ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Серпуховского городского суда
Московской области
02 декабря 2010 года
город Серпухов
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре Новиковой А.А.,
с участием:
прокурора Кобозевой О.А.,
представителя ответчика Администрации сельского поселения Васильевское - Симарова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3532/10 по заявлению Серпуховского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Васильевское о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйных гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Серпуховский городской прокурор Московской области обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Администрации муниципального образования сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области и требует от ответчика подать в федеральную регистрационную службу заявление о постановке на учёт бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений - плотин, находящихся на территории муниципального образования сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области у д. Ивановское и у д. Каменка.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что Серпуховской городской прокуратурой, в связи с исполнением задания прокуратуры Московской области от 02.07.2010 № 20-7-250-2010 «О проверке исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» проведена проверка. Установлено, что на территории Серпуховского муниципального района у д. Ивановское и у д. Каменка Васильевского сельского поселения имеются бесхозные гидротехнические сооружения - плотины пруда на реке Нюня (приток реки Каменка) и плотина пруда на реке Каменка (приток реки Речма). Данные гидротехнические сооружения имеют - назначения - реакреакция, пожаротушение. По информации, представленной ГУ «Мособлводхоз» гидротехническое сооружение пруд на реке Каменка у д. Каменка Серпуховского муниципального района Московской области, ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен, то есть является бесхозяйным. В реестре федерального имущества данный объект также не числится. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнических сооружений и эксплуатирующая организация обязаны обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений. Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечёт неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. В соответствия с п.3 ст. 236 ГК РФ. Прокурор считает, что согласно ч.2 Положения о принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей администрация муниципального образования Васильевского сельского поселения Серпуховского муниципального района Московской области должна была обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт объекты недвижимого имущества - бесхозяйные гидротехнические сооружения - плотину на реке Нюня (приток реки Каменка) и плотину на реке Каменка (приток реки Речма). Однако до настоящего времени, указанные действия администрацией муниципального образования Васильевское сельское поселение Серпуховского муниципального района Московской области не выполнены, в связи с этим, собственник ГТС плотины на реке Нюня (приток реки Каменка) и плотины на реке Каменка (приток реки Речма) не определен. В связи с отсутствием собственника данного ГТС и в результате бездействия органа местного самоуправления по определению и постановке ГТС на учёт, контроль за состоянием ГТС никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются, что может привести к возникновению аварийных ситуаций с причинением ущерба окружающей природной среде, к значительным материальным потерям, к нарушению условий жизнедеятельности и гибели людей. Наличие бесхозяйного ГТС создает опасность окружающей природной среде и населению близлежащей территории, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Васильевского сельское поселение Серпуховского муниципального района Московской области принять меры по постановке на учёт бесхозяйных ГТС - плотин пруд на р. Каменка у д. Каменка и на реке Нюня у д. Ивановское Серпуховского муниципального района Московской области подав соответствующее заявление в орган, осуществляющей государственную регистрацию прав.
Представитель Серпуховского городской прокуратуры Московской области - Кобозева О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Васильевского сельского поселения Серпуховского муниципального района Московской области - Симаров Н.Н. в судебном заседании возражений против удовлетворения исковых требований не выразил, пояснил, что действительно указанные гидротехнические сооружения являются бесхозными, администрация Васильевского сельского поселения готова принять их на баланс. Считает, что заявленные требования обоснованны.
Представитель третьего лица - Администрация Серпуховского муниципального района Московской области - Ш.. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, ранее допрошенная в судебном заседании пояснила, что возражает против заявленных требований, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности, в том числе и по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения возлагаются на собственника гидротехнического сооружения. Порядок обеспечения безопасности ГТС не имеющего собственника (бесхозного) установлен ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в силу которой эксплуатация ГТС и обеспечение безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе ГТС, находящегося в аварийном состоянии), а также ГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утверждённым Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237 четко определён порядок принятия мер по обеспечению безопасности бесхозного ГТС, а именно п. 6 Положения установлено, что при обнаружении ГТС, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нём в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено ГТС, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидросооружения. Органом осуществляющем надзор за безопасностью ГТС является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Действующим законодательством прямо установлен порядок обеспечения безопасности бесхозяйных ГТС, в соответствии с которым при выявлении бесхозных ГТС Ростехнадзор обращается в орган местного самоуправления по месту нахождения сооружения и Правительство Московской области для решения вопроса о безопасности такого сооружения. Следовательно, полномочия по решению вопроса о безопасности гидротехнического сооружения находятся в совместном ведении местной администрации и Правительства Московской области. Соответственно возложение на Администрацию сельского поселения Васильевское обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества является ненадлежащим способом защиты прав неопределённого круга лиц в интересах которого Серпуховский городской прокурор обратился в суд. Так же такой порядок защиты нарушенных прав, а именно возложение на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества не предусмотрен ни Федеральными законами ни Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённом постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580. Нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривают для муниципальных образований лишь возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не предписывают в императивной форме местным администрациям обращать данные объекты, не принадлежащие организациям, в муниципальную собственность. Прокурором не было представлено доказательств, что данное ГТС не имеет собственника (письменные возражения, л.д.51-53).
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц.
Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Если, это не исключается правилами Гражданского Кодекса РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов,
Согласно ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия. вод и жидких отходов.
Согласно п.4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории муниципального образования Васильевского сельского поселения Серпуховского муниципального района Московской области в дер. Каменка имеется плотина земляная, водосброс открытый регулируемый, высота плотины 3,3 метра, длина - 50 метров, объём - 7000 кв.м., площадь 0,67 га; в дер. Ивановское имеется плотина земляная, водосброс осуществляется через обводной канал, высота плотины 4 метра, длина - 55 метров, объем - 4000 кв.м., площадь 0,3 га.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимого имущества: плотина пруда на р. Каменка (приток р.Речма), адрес: Московская область, Серпуховский район, район дер. Каменка, и плотина пруда на р. Нюня (приток р. Каменка), адрес: Московская область, Серпуховский район, район дер. Ивановское, не значатся (л.д.63-64).
Согласно сообщению ГУП МО «МОБТИ» Серпуховский районный филиал, гидротехнические сооружения. А именно: у дер. Каменка, плотина пруда на р. Каменка (приток р. Речма); у дер. Ивановское, плотина пруда на р. Нюня (приток р. Каменка), на учёте в архиве филиала не значатся (л.д.71).
Как усматривается из акта обследования гидротехнических сооружений от 11.09.2007 г., плотина пруда на реке Каменка у дер. Каменка является бесхозной (л.д.27-36, приложение к акту, л.д.37-43).
При таких обстоятельствах суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как право собственности на спорное ГТС ни за кем не зарегистрировано, т.е. оно не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия на него документов и сведений, в том числе предусмотренных п.7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580: о не включении сооружения в Российский регистр ГТС (постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. №490), сообщением регистрационной службы об отсутствии в Едином государственном реестре прав, записи о владельце прав на ГТС.
Кроме того, отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечёт неисполнение предусмотренных ст.9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений», где собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения.
Таким образом, в силу гражданского законодательства, ГТС - плотина пруда на реке Нюня (приток реки Каменка) и плотина пруда на реке Каменка (приток реки Речма) является бесхозяйным имуществом. И бездействие администрации Васильевского сельского поселения Серпуховского муниципального района Московской области, в границах которого находится гидротехническое сооружение, которая в нарушение п.3 ст.225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращалась, является незаконным и нарушает права неопределённого круга лиц. При таких обстоятельствах заявление Серпуховского городского прокурора Московской области, направленное в защиту интересов неопределенного круга лиц, прежде всего населения, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Серпуховского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Васильевское Серпуховского района Московской области обратиться с заявлением в Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области о постановке на учёт бесхозяйных гидротехнических сооружений - плотины пруда на реке Нюня, находящейся у д.Ивановское и плотины пруда на реке Каменка у д.Каменка.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированной части решения.
Председательствующий: Коляда В.А.