О возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения



ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Серпуховского городского суда

Московской области

29 декабря 2010 года

город Серпухов

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре Новиковой А.А.,

с участием:

прокурора Кобозевой О.А.,

представителя ответчика Администрации сельского поселения Данковское - Ерёминой М.А.,

представителя третьего лица Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москве - Маренкова С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3534/10 по заявлению Серпуховского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Данковское о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Серпуховский городской прокурор Московской области обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Администрации муниципального образования сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области и требует от ответчика подать в федеральную регистрационную службу заявление о постановке на учёт бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения - плотины, находящейся на территории муниципального образования сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области в м. Данки.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что Серпуховской городской прокуратурой, в связи с исполнением задания прокуратуры Московской области от 02.07.2010 № 20-7-250-2010 «О проверке исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» проведена проверка. Установлено, что на территории Серпуховского муниципального района в м.Данки сельского поселения Данковское имеется бесхозное гидротехническое сооружение - плотина пруда на реке Сушка (приток реки Оки). Данное гидротехническое сооружение имеет - назначение - реакреакция, пожаротушение. По информации, представленной ГУ «Мособлводхоз» гидротехническое сооружение пруд на реке Сушка (приток реки Оки) Серпуховского муниципального района Московской области, ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен, то есть является бесхозяйным. В реестре федерального имущества данный объект также не числится. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнических сооружений и эксплуатирующая организация обязаны обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений. Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечёт неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. В соответствия с п.3 ст. 236 ГК РФ. Прокурор считает, что согласно ч.2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей администрация муниципального образования Данковское сельского поселения Серпуховского муниципального района Московской области должна была обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт объект недвижимого имущества - бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотину на реке Сушка (приток реки Оки). Однако до настоящего времени, указанные действия администрацией муниципального образования Данковское сельское поселение Серпуховского муниципального района Московской области не выполнены, в связи с этим, собственник ГТС плотины на реке Сушка (приток реки Оки) не определен. В связи с отсутствием собственника данного ГТС и в результате бездействия органа местного самоуправления по определению и постановке ГТС на учёт, контроль за состоянием ГТС никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются, что может привести к возникновению аварийных ситуаций с причинением ущерба окружающей природной среде, к значительным материальным потерям, к нарушению условий жизнедеятельности и гибели людей. Наличие бесхозяйного ГТС создает опасность окружающей природной среде и населению близлежащей территории, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Данковское сельское поселение Серпуховского муниципального района Московской области принять меры по постановке на учёт бесхозяйного ГТС - плотину пруда на р. Сушка Серпуховского муниципального района Московской области подав соответствующее заявление в орган, осуществляющей государственную регистрацию прав.

Представитель Серпуховского городской прокуратуры Московской области - Кобозева О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Данковское сельского поселения Серпуховского муниципального района Московской области - Ерёмина М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что ГТС находится не на землях сельского поседения, а на землях «Русский лес», имеет другого правообладателя. Организация «Русский лес» административно находится на территории сельского образования.

Представитель третьего лица Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москве Маренков С.И. в судебном заседании возражал против исковых требований, пояснил, что ГТС, которое находится на территории сельского поселения Данковское является федеральной собственностью, об этом есть подтверждение. Указанный пруд находится на 13 участке в 44 квартале Данковского лесничества. Плотина неотъемлема от пруда, пруд расположен на землях лесного фонда, земли лесного фонда являются федеральной собственностью, потому отдельных сведений по плотине в ФРС не содержится.

Представитель третьего лица - Администрация Серпуховского муниципального района Московской области - Шейко Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, ранее допрошенная в судебном заседании пояснила, что возражает против заявленных требований, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности, в том числе и по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения возлагаются на собственника гидротехнического сооружения. Порядок обеспечения безопасности ГТС не имеющего собственника (бесхозного) установлен ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в силу которой эксплуатация ГТС и обеспечение безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе ГТС, находящегося в аварийном состоянии), а также ГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утверждённым Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237 четко определён порядок принятия мер по обеспечению безопасности бесхозного ГТС, а именно п. 6 Положения установлено, что при обнаружении ГТС, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нём в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено ГТС, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидросооружения. Органом осуществляющем надзор за безопасностью ГТС является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Действующим законодательством прямо установлен порядок обеспечения безопасности бесхозяйных ГТС, в соответствии с которым при выявлении бесхозных ГТС Ростехнадзор обращается в орган местного самоуправления по месту нахождения сооружения и Правительство Московской области для решения вопроса о безопасности такого сооружения. Следовательно, полномочия по решению вопроса о безопасности гидротехнического сооружения находятся в совместном ведении местной администрации и Правительства Московской области. Соответственно возложение на Администрацию сельского поселения Данковское обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества является ненадлежащим способом защиты прав неопределённого круга лиц в интересах которого Серпуховский городской прокурор обратился в суд. Так же такой порядок защиты нарушенных прав, а именно возложение на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества не предусмотрен ни Федеральными законами ни Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённом постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580. Нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривают для муниципальных образований лишь возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не предписывают в императивной форме местным администрациям обращать данные объекты, не принадлежащие организациям, в муниципальную собственность. Прокурором не было представлено доказательств, что данное ГТС не имеет собственника (письменные возражения, л.д.36-38).

Выслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Если, это не исключается правилами Гражданского Кодекса РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечения года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов,

Согласно ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия. вод и жидких отходов.

Согласно п.4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории муниципального образования Данковского сельского поселения Серпуховского муниципального района Московской области в м. Данки на реке Сушка имеется плотина земляная, водосброс трубчатый, высота плотины 5 метров, длина - 60 метров, объём - 84000 кв.м., площадь 3 га.

Как видно из сообщения Администрации сельского поселения Данковское, ГСТ в в м.Данки пруд на р. Сушка является бесхозным, в реестре муниципальной собственности поселения не значится.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимого имущества: плотина пруда на р. Сушка (приток р.Оки), адрес: Московская область, Серпуховский район, район дер. Каменка, и плотина пруда на р.Нюня (приток р.Каменка), адрес: Московская область, Серпуховский район, м.Данки, не значится (л.д.48-49).

Согласно сообщению ГУП МО «МОБТИ» Серпуховский районный филиал, гидротехническое сооружение, а именно: м.Данки, плотина на р.Сушка (приток р.Оки) на учёте в архиве филиала не значатся (л.д.67).

При таких обстоятельствах суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как право собственности на спорное ГТС ни за кем не зарегистрировано, т.е. оно не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия на него документов и сведений, в том числе предусмотренных п.7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580: о не включении сооружения в Российский регистр ГТС (постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. №490), сообщением регистрационной службы об отсутствии в Едином государственном реестре прав, записи о владельце прав на ГТС.

Кроме того, отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечёт неисполнение предусмотренных ст.9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений», где собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения.

Таким образом, в силу гражданского законодательства, ГТС - плотина пруда на реке Сушка (приток реки Оки) является бесхозяйным имуществом. И бездействие администрации Данковского сельского поселения Серпуховского муниципального района Московской области, в границах которого находится гидротехническое сооружение, которая в нарушение п.3 ст.225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращалась, является незаконным и нарушает права неопределённого круга лиц. При таких обстоятельствах заявление Серпуховского городского прокурора Московской области, направленное в защиту интересов неопределенного круга лиц, прежде всего населения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Серпуховского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Данковское Серпуховского района Московской области обратиться с заявлением в Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области о постановке на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины пруда на реке Сушка (приток реки Ока) у м.Данки.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированной части решения.

Председательствующий Коляда В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200