверяющий личность лица, осуществляющего сбор подписей) и указаны недостоверные сведения об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей. Как видно из материалов дела, судом установлено, что указанный сборщик проживает по адресу, указанному в подписных листах. Тот факт, что у указанного гражданина оказался просроченным паспорт гражданина РФ (в связи с пропуском срока обмена паспорта по достижению определённого возраста), не является основанием для признания подписей избирателей недостоверными, поскольку такого основания Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области " не содержит. С заявлением на замену паспорта гражданин не обращался, и соответственно временного удостоверения личности не получал (в этом случае сборщик действительно должен был указать его реквизиты, а не просроченного паспорта). В данном случае паспорт, не обмененный в установленные сроки, является документом, подтверждающим сведения о сборщике, о его личности, чья подпись имеется на подписном листе, т.е позволяет достоверно установить личность сборщика. Кроме того, по данному просроченному паспорту в ФМС при его замене на новый, будет устанавливаться личность гражданина при его обращении, а сам паспорт будет сдан.
Суд считает, что недействительными должны быть признаны все 3 подписи в томе 2 на подписном листе 135, поскольку на этом листе имеются исправления в дате заверения подписей сборщиком, специально не оговорённые лицом, осуществлявшим сбор подписей.
Таким образом, суд считает, что общим количеством недостоверных (недействительных) подписей будут являться только 135 подписей. Являются несостоятельными доводы представителей Территориальной избирательной комиссии Серпухова о признании недостоверными (недействительными) других указанных ими подписей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что количество действительных (достоверных) подписей избирателей (1725 - 135 = 1590 подписей вместо необходимых 1554 подписей) является достаточным для регистрации Давыдова И.Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области».
При таких обстоятельствах является обоснованным и подлежит удовлетворению заявление Давыдова И.Е. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии. По делу не имеется оснований, предусмотренных статьями 211, 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, для приведения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии города Серпухов от 06.09.2010 года №238 «Об отказе в регистрации Давыдову И.Е. кандидату на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области».
Обязать Территориальную избирательную комиссию города Серпухов зарегистрировать Давыдова И.Е. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области».
Кассационная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий Коляда В.А.