Об обязании поставить на учет гидротехническое сооружение



Дело № 2-3595/2010

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

09 декабря 2010 года

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Кравченко М.Ю.,

с участием:

ст. помощника Серпуховского горпрокурора Кобозевой О.А.,

представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Сельское поселение Данковское» Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности - Дудникова И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Данковское» об обязании поставить на учет гидротехническое сооружение,

УСТАНОВИЛ:

Серпуховский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Данковское» и просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образование «Сельское поселение Данковское» Серпуховского района Московской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехничекого сооружения - плотины, находящейся на территории этого муниципального образования в д.Левашово Серпуховского района Московской области; обязать Администрацию муниципального образование «Сельское поселение Данковское» Серпуховского района Московской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимое имущество - гидротехническое сооружение - плотину, находящуюся на территории этого муниципального образования в д.Левашово Серпуховского района Московской области.

Свои требования мотивирует тем, что при проведении проверки в связи с исполнением задания прокуратуры МО «О проверке исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что на территории Серпуховского муниципального района в д.Левашово сельского поселения Данковское имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотина пруда на реке Речма (приток реки Оки). Плотина земляная, водосброс шахтный, водовыпуск донный, высота плотины 10,6 м., длина - 155 м., объем - 634 тыс. м3, площадь 17,4 га. Данное гидротехническое сооружение имеет назначение - орошение. Право собственности на указанное ГТС отсутствует. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. ГТС расположено в административных границах сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области, следовательно, бездействие Администрации сельского поселения в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Московской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Старший помощник Серпуховского горпрокурора КобозеваО.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Данковское - по доверенности Дудников И.М. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что не имеется доказательств того, что плотина является бесхозной, отсутствуют документы с описанием плотины. Показал, что д.Левашово находится в границах сельского поселения Данковское. Права на плотину не зарегистрированы в связи с отсутствием денежных средств.

Представитель третьего лица - Администрации Серпуховского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, данных об уважительности причин неявки суду не представил. В материалы дела представлены письменные объяснения по иску, из которого усматривается, что прокурором не представлены доказательства, что данное гидротехническое сооружение не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия на него документов и сведений. Действующим законодательством прямо установлен порядок обеспечения безопасности безхозяйных гидротехнических сооружений, в соответствии с которым Ростехнадзор, при выявлении таких сооружений обращается в орган местного самоуправления по месту нахождения сооружения и Правительство Московской области для решения вопроса о безопасности такого сооружения. Следовательно, полномочия по решению вопроса о безопасности гидротехнического сооружения находятся в совместном ведении местной администрации и Правительства Московской области. Соответственно, возложение на ответчика обязанности по обращению в Управление Росреестра с соответствующим заявлением является ненадлежащим способом защиты прав неопределенного круга лиц, в интересах которого Серпуховский горпрокурор обратился в суд. Кроме того, нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предписывают местным администрациям в императивной форме обращать данные объекты, не принадлежащие организациям, в муниципальную собственность. Также в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В связи с чем, требование прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д. 46-48).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав ст. помощника Серпуховского горпрокурора Кобозеву О.А., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного крута лиц.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Если, это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно п. 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г, N 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В силу п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории Серпуховского муниципального района в д.Левашово сельского поселения Данковское имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотина пруда на реке Речма (приток реки Оки). Плотина земляная, водосброс шахтный, водовыпуск донный, высота плотины 10,6 м., длина - 155 м., объем - 634 тыс. м3, площадь 17,4 га.

Из копии акта <номер> от <дата> ГУ «Мособлводхоз» усматривается, что состояние земляной плотины пруда на реке Речма (приток реки Оки) в д.Левашово удовлетворительное, состояние водосброса - удовлетворительное, отсутствуют льдозащитные устройства, состояние сорозащитной решетки удовлетворительное, но стержни слишком малого диаметра, отсутствуют затворы, имеются рекомендации по устранению основных недостатков (л.д. 11-17).

По сведениям, предоставленным ответчиком, указанное ГТС не значится в реестре муниципальной собственности Администрации сельского поседения Данковское (л.д. 10).

По сведениям Администрации Серпуховского муниципального района, указанное ГТС не включено в объем муниципальной собственности Администрации Серпуховского муниципального района (л.д. 26).

Из сообщения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области усматривается, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об указанном объекте (л.д. 50).

Из сообщения Серпуховского районного отдела ГУП МО «МОБТИ» ГТС в д.Левашово, плотина пруда на реке Речма (приток реки Оки) на учете в архиве филиала не значится (л.д. 126).

Из сообщения ТУ Росимущества в Московской области усматривается, что в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области и ее архиве спорный объект - ГТС в д.Левашово, плотина пруда на реке Речма (приток реки Оки) не значится (л.д.53).

Из сообщения Отдела водных ресурсов по Московской области Московско-Окского бассейнового водного Управления усматривается, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 490 от 23.05.1998 года «О порядке формирования и ведения Российского регистра ГТС» основные данные по гидротехническим сооружениям вносятся в Российский регистр ГТС. Полномочия по формированию и ведению регистра возложены на ФГУП «Центр Российского регистра ГТС и государственного водного кадастра» Федерального Агентства водных ресурсов. Информации в указанном регистре о спорном гидротехническом сооружении не содержится. В соответствии с ФЗ № 117-ФЗ от 21.05.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением норм и правил безопасности ГТС, за исключением ГТС, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления, возложены на Федеральную службу Ростехнадзора. На договорной основе с Министерством экологии и природопользования Правительства Московской области Московский Государственный университет природообустройства <дата> провел работы по обследованию ГТС Московской области, в ходе которых был составлен перечень ГТС, расположенных на водных объектах Московской области с указанием собственников и эксплуатирующих организаций. Данный перечень в настоящее время проходит процедуру согласования в Центральном территориальном Управлении Ростехнадзора. По предварительным данным плотина пруда на реке Речма (приток реки Оки) в д.Левашово является бесхозяйным ГТС, находится в неудовлетворительном техническим состоянии и требует текущего ремонта (л.д. 51-52).

Анализ вышеизложенных доказательств позволяет суду придти к выводу о наличии правовых оснований для признания спорного объекта бесхозяйным.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Суд приходит к выводу, что отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, непринятие органом местного самоуправления мер по постановке ГТС на учет как бесхозяйное недвижимое имущество нарушает конституционные права неопределенного круга лиц и создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан, причинение вреда их имуществу.

Проверкой плотины и водосброса установлено, что уровень безопасности ГТС пониженный, ГТС эксплуатируется с 1978 года, назначение водного объекта - орошение. Таким образом, в судебное заседание представлены доказательства наличия угрозы опасности жизни и здоровья неопределенной категории граждан.

ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

- осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

- содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Пунктом 3 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года за № 237 в обязанности собственникам гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации также вменяется содержание гидротехнического сооружения в исправном состоянии, своевременное осуществление разработок и реализации мер по обеспечению его безопасности, обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии с пунктами 8, 26, 31 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Согласно пунктов 5, 19, 20 части второй статьи ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

В ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования...

Согласно ч. 2 ст. 11 указанного Федерального Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Поскольку отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, расположенного в районе д.Левашово сельского поселения Данковское, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в результате чего возникает угроза жизни и здоровью граждан, а также значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей, а администрация муниципального образования необходимых мер для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации не предпринимает, суд находит требования прокурора, подлежащими удовлетворению.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, непринятие органом местного самоуправления мер по постановке ГТС на учет как бесхозяйного имущества нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением.

С целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации администрация муниципального образования «Сельское поселение Данковское» обязана поставить данное ГТС на учет в качестве бесхозяйного имущества, поскольку оно располагается на территории данного сельского поселения, должно составлять муниципальную собственность. Поэтому в соответствии со ст. 225 ГК РФ и постановления Правительства РФ №580 «Об утверждении положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» и возникла необходимость определения собственника спорного гидротехнического сооружения по постановке на государственный учёт бесхозяйного объекта и признании его муниципальной собственностью. Однако администрация сельского поселения проявила бездействие по постановке на учёт ГТС, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

При вынесении решения суд руководствуется ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом и принимает во внимание, что ответчик не представил доказательств отсутствия опасности при бесхозяйности гидротехнического сооружения в опровержение доказательств, представленных истцом.

Ссылка ответчика на то, что прокурором не представлено доказательств того, что спорное ГТС является бесхозным и не представлены технические документы на спорное гидротехническое сооружение, несостоятельна. Как установлено судом, спорное ГТС располагается в районе д.Левашово, которая отнесена к ведению администрации указанного сельского поселения, что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика. Границы сельского поселения до настоящего времени не установлены. Однако, постановка на учет ГТС не может зависеть от времени установления границ данного сельского поселения. Достоверных доказательств того, что ГТС - плотина пруда на реке Речма (приток реки Оки) не располагается на территории данного сельского поселения, ответчиком не представлено.

Таким образом, в силу норм гражданского законодательства, ГТС - плотина пруда на реке Речма (приток реки Оки) в д.Левашово является бесхозяйным имуществом и бездействие администрации сельского поселения Данковское Серпуховского района Московской области, в границах которого находится гидротехническое сооружение, которая в нарушение п. 3 ст. 225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращалась, является незаконным.

Поскольку наличие бесхозяйного ГТС создает опасность окружающей природной среде и населению, то заявление прокурора, направленное в защиту интересов неопределенного круга лиц, прежде всего населения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Сельское поселение Данковское» Серпуховского района Московской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехничекого сооружения - плотины пруда на реке Речма (приток реки Оки), расположенного на территории муниципального образования «Сельское поселение Данковское» в д.Левашово Серпуховского района Московской области.

Обязать Администрацию муниципального образование «Сельское поселение Данковское» Серпуховского района Московской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимое имущество - гидротехническое сооружение - плотину пруда на реке Речма (приток реки Оки), расположенную на территории муниципального образования «Сельское поселение Данковское» в д.Левашово Серпуховского района Московской области.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: И.С.Фетисова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200