Об обязании поставить на учет гидротехнические сооружения



дело № 2-3646/2010

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

09 декабря 2010 года г. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

ст. помощника Серпуховского горпрокурора Кобозевой О.А.,

представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Сельское поселение Дашковское» - Селиванов С.А.,

при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского горпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Дашковское» об обязании поставить на учет гидротехнические сооружения,

У С Т А Н О В И Л :

Серпуховский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Дашковское» и просит: признать незаконным бездействие Администрации муниципального образование «Сельское поселение Дашковское» Серпуховского района Московской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехничеких сооружений - плотин, находящихся на территории этого муниципального образования у д. Судимля и у д. Новики; обязать Администрацию муниципального образования «Сельское поселение Дашковское» Серпуховского района Московской области обратиться в Управление Федеральной службы Московской области для государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений у д.Судимля и у д. Новики.

Свои требования мотивирует тем, что при проведении проверки в связи с исполнением задания прокуратуры МО «О проверке исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что на территории Серпуховского муниципального района у д.Судимля и у д. Новики сельского поселения Дашковское имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения - плотина пруда на ручье без названия (приток реки Нара), плотина земляная, водосброс осуществляется через обводной канал, высота плотины 7 м., длина - 120 м., объем - 39,9 тыс. м3, площадь 1,9 га, данное гидротехническое сооружение имеет назначение - рекреация, пожаротушение; и плотина пруда на реке Сухменка (приток реки Ока), плотина земляная, водосброс осуществляется через обводной канал, высота плотины 4 м., длина - 50 м., объем 30 тыс. м3., площадь 2,24 га, назначение - орошение. Согласно ст. 225 ГК РФ.

Представитель истца Кобозева О.А. в судебном заседании поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Дашковское Селиванов С.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований и пояснил, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопрос об обращении в ораны государственной регистрации по бесхозяйным объектам, судебный порядок возложения таких обязанностей законом не предусмотрен, Администрация использует и распоряжается тем имуществом, которое необходимо для исполнения ее полномочий, принимать на свой бюджет бремя собственности, требующее затрат, значит не вести хозяйство. Отсутствие права собственности на объекты не освобождает Администрацию от обеспечения их безопасности. В соответствии с законодательством ответчик принимает участие в ликвидации и предотвращении чрезвычайных ситуаций. Финансирование Администрации сельского поселения происходит из местного бюджета, поэтому любые затраты рассматриваются с точки зрения их целесообразности. К тому же для регистрации права на недвижимое имущество к заявлению необходимо приложить документы о том, что объект недвижимости не имеет собственника или он не известен, у ответчика такого документа не имеется. Также Селиванов отметил, что каждое техническое сооружение занимает участок земли, следовательно, придется обращаться к собственнику этой земли и брать в собственность землю под прудом, поскольку ответчику эти земли не передавались.

Представитель третьего лица - Администрации Серпуховского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

Будучи ранее допрошенным, представитель Администрации Серпуховского муниципального района Шейко Н.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований и пояснила, что прокурором не представлены доказательства, что данное гидротехническое сооружение не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия на него документов и сведений. Действующим законодательством прямо установлен порядок обеспечения безопасности безхозяйных гидротехнических сооружений, в соответствии с которым Ростехнадзор, при выявлении таких сооружений обращается в орган местного самоуправления по месту нахождения сооружения и Правительство Московской области для решения вопроса о безопасности такого сооружения. Следовательно, полномочия по решению вопроса о безопасности гидротехнического сооружения находятся в совместном ведении местной администрации и Правительства Московской области. Соответственно, возложение на ответчика обязанности по обращению в Управление Росреестра с соответствующим заявлением является ненадлежащим способом защиты прав неопределенного круга лиц, в интересах которого Серпуховский горпрокурор обратился в суд. Кроме того, нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предписывают местным администрациям в императивной форме обращать данные объекты, не принадлежащие организациям, в муниципальную собственность. Также в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В связи с чем, требование прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме (письменное объяснение л.д.36-38).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного крута лиц.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Если, это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность б силу приобретательной давности.

Согласно п. 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г, N 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В силу п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории Серпуховского муниципального района у д.Судимля и у д. Новики сельского поселения Дашковское имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения:

- плотина пруда на ручье без названия (приток реки Нара) у д.Судимля, плотина земляная, водосброс осуществляется через обводной канал, высота плотины 7 м., длина - 120 м., объем - 39,9 тыс. м3, площадь 1,9 га. Берега пруда покрыты древесной растительностью. Водосборная площадь левобережья - луговые травы, правобережья - жилые и дачные дома. Данная плотина имеет опасный уровень безопасности: гребень плотины не профилирован по всей длине, левое плечо гребня ниже правого на 0,5 м. правое плечо длиной 70 м. не спланировано. Запас гребня левобережья недопустимо мало - 0,2 м. Количественная оценка риска аварии не проводилась в целом плотина находится в аварийном состоянии, соответствующем опасному уровню безопасности (акт обследования ГТС - л.д.11 - 26);

- плотина пруда на реке Сухменка (приток реки Ока) у д. Новики, плотина земляная, водосброс осуществляется через обводной канал, наибольшая высота плотины 4 м., длина - 50 м., объем 30 тыс. м3., площадь 2,24 га. Правый и левый берега пруда пологие, произрастают луговые травы. Данная плотина имеет неудовлетворительный уровень безопасности: размыта зона правобережного примыкания плотины в месте размещения трубы водосброса. Транзитная часть обводного канала завалена остатками бетонных конструкций, мусором. Наличествует оползневый процесс правого берега транзитной части канала. Количественная оценка риска аварии не проводилась. В целом плотина находится в потенциально опасном техническом состоянии, соответствующем неудовлетворительному уровню безопасности (акт обследования ГТС - л.д. 55 - 66).

По сообщению Администрации Сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района гидротехнические сооружения не имеются на территории сельского поселения и не значатся в реестре муниципальной собственности (л.д.10, 54).

По сведениям Администрации Серпуховского муниципального района, указанные ГТС не включены в объем муниципальной собственности Администрации Серпуховского муниципального района (л.д. 82).

По сведениям, имеющимся в Администрации Серпуховского муниципального района, в числе ГТС, расположенных на территории Серпуховского района, значится плотина на ручье без названия (приток р.Нара) у д.Судимля, собственник или пользователь данного сооружения не определен (л.д.93 -97).

Из сообщения Серпуховского районного отдела ГУП МО «МОБТИ» указанные ГТС у д.Судимля, плотина пруда на ручье без названия (приток р. Нара) у д.Новики, плотина пруда на реке Сухменка (приток р.Ока) на учете в архиве филиала не значится (л.д.98, 115).

ТУ Росимущества в Московской области сообщает, что в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области и ее архиве спорный объект - ГТС у д.Судимля, плотина пруда на ручье без названия (приток р. Нара) не значится (л.д.105).

Из представленных в материалы дела объяснений З., следует, что ГТС у д.Новики на реке Сухоменка находится в конце деревни, за чертой застройки в Дашковском Сельском поселении. В 2008 году по заданию Министерства экологии и природопользования Московской области, ей, З., совместно с представителем Московского государственного Университета природообустройства было обследовано названное ГТС. Были установлены координаты ГТС с помощью JPS-навигации. На представленном для обозрения фрагменте ситуационного плана сельского поселения Дашковское указана точка, приходящаяся на гребень плотины. (л.д.117 - 118).

Из сообщения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области усматривается, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об указанных объектах (л.д.98, 116).

Из сообщения Отдела водных ресурсов по Московской области Московско-окского бассейнового водного Управления усматривается, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 490 от 23.05.1998 года «О порядке формирования и ведения Российского регистра ГТС» основные данные по гидротехническим сооружениям вносятся в Российский регистр ГТС. Полномочия по формированию и ведению регистра возложены на ФГУП «Центр Российского регистра ГТС и государственного водного кадастра» Федерального Агентства водных ресурсов. Информации в указанном регистре о спорном гидротехническом сооружении не содержится. В соответствии с ФЗ № 117-ФЗ от 21.05.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением норм и правил безопасности ГТС, за исключением ГТС, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления, возложены на Федеральную службу Ростехнадзора. Также сообщено, что на договорной основе с Министерством экологии и природопользования Правительства Московской области Московский Государственный университет природообустройства в 2009 году провел работы по обследованию ГТС Московской области, в ходе которых был составлен перечень ГТС, расположенных на водных объектах Московской области с указанием собственников и эксплуатирующих организаций. Данный перечень в настоящее время проходит процедуру согласования в Центральном территориальном Управлении Ростехнадзора. По предварительным данным плотина пруда на ручье без названия (приток р.Нара) в районе д.Судимля и плотина пруда на реке Сухменка (приток р.Оки) в д.Новики являются бесхозяйными ГТС, находятся в неудовлетворительном техническим состоянии и требуют текущего ремонта (л.д.91 - 92).

Представленный в материалы дела Устав сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области содержит сведения о составе территории сельского поселения, где в числе прочих значатся: деревня Судимля и деревня Новики (л.д.119 - 158).

Анализ вышеизложенных доказательств позволяет суду придти к выводу о наличии правовых оснований для признания спорных объектов бесхозяйными.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Суд приходит к выводу, что отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, непринятие органом местного самоуправления мер по постановке ГТС на учет как бесхозяйное недвижимое имущество нарушает конституционные права неопределенного круга лиц и создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, причинение вреда их имуществу.
Проверкой плотины и водосброса установлено, что уровень безопасности ГТС у д.Судимля опасный, ГТС эксплуатируется с 1985 года, назначение водного объекта- рекреация, противопожарное; уровень безопасности ГТС у д.Новики неудовлетворительный, ГТС эксплуатируется с 1979 года, назначение водного объекта- рекреация, противопожарное. Таким образом, в судебное заседание представлены доказательства наличия угрозы опасности жизни и здоровья неопределенной категории граждан.

ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

- осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

- содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Пунктом 3 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года за № 237 в обязанности собственникам гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации также вменяется содержание гидротехнического сооружения в исправном состоянии, своевременное осуществление разработок и реализации мер по обеспечению его безопасности, обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии с пунктами 8, 26, 31 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Согласно пунктов 5, 19, 20 части второй статьи ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

В ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования...

Согласно ч. 2 ст. 11 указанного Федерального Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Поскольку отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнических сооружений, расположенных в районе д. Судимля и д. Новики Дашковского сельского поселения, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в результате чего возникает угроза жизни и здоровью граждан, а также значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей, а администрация муниципального образования необходимых мер для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации не предпринимает, суд находит требования прокурора, подлежащими удовлетворению.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, непринятие органом местного самоуправления мер по постановке ГТС на учет как бесхозяйного имущества нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением.

С целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации
администрация муниципального образования «Сельское поселение Дашковское» обязана поставить данные ГТС на учет в качестве бесхозяйного имущества, поскольку оно располагается на территории данного сельского поселения, должно составлять муниципальную собственность. Поэтому в соответствии со ст. 225 ГК РФ и постановления Правительства РФ №580 «Об утверждении положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» и возникла необходимость определения собственника спорного гидротехнического сооружения по постановке на государственный учёт бесхозяйного объекта и признании его муниципальной собственностью. Однако администрация сельского поселения проявила бездействие по постановке на учёт ГТС, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

При вынесении решения суд руководствуется ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом и принимает во внимание, что ответчик не представил доказательств отсутствия опасности при бесхозяйности гидротехнического сооружения в опровержение доказательств, представленных истцом.

Таким образом, в силу норм гражданского законодательства, ГТС на реке Сухменка у д. Новики и на ручье без названия у д. Судимля являются бесхозяйным имуществом и бездействие администрации Дашковского сельского поселения Серпуховского района Московской области, в границах которого находятся гидротехнические сооружения, которая в нарушение п. 3 ст. 225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращалась, является незаконным.

Поскольку наличие бесхозяйных ГТС создает опасность окружающей природной среде и населению, то заявление прокурора, направленное в защиту интересов неопределенного круга лиц, прежде всего населения, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Серпуховского горпрокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образование «Сельское поселение Дашковское» Серпуховского района Московской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотин находящихся на территории этого муниципального образования у д.Судимля и у д. Новики Серпуховского района Московской области.

Обязать Администрацию муниципального образование «Сельское поселение Дашковское» Серпуховского района Московской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимое имущество - гидротехнических сооружений:

- плотины пруда на ручье без названия (приток р. Нара), находящейся на территории этого муниципального образования у д. Судимля Серпуховского района Московской области

- плотины нижнего пруда на р. Сухменка (приток р. Ока), находящейся на территории этого муниципального образования у д. Новики Серпуховского района Московской области.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Серпуховский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Купцова Г.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200