Дело № 2-3297/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2010 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Кравченко М.Ю.,
С участием:
Ст.помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А.,
Представителя заявителя Шестуна И.В. по доверенности - Пискаревой Ю.Е.,
Представителя заинтересованного лица Территориальная избирательная комиссия города Серпухова Московской области по доверенности - Елизова Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шестуна Игоря Вячеславовича о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области»,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Шестун И.В. обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области № 114 от 26 августа 2010 года «Об отказе в регистрации Шестуну Игорю Вячеславовичу кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» кандидатом в депутаты по избирательному округу № 21 незаконным и отменить его; обязать Территориальную избирательную комиссию города Серпухова Московской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по избирательному округу № 21.
Свои требования Шестун И.В. мотивирует тем, что он выдвинул свою кандидатуру в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по избирательному округу №21 путем самовыдвижения. Территориальная избирательная комиссия города Серпухова Московской области на основании пункта 7 статьи 23 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» от 11.06.2006 г. №101/2006-ОЗ выдала соответствующее подтверждение. В соответствии со статьями 24 и 27 Закона МО был произведен сбор подписей в поддержку его кандидатуры в депутаты. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона МО в избирательную комиссию необходимо было представить подписи избирателей в количестве 1,5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а именно: 69 подписей на основании данных ТИК г. Серпухова о количестве избирателей в избирательном округе №21.
16 августа 2010 года в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Закона МО подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты, были предъявлены в ТИК г. Серпухова.
26 августа 2010 года ТИК г. Серпухова вынесла Решение № 114 об отказе в регистрации Шестуна И.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по избирательному округу №21. Основанием для отказа в регистрации послужило то, что в поддержку выдвижения кандидатом представлено недостаточное количество достоверных и действительных подписей избирателей.
Шестун И.В. считает, что Решение ТИК г.Серпухова является незаконным, принято с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по следующим основаниям.
Решение не содержит ссылки на конкретную норму закона, на основании которой ТИК г.Серпухова отказала в регистрации его кандидатом в депутаты, поскольку имеется только ссылка на ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая содержит в себе 15 оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты. Однако в Решении не указано, по какому конкретно основанию ему отказано в регистрации.
Ввывод ТИК г.Серпухова о том, что из 75 проверенных подписей достоверными, действительными являются 64 подписи при необходимом количестве 69, не основан на законе и заключении эксперта.
Поскольку для регистрации его кандидатом в депутаты требовалось представить менее 200 подписей избирателей, то в соответствии с пп. д. п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ и пп. 5 п. 22 ст. 28 Закона МО выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Таким образом, для регистрации его кандидатом в депутаты достаточно только необходимого количества достоверных подписей, при этом недействительные подписи не учитываются.
Согласно Протокола от 23 августа 2010 года об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, в результате проверки признаны: недействительными - 2 подписи; недостоверными - 13 подписей. Признание 2 подписей недействительными было осуществлено на основании сообщения ОУФМС от 20.08.2010 года №38/4296, из которого следует, что имеется несоответствие паспортных данных в отношении фамилий Ю. и Н. При написании данного ответа в ТИК ОУФМС был направлен дополнительный ответ от 24.08.2010 года за №38/4323, в котором указано, что ранее были допущены ошибки и паспортные данные Ю. и Н. соответствуют паспортным данным, указанным в подписных листах. Таким образом, вышеуказанные 2 подписи являются действительными.
Согласно Протокола от 23.08.2010 года, ТИК г.Серпухова признала 13 подписей недостоверными на основании заключения эксперта. При проведении проверки было составлено 2 заключения специалиста - эксперта отделения ЭКЦ ГУВД МО УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району от 18 августа 2010 года и 19 августа 2010 года.
Из заключения специалиста от 19.08.2010 года следует, что рукописные записи в подписных листах №№ 2,3,8,22,25 в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Шестуна Игоря Вячеславовича, в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства» и строках «Подписной лист удостоверяю» выполнены разными лицами. В указанных листах содержалось 11 подписей избирателей. Однако в данном заключении не сделаны выводы о том, что подписи избирателей на подписных листах №№2,3,8,22,25 выполнены от имени лиц (избирателей), указанных в подписных листах, другим лицом или лицами; или выполнены разными лицами. Также в заключение не указано все ли или только часть рукописных записей по 11 подписям выполнены разными лицами. Кроме того, выводы эксперта в заключение от 19.08.2010 года могли послужить лишь основанием для признания подписей избирателей в подписных листах №№2,3,8,22,25 недействительными, а не недостоверными.
ТИК г. Серпухова не учла положений п.8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ и п.5 ст.27 Закона МО, из которых следует, что подписной лист может заполнять сам избиратель (т.е. избиратель собственноручно может заполнить графы «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства»). По просьбе избирателя данные в подписной лист может внести лицо, собирающее подписи в поддержку выдвижения кандидата, и в этом случае избиратель собственноручно ставит подпись и дату ее внесения. С учетом положений указанной нормы закона почерк в графах подписных листов «Фамилия, имя отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства» и почерк в графе «Подписной лист удостоверяю» может не совпадать ввиду заполнения разными лицами. Шестун И.В. полагает, что основания для признания недостоверными 11 подписей в подписных листах №№ 2,3,8,22,25 отсутствуют, и указанные 11 подписей являются достоверными.
Из заключения специалиста от 18.08.2010 года следует, что подписи и рукописные записи (дата) в «Подписном листе» № 10 на имя Шестун Игоря Вячеславовича, в графе «Подпись и дата внесения подписи», от имени З. (пункт №1) и Ж. (пункт №2) выполнены одним лицом. Из ведомости проверки подписных листов следует, что подпись в строке 2 листа 10 (Ж.) признана недостоверной как выполненная одним лицом от имени разных лиц. То есть подпись в строке № 1 подписного листа №10 (З.) является достоверной. Кроме того, считает, что вывод специалиста в заключение от 18.08.2010 года о выполнении двух подписей одним лицом является безосновательным.
Из ведомости проверки подписных листов следует, что также была признана недостоверной подпись в строке №3 на подписном листе №12. Однако заключение эксперта о недостоверности указанной подписи отсутствует. То есть основания для признания недостоверной указанной подписи отсутствуют, и подпись в строке №3 на подписном листе №12 является достоверной.
Шестун И.В. считает, что из 75 представленных на проверку в ТИК подписей, из которых проверено 75 подписей, достоверными и действительными являются все 75 подписей - при необходимом количестве 69 подписей, что является достаточным для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по избирательному округу №21.
Шестун И.В. в заявлении указывает также на то, что ТИК г. Серпухова нарушила и пропустила предусмотренный законом 10-дневный срок принятия Решения, поскольку окончательно он подал документы (подписные листы) в ТИК г. Серпухова на регистрацию кандидатом в депутаты 16 августа 2010 года. Учитывая регламент работы ТИК г.Серпухова, первым днем начала течения 10-дневного срока нужно считать день сдачи документов на регистрацию в ТИК, а именно: 16.08.2010 года, и предельный срок, когда она вправе была принять решение об отказе в регистрации, приходился на 18.00 часов 25.08.2010 года. Принятие Решения об отказе в регистрации кандидатом с нарушением (за пределами) указанного 10-дневного срока свидетельствует о нарушении ТИК г. Серпухова гарантий равенства статуса кандидатов в депутаты на выборах.
Шестун И.В. также полагает, что ТИК г. Серпухова нарушила предусмотренный законом срок уведомления кандидата о заседании избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата, так как уведомление о заседании ТИК г.Серпухова 26.08.2010 года, на котором рассматривался вопрос об отказе ему в регистрации, было направлено и получено им только 25 августа 2010 года, т.е. за один, а не за три дня, как это предусмотрено пунктом 1.1. статьи 28 Закона МО. В результате чего он был лишен возможности основательно подготовить свои возражения ко дню указанного заседания ТИК, чем были нарушены его избирательные права.
Шестун И.В. указывает, что при принятии Решения ТИК г. Серпухова были нарушены пункты 18 и 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункты 11, 12 и 22 статьи 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» от 11.06.2006 г. №101/2006-ОЗ, что привело к нарушению его избирательных прав, и данные нарушения в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона являются основанием отмены Решения ТИК г. Серпухова № 114 от 26.08.2010 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по избирательному округу №21
Представитель заявителя Шестуна И.В. по доверенности - Пискарева Ю.Е. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме и привести решение суда к немедленному исполнению.
Представители заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии города Серпухова Московской области по доверенности - Бахтин Е.Ю., Елизов Е.П. в судебном заседании заявленные требования не признали и пояснили, что рабочей группой в представленных заявителем подписных листах были признаны в соответствии с действующим законодательством недействительными подписи на основании заключения специалиста Б. от 18.08.2010 года и 19.08.2010 года. Процедура проверки подписных листов и установление их достоверности или недостоверности и недействительности осуществляется в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии г.Серпухова от 22.07.2010 года № 23, согласно которого к проверке может быть привлечен специалист-эксперт и недостоверными подписи признаются на основании его заключения. В соответствии с данным решением проверка осуществляется по регистрам ГАС «Выборы», и в случае нахождения расхождений данных регистров направляется запрос в УФМС с целью установления подтверждения или опровержения данных, указанных в сведениях об избирателях подписных листов. Были признаны недостоверными согласно заключения специалиста подписные листы №№ 2,3,8,22,25, так как сведения в них внесены одним лицом за другое лицо, то есть не сборщиком подписей. Также признана недостоверной подпись на листе 10 строка 1 по заключению специалиста, так как подписи выполнены одним лицом. В связи с поступившими от Шестуна И.В. возражениями 26 августа 2010 года был составлен второй протокол об итогах проверки подписных листов, в соответствии с которым признано недействительными 11 подписей. Шестун И.В. от получения данного протокола отказался. Составление второго протокола направлено на обеспечение права кандидата по устранению нарушений, после того как кандидат принес свою справку из УФМС были внесены изменения, поэтому надо учитывать только один протокол. Эксперт не входил в рабочую группу, так как если он будет входит в состав рабочей группы, то должен подписывать ведомость проверки подписей. В соответствии с действующим законодательством перечень оснований для отмены решения избирательной комиссии строго регламентирован законом. Указанные заявителем основания о нарушении срока принятия решения и извещения кандидата о заседании комиссии не являются основанием для отмены решения. Мнение Шестуна И.В., что имеет место нарушение срока принятия решения, связано с расширительным толкованием заявителем закона. Порядок исчисления сроков принятия решения применялся ко всем кандидатам одинаковый. Кандидат вправе присутствовать на заседании и срок извещения о заседании не имеет принципиального значения. Решение комиссии считает законным и обоснованным, заявление не подлежащим удовлетворению. Считает необходимым проведение повторной проверки всех подписных листов, а именно: всех подписей в данных подписных листах, так как вызывает сомнение ведомость проверки и результаты проверки подписей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Шестуна И.В., представителей территориальной избирательной комиссии, заслушав прокурора, допросив свидетелей Н., С., Б., Ж., суд считает, что заявление Шестуна И.В. подлежит удовлетворению.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в статье 71 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 28 июня 2006 г. N8/185-П) (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которой решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом, иными федеральными законами.
Согласно ст.71 указанного Закона основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов устанавливаются Федеральным законом, иными федеральными законами.
В соответствии с положениями Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 28 июня 2006 г. N8/185-П) (с изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (статья 22 Закона).
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (статья 24 Закона).
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в количестве 1,5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
При проведении выборов количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов (списков кандидатов) не может быть менее 10 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.
Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей.
Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно (статья 27 Закона).
Материалами дела установлено, что 28 июля 2010 года Территориальная избирательная комиссия города Серпухова приняла от Шестуна Игоря Вячеславовича заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность депутата Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» и документы, подтверждающие достоверность сведений, о чем выдано Письменное подтверждение л.д. 12).
16 августа 2010 года в 15 часов 45 минут Шестун И.В. сдал подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата в количестве 28 листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1 листе л.д. 16).
В соответствии со сведениями, представленными ТИК, количество избирателей по одномандатному избирательному округу 21, образованному на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по состоянию на 01.07.2010 года составляет 4587 л.д. 15).
В протоколе об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по одномандатному избирательному округу № 21 указано количество действительных подписей - 75, количество исключенных (вычеркнутых) кандидатом подписей - 7, количество оговоренных исправлений и помарок - 19 л.д. 17).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах (п.4 ст.28)..
Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии, организующей выборы. Количество подписей, подлежащих проверке, должно быть равным для всех кандидатов (п.5 ст.28).
При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей (п.6 ст.28).
По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной (п.7 ст.28).
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (п.10 ст.28).
Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (ч.11 ст.28).
В соответствии с частью 12 ст.28 недействительными считаются:
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 14 ст.28 Закона МО по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 5 части 22 или пунктом 4 части 23 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Аналогичная норма содержится и в п.п.5 пункта 22 статьи 28 Закона Московской области от 11.07.2006 года №101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
Предусматривая такие основания, законодатель Московской области в пунктах 11,12 статьи 28 областного закона "О муниципальных выборах в Московской области " установил, в каких случаях подписи избирателей признаются недостоверными и недействительными.
Рабочей группой по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных кандидатом для регистрации кандидата в Территориальную избирательную комиссию города Серпухова была проведена в период с 17 августа 2010 года по 23 августа 2010 года проверка соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Шестуна И.В. Из 75 заявленных кандидатом подписей были проверены 75 подписей избирателей, о чем составлен протокол, в котором указано, что в результате проверки признаны недействительными 2 подписи, что составляет 2,6%; на основании заключения эксперта недостоверными признано 13 подписей - 17,3%, на основании заключения ФМС. Количество подписей, признанных достоверными, составило 60 - 80% л.д. 19-20; 55-56). Приложением к Протоколу является Ведомость проверки подписных листов с отражением конкретного количества подписей по каждому подписному листу, признанных недостоверными или недействительными. При этом недостоверными были признаны подписи на листе 10 - строка 2, листе 2 - строка 1, листе 3 - строка 1,2,3, листе 8 - строка 1, 2,3, листе 22 - строка 1,2, листе 25 - строка 1,2, листе 12 - строка 3; недействительными признаны подписи на листе 6 - строка 2, листе 18 - строка 1 л.д.21-25).
Решение комиссии было основано на заключениях специалиста от 19 августа 2010 года о том, что рукописные записи в Подписных листах №№ 2,3,8,22,25 в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Шестуна Игоря Вячеславовича в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства» и строках «Подписной лист удостоверяю» выполнены разными лицами л.д. 28-29); и от 18 августа 2010 года о том, что подписи и рукописные записи (дата) в Подписном листе № 10 на имя Шестуна Игоря Вячеславовича в графе «Подпись и дата внесения подписи» от имени З. (пункт № 1) и Ж. (пункт № 2) выполнены одним лицом л.д. 30).
При рассмотрении заявления Шестуна И.В. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» в суд был представлен Протокол об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных Шестуном Игорем Вячеславовичем, составленный 26 августа 2010 года рабочей группой, в соответствии с которым была проведена в период с 17 августа 2010 года по 23 августа 2010 года проверка соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Шестуна И.В. Из 75 заявленных кандидатом подписей были проверены 75 подписей избирателей, о чем составлен протокол, в котором указано, что в результате проверки признанных недействительными подписей нет; недостоверными признано 11 подписей - 14,6% на основании заключения специалиста. Количество подписей, признанных достоверными, составило 64 - 85,3% л.д. 61-62). Приложением к Протоколу является Ведомость проверки подписных листов с отражением конкретного количества подписей по каждому подписному листу, признанных недостоверными или недействительными. При этом недостоверными были признаны подписи на листе 10 - строка 2, листе 3 - строка 1,2,3, листе 8 - строка 1, 2,3, листе 22 - строка 1,2, листе 25 - строка 1,2. Итого недостоверными признано 11 подписей, так как подписи выполнены от имени разных лиц одним лицом - не сборщиком подписей и не избирателем л.д. 63-66).
Из представленных в суд материалов видно, что Территориальная избирательная комиссия города Серпухов из 75 подписей, представленных Шестуном И.В. в соответствии с протоколом от 26 августа 2010 года признала недостоверными 11 подписей в связи с тем, что подписи выполнены от имени разных лиц одним лицом - не сборщиком подписей и не избирателем. Данный вывод рабочей комиссии был основан на заключении специалиста Б., который в судебном заседании показал, что вывод о достоверности подписей в подписных листах № 2,3,8,22,25 он не делал, так как такой вопрос перед ним не стоял. Для того, чтобы ответить на вопрос, Ж. заполняла листы или нет, необходимы были ее образцы почерка, которых у него не было. При исследовании экспериментальных и свободных образцов почерка можно установить точно, выполнен ли текст Ж., для этого необходимо проведение экспертизы. Но, сравнив представленные образцы почерка Ж., можно сказать, что подписные листы 2,3,8,22,25 заполняла Ж.
Судом была назначена по делу почерковедческая экспертиза. Из заключения ст.эксперта отделения ЭКЦ при ГУВД по МО по экспертно-криминалистическому обеспечению УВД г.Серпухов и Серпуховскому муниципальному району Г. следует, что записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения», «Адрес места жительства» в подписных листах 2,3,8,22,25, представленных Шестуном И.В. в территориальную избирательную комиссию для регистрации его кандидатом в депутаты муниципального образования «Город Серпухов Московской области», выполнены Ж. л.д. 72-75).
В соответствии с дополнительным заключением ст.эксперта отделения ЭКЦ при ГУВД по МО по экспертно-криминалистическому обеспечению УВД г.Серпухов и Серпуховскому муниципальному району Г. подписи и дата внесения подписи в графе «подпись и дата внесения подписи» в подписных листах, представленных Шестуном И.В. в Территориальную избирательную комиссию для Регистрации его кандидатом в депутаты муниципального образования «Город Серпухов Московской области», выполнены разными лицами. Записи в листах 2,3,8,22,25, представленных Шестуном И.В. в Территориальную избирательную комиссию для Регистрации его кандидатом в депутаты муниципального образования «Город Серпухов Московской области», в графе «подписной лист удостоверяю» выполнены Ж. Записи в строках 1,2,3 графы «фамилия, имя, отчество», «год рождения», «адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа его заменяющего»: подписных листов 1,14,16,17,18,20,23,24,26,27,28, выполнены одним лицом С., подписных листов 7,9,11,13,15 - выполнены одним лицом Н., подписных листов 5,6,10,12,19,21 - выполнены одним лицом О.; подписного листа 4 выполнены одним лицом К.
На основании результатов заключений эксперта 11 подписей избирателей в подписных листах 2,3,8,22 и 25, представленных Шестуном И.В. в Территориальную избирательную комиссию для Регистрации его кандидатом в депутаты муниципального образования «Город Серпухов Московской области», а также подпись избирателя Ж. в подписном листе 10 строка 2, должны быть признаны достоверными, так как не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется.
В ходе рассмотрения заявления Шестуна И.В. судом в соответствии с положениями предусмотрены ст.76 ч.6 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" была проведена повторная проверка всех 75 подписей избирателей. Суд считает, что подлежит признанию недействительной подпись избирателя П. - подписной лист 17 строка 2, так как указаны сведения, не соответствующие действительности, а именно: адрес проживания - /Адрес/ , в то время как П. проживает по адресу - /Адрес/ , что подтверждается представленными в суд копией формы 1П и выпиской из домовой книги л.д.213, 216).
Таким образом, из представленных 75 подписей избирателей судом признается достоверными 74 подписи, при необходимом количестве 69 подписей, что является достаточным для регистрации Шестуна Игоря Вячеславовича кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по избирательному округу № 21.
Суд учитывает также процессуальные нарушения, допущенные Территориальной избирательной комиссией, так как протокол от 26 августа 2010 года об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей и ведомость кандидату не выдавались, в связи с чем нарушены положения ч.14 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 года №101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
В то же время суд не соглашается с доводами заявителя Шестуна И.В., что решение не содержит ссылку на норму закона, на основании которой ТИК г.Серпухова отказал ему в регистрации кандидатом в депутаты, так как
в Решении № 144 от 26 августа 2010г. указано на предоставление кандидатом в поддержку выдвижения 75 подписей, из которых проверено 75 подписей, из них достоверными, действительными признано 64 подписи - при необходимом количестве 69 подписей, что является недостаточным для регистрации Шестуна И.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по избирательному округу № 21, в связи с чем на основании ст.38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и заключения эксперта Территориальная избирательная комиссия город Серпухова решила отказать Шестуну И.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «город Серпухов Московской области» по избирательному округу № 21.
В соответствии со ст.11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Согласно части 4 указанной статьи если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней. Таким образом, выводы Шестуна И.В. о том, что ТИК г.Серпухова нарушил и пропустил предусмотренный 10-дневный срок принятия Решения суд находит несостоятельным. Исходя из даты сдачи подписных листов 16 августа 2010 года в ТИК г.Серпухова, решение принято в установленные Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Что касается нарушения сроков извещения кандидата в депутаты Шестуна И.В. о заседании избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата, то данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии.
Суд находит несостоятельным доводы представителя Территориальной избирательной комиссии, что решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» является правомерным, поскольку на момент вынесения данного решения у избирательной комиссии были все основания полагать, что не достаточно подписей для регистрации кандидата в депутаты Шестуна И.В., поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат. Поскольку выводы о недостоверности 11 подписей сделаны на основании заключения специалиста Б., которое было опровергнуто им же в судебном заседании, а также заключением эксперта Г., суд считает данный довод ошибочным.
При таких обстоятельствах является обоснованным и подлежит удовлетворению заявление Шестуна И.В. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии № 114 от 26 августа 2010 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области по избирательному округу № 21.
По делу не имеется оснований, предусмотренных статьями 211, 212 ГПК РФ, для приведения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии города Серпухов Московской области от 26 августа 2010 года № 114 «Об отказе в регистрации Шестуну Игорю Вячеславовичу кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области по избирательному округу № 21.
Обязать Территориальную избирательную комиссию города Серпухов зарегистрировать Шестуна Игоря Вячеславовича кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по избирательному округу № 21.
Кассационная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий И.С.Фетисова