Об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии города Серпухов



№ 2-3565/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Серпуховского городского суда

Московской области

город Серпухов

09 октября 2010 года

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре Кравченко М.Ю.,

с участием:

помощника прокурора города Серпухова Жуковой Е.С.,

представителя заявителя ООО «ОКА-ФМ» - Якушанова Б.А.,

представителя Территориальной избирательной комиссии г.Серпухова - Елизова Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ООО «ОКА-ФМ» об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии города Серпухов,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ООО «ОКА-ФМ», являющийся средством массовой информации, обратился в Серпуховский городской суд с заявлением об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии города Серпухов №455 от 08.10.2010 года «Об утверждении Регламента проведения аккредитации средств массовой информации, принимающих участие в освещении порядка проведения голосования на избирательных участках», указав, что 08.10.2010 года на очередном заседании Территориальная избирательная комиссия г.Серпухов приняла указанное решение. В силу п.1 ст.26 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ТИК является коллегиальным государственным органом Московской области. Считает данное решение ТИК, являющееся правовым актом, не основанным на законе и принятым комиссией с превышением её компетенции по следующим обстоятельствам. Указывает, что данный Регламент фактически устанавливает разрешительный порядок для получения средствам массовой информации доступа на избирательные участки в день голосования и ставит в зависимость получение доступа от ряда обстоятельств, как-то: представление в Территориальную избирательную комиссию полного исчерпывающего перечня документов и сведений о СМИ и его представителе в определенном виде и объёме. Нормами Регламента в качестве единственного основания для доступа представителя СМИ на избирательный участок предусмотрено предварительное получение в ТИК г.Серпухов разрешительного документа - письменного допуска (удостоверения), заверенного печатью ТИК г.Серпухов, что считает неправомерным ограничением прав средств массовой информации на беспрепятственное освещение работы участковых избирательных комиссий г.Серпухов (всего 53 комиссии) в день голосования. Какие-либо ограничения в реализации данного права для СМИ не предусмотрены избирательным законодательством РФ. Вне связи с выборами и неприменительно к избирательным правоотношениям Закон РФ «О средствах массовой информации» предусматривает процедуру аккредитации СМИ при конкретном государственном или муниципальном органе, считает, что на выборах такая процедура не предусмотрена. Положениями ст.30 «Гласность в деятельности комиссий» Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» закреплено, что в день голосования в помещении комиссии (вплоть до окончания составления итогового протокола) вправе присутствовать представители средств массовой информации. Средством подтверждения причастности лица к конкретному СМИ на штатной или внештатной основе является только соответствующее удостоверение, заверенное уполномоченным лицом (руководителем) СМИ. Исчерпывающий и закрытый перечень полномочий территориальных избирательных комиссий (т.е. их компетенция) закреплен в п.9 ст.26 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Среди них не предусмотрено право комиссии по принятию правового акта, устанавливающего Регламент аккредитации СМИ. Грубейшие ограничения прав средств массовой информации закреплены в пунктах 3.2. Регламента. Они сформулированы в следующих обязательных требованиях: о предоставлении сведений об учредителях СМИ; о предоставлении сведений о домашнем адресе работника (представителя)
аккредитации. По Закону РФ «О средствах массовой информации» работники СМИ вправе не разглашать о себе названных персональных данных. В пункте 8.2 Регламента закреплен запрет на видеофиксацию стационарной урны для голосования даже на удалении. Такой запрет противоречит общеизвестным сведениям, регулярно распространяемым в эфире федеральных телевещательных средств массовой информации РФ, когда демонстрируется для всеобщего сведения граждан (для массового телезрителя) подход избирателей к стационарным урнам для голосования на избирательных участках, когда перед подсчетом голосов стационарные урны для голосования распломбируются и члены комиссии извлекают содержимое урн на подлежащую поверхность для целей последующего подсчета бюллетеней. Данным запретом самым непосредственным образом созданы препятствия в работе и нарушаются права нашего СМИ, поскольку существует реальная угроза того, что штатные и внештатные сотрудники нашей организации окажутся недопущенными в помещения избирательных участков 10.10.2010 года для аудио видео фиксации процесса голосования в целях общественного контроля и гласности этой процедуры в г.Серпухов. Просит обязать Территориальную избирательную комиссию г.Серпухов Московской области устранить допущенные нарушения прав ООО «ОКА-ФМ» и отменить решение Территориальной избирательной комиссии г.Серпухов Московской области от 08.10.2010 года об утверждении Регламента проведения аккредитации средств массовой информации, принимающих участие в освещении порядка проведения голосования на избирательных участках, а также отменить приложения №№1 и 2 к данному решению - «Форма удостоверения об аккредитации представителей средств массовой информации, принимающих участие в освещении порядка проведения голосования на избирательных участках» и «Регламент проведения аккредитации средств массовой информации, принимающих участие в освещении порядка проведения голосования на избирательных участках».

Представитель Территориальной избирательной комиссии города Серпухова просил суд признать оспариваемое заявителем решение ТИК законным и отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение избирательной комиссии об утверждении регламента проведения аккредитации средств массовой информации, принимающих участие в освещении порядка проведения голосования на избирательных участках не противоречит действующему законодательству, полномочиям комиссии и было принято только для того, чтобы упорядочить все вопросы в этом отношении, поскольку поступили обращения из участковых комиссий с вопросами разъяснения как им действовать в той или мной ситуации. Указал, что в адрес ТИК постоянно поступает информация, что планируется вмешательство в работу избирательной комиссии, на участках собираются ставить по 5,6 камер, решено также с учетом замечания УВД, просившего провести аккредитацию, и практика такая существует, этим не ограничивается работу СМИ, а просто необходимо упорядочить работу СМИ. На участках существует тайна голосования, подход к урне, и если это будут снимать лица непонятно откуда считает, что это противозаконно. СМИ должно нести ответственность за тех сотрудников, которых направляет. Данное решение обнародовано вчера, направлено на сайт Администрации города. Из всего изложенного считает, что данный регламент не нарушает права СМИ. К настоящему времени ни одному средству массовой информации, обратившемуся за аккредитацией отказано в этом не было. Запрет на видеофиксацию кабинки для голосования и стационарной урны для голосования направлен только на соблюдение тайны голосования и такой запрет не ограничивает средства массовой информации в проведении иной съёмки на избирательных участках.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, представителя территориальной избирательной комиссии, заключение прокурора, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела, решением территориальной избирательной комиссии г.Серпухова от 08.10.2010г. №455 «Об утверждении Регламента проведения аккредитации средств массовой информации, принимающих участие в освещении порядка проведения голосования на избирательных участках» утверждён Регламент проведения аккредитации средств массовой информации, принимающих участие в освещении порядка проведения голосования на избирательных участках.

В соответствии пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) присутствовать на заседаниях комиссий;

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Аналогичные положения содержатся в статье 20Закона Московской области от 11 июля 2006 г. N 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

В соответствии со ст.48 ФЗ «О средствах массовой информации» редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

В соответствии со ст.12 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Суд считает, что пункт 21 ст.13 указанного закона в рамках иных полномочий позволяет избирательной комиссии принять регламент проведения аккредитации средств массовой информации.

Судом установлено, что указанным Регламентом аккредитации не нарушаются права ООО «ОКА-ФМ», поскольку содержание регламента не противоречит действующему законодательству, территориальная избирательная комиссия вправе принимать такие правила, в связи с чем при их соблюдении средство массовой информации, в данном случае ООО«ОКА-ФМ» может реализовать своё право на получение информации. Редакция СМИ имеет право подать заявку на аккредитацию собственного журналиста, и полученный результат (положительный или отрицательный) напрямую зависит от соблюдения правил аккредитации. Правовое регулирование аккредитации осуществляется помимо норм Закона о СМИ также правилами аккредитации, утверждаемыми непосредственно самими аккредитующими субъектами. Оспариваемые по настоящему делу правила аккредитации не вступают в противоречие с законодательством РФ, конституционными принципами (пунктом 4 ст.29 Конституции РФ гласящей "...каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом"). Закон о средствах массовой информации, регулируя режим аккредитации в целом, оставляет его подробное регулирование на усмотрение соответствующих органов и ведомств, которые принимают собственные правила аккредитации (абз. 2 ст. 48), что в данном случае и произошло.

Также суд считает необоснованными ссылки заявителя на то, что нарушаются права заявителя запретом на осуществление видеофиксации кабинки для голосования и стационарной урны для голосования. Суд отмечает, что указанный запрет основан на том, что в соответствии с действующим законодательством избирательная комиссия должна обеспечить при голосовании граждан на выборах тайну их голосования, в связи с чем видеофиксация, позволяющая в дальнейшем при просмотре записи определить результат голосования конкретного гражданина является недопустимой, что в свою очередь не налагает запрет на производство фото и видеосъёмки, но с соблюдением указанного требования.

Таким образом, заявление ООО «ОКА-ФМ» об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии города Серпухов об утверждении оспариваемого регламента не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «ОКА-ФМ» об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии города Серпухов №455 от 08.10.2010 года «Об утверждении Регламента проведения аккредитации средств массовой информации, принимающих участие в освещении порядка проведения голосования на избирательных участках», ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Кассационная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий Коляда В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200